Почему молодежь возвращается на Соловки

Для Соловецкого архипелага по распоряжению президента пять лет назад создан специальный государственный фонд — это единственный случай в нашей стране. В попечительский совет фонда вошли федеральные министры, а работу контролирует вице-премьер правительства. Острова находятся «под лупой» ЮНЕСКО (как объект культурного наследия) и под опекой Русской православной церкви. А «Российская газета» решила выяснить, как сегодня живут люди на одном из самых северных архипелагов России.

Учитель соловецкой школы Ирина Дунаевская пылит по поселковой грунтовке на велосипеде. На Соловках даже дороги — культурное наследие: построенные монахами монастыря сотни лет назад на «валунных подушках», они не подлежат асфальтированию, а только реставрации.

У велосипеда Ирины — детское кресло, на котором сейчас ездит пятилетняя Варечка, а до нее занимали старшие сыновья — Егор и Костя. Дунаевские — одна из семей, корнями вросшая в эти северные камни: дед Ирины долгое время работал смотрителем маяка на Секирной горе, его дочки так и остались на островах, а теперь вот и внуки, и правнуки. Одним словом, все, как в знаменитой песне Валентина Вихорева про Соловки:

«Надо просто здесь пожить — ты приезжай сама».

А что, здесь еще и обычные люди живут? И даже школа есть? И не одна, а еще и музыкальная? Это стандартные вопросы туристов, спускающихся на святые берега с морских и авиатрапов. Ирина с земляками привычно отвечают: да, есть и детсад, и школа, и поликлиника, хотя живут на Соловках всего 800 человек. И местные медалисты каждый год подтверждают свое золото на ЕГЭ — в этом году трое из десяти выпускников окончили школу с отличием. У ребят просто иного выхода нет — сложно отсидеться «на галерке», если она находится на второй парте, а у доски преподаватель с дипломом московского университета, приехавшая когда-то сюда паломницей и… «осоловевшая», как говорят на островах.

Одновременно людям приходится отвечать на ежедневные вопросы бытия. Десяток яиц в сельмаге стоит в два раза дороже, чем на материке? Жители заводят кур. Порошковое молоко надоело? В монастыре увеличили дойное стадо, и многие островитяне покупают молоко там. Хотя ответы находятся не всегда.

Одновременно людям приходится отвечать на ежедневные вопросы бытия. Десяток яиц в сельмаге стоит в два раза дороже, чем на материке? Жители заводят кур. Порошковое молоко надоело? В монастыре увеличили дойное стадо, и многие островитяне покупают молоко там. Хотя ответы находятся не всегда.

«В школе не хватает специалистов, которые бы занимались с детьми. Особенно логопеда. Жилой фонд давно не пополнялся. Люди хотели бы верить, что наконец-то достроят больницу и в школе появится спортзал,» — говорит Ирина Дунаевская.

Новое жилье и больницу обещают уже давно, но программа развития Соловков, разработанная около десяти лет назад, постоянно буксовала — бюджеты федеральных ведомств, региональной власти, интересы РПЦ и местных жителей связать воедино на маленьких, но очень «упрямых» островах, никак не получалось. Как в знаменитой басне про лебедя, рака и щуку. Начали, к примеру, строить новое здание музея — но в ЮНЕСКО проект забраковали, местная общественность его тоже не поддержала, а незаконченная стройка в итоге превратилась в 313-й памятник Соловков — только теперь уже разногласиям.

«К Соловкам не подходят общие лекала. Здесь словно кто-то свыше определяет все за людей. Но если какой-то проект не получается, может, и к лучшему? Вот, к примеру, первый жилой дом здесь планировали построить еще лет девять назад. Но сейчас у нас был бы 12-квартирный дом — абсолютно стандартный. А время показало, что таких подходов на Соловках быть не может!» — говорит заместитель директора Соловецкого музея-заповедника Евгений Тютюков, переехавший на острова из Архангельска с женой и дочками семь лет назад.

Кстати, ради того, чтобы на Соловках можно было строить и реставрировать, в правительстве РФ даже правовые акты пришлось править — к примеру, Земельный кодекс. Хотя некоторые соловецкие особинки ныне существующим законам вообще не подчиняются. К примеру, знаменитые местные сараи — трущобы: островитяне категорически не хотят с ними расставаться! В итоге власти пришли к выводу, что новые здания в поселке нужно строить с дровяниками. Нестандарт — исключительно ради Соловков.

В Фонде по сохранению и развитию архипелага спецкору «РГ» рассказали, что недавно проект обрел реальные очертания: первые дома будут возводиться на монолитном фундаменте из кирпича. Стиль — сдержанный, северный, окна с орнаментом. И как исключение, для островитян — новые хозяйственные постройки вместо сараев. По словам гендиректора фонда Александра Ходоса, на первом этапе запланировано 15 жилых домов на 60 квартир — их будут предоставлять переселенцам из аварийных зданий. Срок реализации проекта — 2025 год.

А сейчас на соловецкой «передовой» — рекультивация старой свалки, строительство полигона для ТБО и новых очистных сооружений. Дело в том, что мусор с Соловков до этого никогда не вывозился, свалка переполнена и человек наносит природе островов непоправимый ущерб.

Кстати, считается, что Соловки какими-то непостижимым механизмом поддерживают постоянную численность населения. Сколько отсюда людей уезжает — столько потом и прибывает. Несколько семей, к примеру, решили недавно перебраться в Архангельск по программам переселения из ветхого жилья. А в обратную сторону переехал участковый с семьей, филолог Мария Ненашева, вернулись на родину выпускники местной школы — брат Ирины Дунаевской Александр и его одноклассница с очень нужным на островах фельдшерским дипломом.

«Знаете, дети здесь избавлены от многих угроз. В городе, если человек растет среди панельных многоэтажек, он и будет считать, что это красиво. А на Соловках первозданная природа, красота и памятники силы духа человеческой,» — говорит Евгений Тютюков.

Александр Сабуров, директор Института стратегического развития Арктики Северного (Арктического) федерального университета:

«Существуют социологические исследования, изучающие миграционные настроения северян. Один из факторов для людей, которые из отдаленных районов Арктики не уехали и не собираются уезжать — это экологически чистые места, возможности для охоты, рыбалки, походов в лес, чему, я уверен, завидуют многие жители больших городов. И смежный с этим фактор — небольшая численность населения, тишина, возможность побыть наедине с собой, отсутствие постоянного шума. В Арктике выросло не одно поколение людей, которые считают себя северянами и физиологические адаптированы к северным условиям.»

Источник: rg.ru