Послание Генерального директора ЮНЕСКО Одре Азуле по случаю Международного дня образования 24 января 2022 года
Сегодня, когда мы в четвертый раз отмечаем Международный день образования, человечество переживает переломный момент в своей истории.
Вопиющее неравенство, израненная планета, усиливающаяся поляризация общества и катастрофические последствия пандемии ставят наше поколение перед принципиальным выбором: продолжать двигаться по пути, подрывающему основы устойчивости, или же радикально изменить курс.
Образование способно помочь нам решить все эти актуальные проблемы, однако и само образование столкнулось сегодня с серьезными вызовами.
Наше обязательство обеспечить возможность получения каждым человеком качественного образования по-прежнему ожидает своего выполнения. Дестабилизация ситуации, вызванная пандемией COVID-19, лишь усугубила кризисные явления в образовании, являвшиеся и до пандемии причиной того, что 268 миллионов детей, в основном девочек, не были охвачены услугами образования. Следствием такого положения дел стало то, что миллионы детей, молодежи и взрослых продолжают жить в условиях постоянной угрозы нищеты, насилия и эксплуатации.
В нынешних исключительных обстоятельствах обычный подход к ведению дел более неприемлем. Если мы хотим лучшего будущего, если мы готовы поменять нынешнюю траекторию развития, мы должны переосмыслить роль и задачи образования.
Это подразумевает заключение нового общественного договора в сфере образования, к чему призывает опубликованный ЮНЕСКО в ноябре прошлого года доклад под названием «Перспективы образования». Нам необходимо исправить допущенную в прошлом несправедливость и ориентировать процесс внедрения цифровых технологий на обеспечение инклюзивности и равенства. Кроме того, мы должны сделать так, чтобы образование в полной мере способствовало устойчивому развитию, в частности, путем включения во все учебные программы экологического воспитания и подготовки учителей по этой дисциплине.
Для этого нам необходимо оказать сектору образования финансовую поддержку, памятуя о том, что речь в данном случае идет не о расходах, а об инвестициях. Именно поэтому в принятой в ноябре прошлого года в ходе Глобального совещания ЮНЕСКО по вопросам образования Парижской декларации наши государства-члены подтвердили свое обязательство выделять на цели образования не менее четырех процентов ВВП или по меньшей мере 15 процентов государственных рас-ходов.
Нам следует также наращивать объемы международной помощи и глобальное сотрудничество, поскольку нынешняя пандемия стала ярким напоминанием о том, насколько хрупкими и взаимосвязанными являются наши общества. Добиться этих изменений мы сможем только действуя совместно через объединение усилий и сотрудничество.
Для этого нам необходимо инициировать широкое движение с участием правительств, гражданского общества, педагогов, учащихся и молодежи, что позволит, задействовав коллективный интеллект, совместно переосмыслить наше будущее.
В этом состоит смысл нашего послания по случаю Международного дня образования, являющегося общественным благом, основополагающим правом и фундаментом стабильного будущего.
Источник: en.unesco.org