Взаимодействие Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II с сетью Ассоциированных школ ЮНЕСКО и кафедрами ЮНЕСКО по вопросам совершенствования образовательной политики и реализации ЦУР 4 во взаимодействии с Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
В силу того, что образование является одним из основных прав человека, фундаментом укрепления мира и фактором устойчивого развития, Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II и подведомственный ему Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО рассматривают это направление деятельности в качестве своей первостепенной задачи, стремясь обеспечить руководящую роль в своей области на глобальном и региональном уровнях, содействуя укреплению национальных и международных систем образования и предпринимая шаги, связанные с реагированием на глобальные проблемы современности, используя для этого в качестве инструмента образование и уделяя особое внимание вопросам проблематики популяризации инженерного образования.
Образованию посвящена отдельная цель устойчивого развития – Цель 4, направленная на «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». В рамочной программе действий «Образование-2030» сформулированы руководящие принципы в отношении осуществления этой амбициозной цели и обязательства государств-членов ЮНЕСКО в этой области.
Руководствуясь вышеназванными Целями, Программами и Приоритетами ЮНЕСКО в области образования по инициативе Владимира Стефановича Литвиненко, Санкт-Петербургский горный университета императрицы Екатерины II во взаимодействии с Консорциумом университетов «Недра», Центром ЮНЕСКО, в феврале-марте 2024 года организовал два глобальных мероприятия с участием представителей кафедр ЮНЕСКО и сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО России и Белоруссии:
- Методический семинар для руководителей образовательных организаций «Новые подходы к школьному образованию в интересах формирования технологического лидерства страны» (28 февраля – 03 марта 2024 года) – более 200 директоров школ из 63 регионов России и Белоруссии;
- Академический семинар для руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования «Совершенствование образовательной политики в интересах технологического лидерства страны: проблемы и пути решения» (20-23 марта 2024 года) – более 100 участников.
Основная цель Семинаров: выработка предложений по внедрению инновационных подходов к реализации школьного образования; формирование Концепции развития инженерного образования в контексте выстраивания траектории преемственности – от школьного образования к вузовскому, к научной деятельности инженеров, готовых выполнять задачи государства нового уровня; популяризация базового инженерного образования среди молодежи и повышения мотивации к выбору инженерных специальностей; создание условий поддержки талантливой молодежи для последующего удовлетворения потребности экономики в высококвалифицированных инженерных кадрах.
В числе участников мероприятий: более 100 директоров школ, входящих в сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО России и Белоруссии, а также руководители школ, подшефных кафедрам ЮНЕСКО в вузах, входящих в состав Консорциума университетов «Недра» (более 100 вузов), региональные министры образования.
Модерировали научную составляющую семинаров: помощник Президента России Андрей Фурсенко, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, ректоры вузов Консорциума «Недра», а также руководители крупнейших предприятий минерально-сырьевого сектора экономики.
В мероприятиях также принял участие глава Консорциума университетов «Недра Африки» Пол Омаджо, который заверил, что опыт Санкт-Петербургского горного университета по модернизации инженерного образования будет внедрятся в странах Африки.
Семинары проводились в рамках реализации масштабного проекта «Лидер школы» – ключевое направление Горного университета по модернизации и популяризации инженерного образования среди молодежи на основании Указа Президента РФ от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».
Число женщин (директора школ и региональные министры образования), участвующих в Семинарах, составило 87%.
25 директоров школ получили поощрительные гранты в размере 50 и 100 тысяч рублей за популяризацию инженерного образования.
По итогам двух семинаров от участников в Оргкомитет поступило
429 предложений по развитию школьного образования в интересах подготовки будущих инженеров (изменение учебных программ, повышение мотивации школьников, взаимодействие «школа-университет-работодатель» более тесная интеграция с индустриальными партнерами и т.д.).
Вся информация передана первым лицам государства для использования в дальнейшей работе по модернизации инженерного образования.
Заканчивая столь масштабные мероприятия, Владимир Литвиненко резюмировал: «Для того, чтобы воспитать новое поколение инженеров и учёных, необходимо не только внедрять в образовательный процесс современные технологии и методики, совершенствовать инфраструктуру и повышать качество профессорско-преподавательского состава. Не менее важно сформировать конкурентную среду, которая мотивирует студентов проявлять свои лучшие качества – трудолюбие, усердие, целеустремленность. При этом следует понимать, что абитуриенты «не берутся из ниоткуда», они приходят к нам из школы. Поэтому наша задача – ещё на школьной скамье продемонстрировать молодёжи, что их нацеленность на успехи в учёбе, участие в общественной и научно-исследовательской работе, спортивных состязаниях, а главное – выбор конкретной парадигмы развития, обязательно будут отмечены, в том числе и материально».
Министр В.Н. Фальков призвал участников Семинаров более пристально изучать, насколько те направления подготовки, которые существуют в региональных вузах, соответствуют потребностям местного бизнеса, и оперативно вносить предложения по устранению диспропорций. Не менее важным он назвал и содействие в создании инженерных классов, без которых цепочка «школа – вуз – предприятие» априори будет менее эффективной.
В свою очередь министр образования Оренбургской области Алексей Пахомов назвал пилотный проект по совершенствованию подготовки кадров для отечественной экономики крайне востребованным. И выразил уверенность в том, что «Горный университет, который взял на себя функцию его локомотива, прекрасно справляется со своей миссией».
Итоги:
Управление в образовании – это реализация государственной политики, или «способность правительства создавать и обеспечивать соблюдение правил, а также предоставлять качественное образование».
Без системного сотрудничества «Правительство-школа-вуз-работодатель» невозможно было бы организовать и систематизировать предоставление качественного инженерного образования.
Эффективное управление признается необходимым условием достижения Целей в области устойчивого развития не только в сфере образования, но и в смежных областях, таких как здравоохранение и благосостояние.
Благодаря вовлечению всех заинтересованных сторон образовательный процесс считается более прозрачным и, следовательно, более контролируемым.
Прежде всего, эффективное управление более полно отвечает потребностям всех учащихся и тем самым прокладывает путь к достижению Целей в области устойчивого развития.
Участниками предложены следующие аспекты обеспечения качественного инженерного образования:
- Методики преподавания: участники согласились, что педагогические подходы, ориентированные на учащегося, более актуальны для предоставления образовательных услуг, чем традиционные подходы.
- Подготовка кадров, условия занятости и профессионализм: участники признали важность подготовки и постоянного повышения квалификации преподавателей школьной и высшей системы образования.
- Системы мониторинга, оценки и управления качеством: участники согласились, что без регулярной оценки и анализа качества образовательных инженерных программ невозможно отслеживать эффективность и действенность обучения.
- Продолжение исследований в целях информационного обеспечения политики и практики: участники признали важность обмена данными и результатами анализа и, соответственно, знаниями и передовым опытом в области инженерного образования на всех уровнях в целях формирования обоснованной политики.
- Вклад в совершенствование методик преподавания. Требование относительно первоначальной квалификации для преподавания по образовательным программам различного уровня.
- Вклад в улучшение подготовки учителей, условий труда, повышение профессионализма.
- Вклад в системы мониторинга, оценки и управления качеством.
- Вклад в подготовку информации о политике и практике в области инженерного образования.
Инчхонская декларация обязуется содействовать созданию качественных возможностей для непрерывного образования для всех в любых условиях, признавая важную роль не только формального образования, но и неформального и информального образования и обучения.
В соответствии с этой концепцией инженерное образование является составной частью качественного образования в рамках ЦУР 4, а также ключевым ресурсом в реализации других ЦУР, таких, как обеспечение гендерного равенства, ликвидация дискриминации, предоставление достойной работы, а также увеличение темпов экономического роста государств.
Решая поставленные задачи, Организаторы Семинаров осознают, что популяризация инженерных профессий должна осуществляться по трем взаимосвязанным векторам: начинаться в школе среди учеников и школьных учителей, затем – в университетской среде среди студентов, аспирантов, научно-педагогических работников, и, наконец, третий вектор – работа по мотивации к освоению инновационных профессиональных компетенций среди действующих специалистов. Это соответствует реализации ЦУР 4 и позволит повысить престиж инженерной профессии и улучшить обучение инженерным наукам.
Материал подготовил:
Ученый секретарь Консорциума университетов «Недра»,
к.ю.н., доцент Мария Солдатченко