Достояние России. Хор имени Пятницкого

Государственный академический орденов Трудового Красного Знамени и  Дружбы народов русский народный хор имени М.Е.Пятницкого — так звучит полное название самого известного хора России, исполняющего народную музыку. Его появление стало культурной революцией, а вся дальнейшая деятельность — утверждением славы русского народного искусства.

Истоки

В 1910 году знаток певческого искусства и знаменитый собиратель русских песен М.Е.Пятницкий организовал хор крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Коллектив был невелик: на известной фотографии тех лет руководитель запечатлен всего лишь с четырнадцатью хористами в народных костюмах.

Первый концерт хора состоялся 2 марта 1911 года в Москве и произвел настоящий фурор: ценители искусства были потрясены песнями в исполнении крестьян, еще вчера пахавших в поле, а сегодня вышедших на сцену Малого зала Благородного собрания.

Митрофан Пятницкий
По сути, это было любительское пение — М.Е.Пятницкий не признавал предварительных репетиций, считая, что народное пение должно звучать максимально естественно, «как на завалинке». Выступ­ление певцов по достоинству оценили С.В.Рахманинов и Ф.И.Шаляпин — великие музыканты, прекрасно знавшие и ценившие русскую народную песню.

До начала 1920-х годов певцы хора после концертов в столице разъезжались обратно по своим деревням и брались за привычную крестьянскую работу. Лишь через десять лет после основания хора Пятницкий перевез своих музыкантов и певцов в Москву, чтобы выступать на постоянной основе.

После Октябрьской революции у кресть­янского хора началась новая жизнь. 22 сентября 1918 года на концерте хора перед кремлевскими курсантами присутствовал В.И.Ленин. Он сразу оценил огромный потенциал коллектива, пригласил М.Е.Пятницкого на беседу в Кремль и пообещал всяческое содействие. С этого момента концертная деятельность коллектива стала более активной, а с открытием регулярного радиовещания в ноябре 1924 года хор узнала и услышала вся страна.

Становление

После смерти М.Е.Пятницкого в 1927 году коллективу было присвоено имя его основателя, а дело продолжил его племянник, П.М.Казьмин — незаурядная личность, большой знаток русского народного творчества.

В 1929 году в прессе развернулась кампания под девизом «Нам не нужен старый хор, поющий песни кулацкой деревни. Новой деревне — новые песни». Творческий кризис разрешился с приходом в хор талантливого композитора В.Г.Захарова, который направил развитие коллектива по новому руслу. В репертуаре появились авторские песни, проникнутые энергией и романтикой своего времени: «Вдоль деревни», «Прокати нас, Петруша, на тракторе», «Зелеными просторами» и другие. А лирические песни В.Г.Захарова «И кто его знает», «Провожанье», «В чистом поле» запела вся страна.

В 1936 году в жизни хора произошло знаменательное событие — ему был присвоен статус государственного. Два года спустя в коллективе была создана танцевальная группа. Ее возглавила Т.А.Устинова, выдающийся балетмейстер, воспитанница Московского хореографического училища. Т.А.Устинова изучила народный хореографический язык разных областей России и ввела его в свои танцевальные композиции. Она автор знаменитого «воронежского шага», когда девушки, будто лебеди, неспешно плывут в хороводе. В том же году в коллективе появилась оркестровая группа во главе с В.В.Хватовым. Талантливый музыкант создал уникальный оркестр, в составе которого звучали самые разные инструменты: баяны, гармони, рожки, жалейки, балалайки, домры, гусли, трещотки, добавляющие в концерты новые краски и оттеняющие общее настроение исполняемых песен и танцев.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов хор вел активную концертную деятельность, выступал в составе фронтовых концертных бригад. Всенародную известность приобрела песня «Ой, туманы мои, растуманы», написанная в 1943 году В.Г.Захаровым на слова М.В.Исаковского и ставшая гимном всего партизанского движения. Популярными в то время были прямые трансляции концертов из студии Дома звукозаписи. Их слушали в тылу и на фронтах рядовые и командиры, летчики и моряки. А потом с фронта потоком летели переполненные благодарностями письма-треугольники с простым адресом «В хор Пятницкого». Среди сохранившихся писем есть, например, такое: «Уходим в бой, у нас в землянке черный репродуктор, из него звучат песни в вашем исполнении. Пойте, пожалуйста, чаще… А когда последний фашист ляжет в землю или поднимет вверх свои “грабли”, мы на празднике Победы встанем рядом с вами в строй, как с нами в бой шли ваши песни. Лейтенант Кувшинов».

Так и случилось — именно хор имени Пятницкого 9 мая 1945 года открывал на Манежной площади празднества в честь Великой Победы. Хористы, принимавшие участие в торжестве, вспоминали, как после объявления хора в воздух полетели пилотки, бескозырки и фуражки солдат, только-­только вернувшихся с фронта. Так они приветствовали любимых артистов.

В послевоенные годы гастрольно-концертная деятельность коллектива расширилась. С конца 1940-х годов он начал выезжать за границу, побывал во многих странах Европы. Хор стал всемирно знаменитым. Во многом это была заслуга его руководителей, способных своим творчеством преумножить славу коллектива. Одним из таких выдающихся людей был М.В.Коваль, руководивший хором в 1957–1962 годах. В 1959 году за большие творческие достижения коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Во весь голос

В 1962 году в истории хора началась новая эпоха. Главный народный коллектив страны возглавил композитор В.С.Левашов, остававшийся на этом посту более двадцати лет. Левашов — задушевный, тонкий лирик, автор песен «За околицей», «Как не любить мне эту землю», «Поет гармонь на перекрестке», вошедших в золотой фонд советского музыкального искусства.
Большое место в репертуаре хора этого периода занимали театрализованные вокально-хореографические сюиты и композиции, представлявшие целые культурно-этнографические срезы разных областей России — «Брянские игрища», «Калужские переборы» — и освещающие темы современной жизни — «Расцветай, земля весенняя», «Здравствуй, Волга!», «Поэма о Москве». Такие композиции требовали свободного владения сложным многоголосием и высокого исполнительского мастерства певцов, танцоров, музыкантов.

В 1968 году, получив высокое звание «академический», народный хор вошел в элиту отечественной культуры и искусства. География гастролей расширилась, мастерству хора рукоплескали зрители более чем 40 государств. «Русские артисты берут наши сердца в свои руки», — восхищалась зарубежная пресса.

Русский всенародный хор

С 1989 года хором имени Пятницкого руководит А.А.Пермякова. Много лет проработавшая в коллективе, человек большого таланта, непреклонной воли и безудержной энергии, она успешно развила достижения своих предшественников.

А.А.Пермякова

Главное — возврат к исконным принципам народной музыки, к традициям, которые были заложены более ста лет назад М.Е.Пятницким. При этом хор никогда не стремился к этнографической достоверности. Сила его искусства именно в жизненности, в глубокой и неразрывной связи с современностью. «Песню не поют, ее играют», — любит повторять А.А.Пермякова и ставит во главу угла музыкальное действо. Оно связывает песню, танец, музыку, актерскую игру исполнителей в увлекательный калейдоскоп событий. Сцены будто рождаются на ходу: с одной стороны — никаких шаблонов, с другой — ничего лишнего и случайного. Такой подход требует высочайшего владения профессией. На сцене коллектив — единый организм, коллективная творческая личность, объединенная одной задачей и одним стремлением — раскрыть высокую нравственность и духовность русской песни, всю красоту народного искусства России.

Сегодня в составе хора трудятся лучшие из лучших: певцы, танцоры, музыканты. Они приехали в коллектив из 30 регионов страны, среди них более 40 лауреатов всероссийских, международных и региональных конкурсов исполнителей.

Любовь зрителей к хору непреходяща: где бы ни выступал коллектив, залы всегда переполнены. Так что со всей справедливостью можно сказать: из века в век тянется связующая нить русских песен, сплетая в единый узор прошлое, настоящее и будущее народов России.

Источник: pyatnitsky.ru