Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Т.Е.Довгаленко выступила на пленарном заседании XIV Международного IT-форума в Ханты-Мансийске

Спасибо большое, Дмитрий, за Ваш вопрос. Я всех приветствую, и, как и другие, присоединяюсь к тем голосам, кто поблагодарил Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и лично Наталью Владимировну за организацию этого Форума. Спасибо за ваш вопрос и за то, что вы вспомнили про ЮНЕСКО.

У многих из сидящих в зале, возможно, есть вопросы – какая связь между цифровой повесткой дня и Организацией с таким культурным реноме. Кстати, здесь в Ханты-Мансийске многим не надо объяснять, что мандат гораздо шире, потому что именно Ханты-Мансийск уже очень много лет принимает международные крупные конференции в рамках юнесковской Программы «Информация для всех». Организация занимается и цифровизацией, и проблемой как оставаться человеком в «новом дивном мире».

Когда пришел новый Генеральный директор, француженка О.Азуле в 2017 году, в 2018 году она предложила идею заняться искусственным интеллектом. У многих стран-членов Организации были большие сомнения: потянет ли ЮНЕСКО, и что конкретно может быть вкладом Организации. Потому что на тот момент, например, по пути осмысления регулирования искусственного интеллекта уже шла Организация экономического сотрудничества и развития, Евросоюз принимал различные директивные документы, Международный союз электросвязи занялся стандартизацией и технологическими аспектами. Вот тогда было решено, что с учетом богатого опыта ЮНЕСКО в сфере этики (а в Организации есть программы и инструменты, которые занимаются биоэтикой, этикой науки и технологий) будет выработан первый глобальный универсальный нормативный документ в сфере этических аспектов искусственного интеллекта.

Тема у нас заявлена как многополярный мир, так вот в ЮНЕСКО 193 члена, и за два года удалось согласовать этот документ. Это очень хорошо, я вам скажу по опыту, как карьерный дипломат, – прийти к общему знаменателю в таком формате – это очень хорошо. Понятно, что продукт, который мы приняли – эта Рекомендация – она, возможно, не идеальна и не идеально отражает наши интересы или интересы других стран-членов. Но главное, что удалось в ней закрепить, – это человекоцентричный подход, а именно: на всех этапах создания, разработки и использования искусственного интеллекта человек всегда должен оставаться хозяином машины и иметь право вето на любые решения, на любые алгоритмы, которые технология будет создавать. То есть искусственный интеллект должен развиваться во благо каждого индивида, во благо общества в целом и на гармоничное развитие человечества, потому что Рекомендация затрагивает такие важные аспекты, как, например, гармония с природой, экология, природоохранные.
Наталья Владимировна говорила о том, что нужно больше внимания уделять молодежи и привлекать молодежь к выработке цифровой повестки. Молодежь тоже затронута в Рекомендации, также, как и, например, коренные народы, это тоже актуально для округа, в котором мы находимся. При этом важно, что гарантом прав человека в цифровой среде, включая, главное право человека на жизнь, остается государство. Государство принимает решение, как законодательно это регулировать.

Рекомендация – это не юридический обязывающий договор, это инструмент так называемого «мягкого права» и предполагает добровольное ее исполнение. Первый отчет намечен на 2025 год в ЮНЕСКО, и до него еще далеко, но мы в России уже много что сделали еще на этапе разработки, и когда уже было понятно, в чем будет основное содержание документа, мы приняли свой Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, и этот Кодекс этики – это тоже инструмент мягкого права. Он открыт для подписания, его подписывают как федеральные и муниципальные органы государственной власти, так и компании-разработчики, крупные банки. Здесь вот упоминалось, зачем Югре, нефтегазовому региону, искусственный интеллект, а там много добывающих компаний подписало этот Кодекс. Университеты, научные круги, различные региональные отделения Российской академии наук. Сейчас уже более 180 подписантов, включая три иностранных – это компании из Мьянмы, Сирии и Эфиопии.

Я, пользуясь случаем, всех приглашаю посмотреть этот Кодекс, и если вы найдете, что он отвечает вашим интересам, тоже к нему присоединиться. В чем ценность – создана Комиссия, которая будет наблюдать за исполнением этого Кодекса и по мере развития технологий определять, какие аспекты требуют законодательного юридического закрепления, принятия законов, а какие аспекты можно оставить на уровне социальной ответственности бизнеса. И сейчас уже после принятия Рекомендации искусственный интеллект уже становится такой сквозной темой в ЮНЕСКО и проникает во все сферы, в культуру, в нематериальное наследие, в образование и прочее.

И следующий этап – говоря о «лего», о том, что из «лего» можно создать оружие, а можно создать что-то положительное, – то сейчас уже принято решение о том, что мы в ЮНЕСКО начинаем разработку нового универсального инструмента по этике нейротехнологий, потому что, как вы зачитывали выступление белорусского Министра, этот «дивный новый мир», он гораздо ближе, чем мы его видим, это уже фактически будущее, о котором писали писатели-фантасты, оно уже наступило, и поэтому важно «не расчеловечиваться». Есть известная цитата одного из наиболее читаемых французских писателей, вернее его произведений, Антуана де Сент-Экзюпери, который о воспитании детей говорил примерно следующее: «Не оскорбляйте детей готовыми формулами, не учите их, что польза – главное. Главное – воспитание в человеке человеческого». И если искусственный интеллект и цифровые технологии мы вместе коллективными усилиями в многополярном мире сможем поставить на пользу человека, на то, чтобы не усугублялось неравенство, сглаживалось неравенство, то мы будем двигаться вперед к этой цели, к цели, как она записана в Уставе ЮНЕСКО – о том, что «справедливый мир может основываться только на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества».

Спасибо.