Литературная мозаика Корнея Чуковского

50  лет назад ушел из жизни человек, на чьих стихах и сказках выросло не одно поколение детей. Корней Иванович Чуковский — не только самый известный и издаваемый детский поэт, но и выдающийся критик, переводчик, редактор, литературовед и блестящий лектор. На протяжении шестидесяти лет он был активным участником литературной жизни России, а его творчество поражает разнообразием жанров.

В начале пути

В 1901 году в редакцию газеты «Одесские новости» пришел молодой человек двадцати лет и предложил напечатать его статью «К вечно юному вопросу», где он рассуждал — ни много, ни мало — о том, что такое искусство. Так началась литературная деятельность Корнея Чуковского.

Корней Чуковский (настоящее имя — Николай Корнейчуков) родился в Санкт-Петербурге в 1882 году, детские годы провел в Одессе, там же учился в гимназии. Семья была бедной, и юноше после пятого класса пришлось оставить учебу и прокладывать себе дорогу в жизнь самостоятельно. Работая маляром, Чуковский каждую свободную минуту посвящал чтению книг и самообразованию: в частности, приобрел на базаре самоучитель английского языка, по которому зубрил слова и составлял фразы. В самоучителе, правда, отсутствовал раздел с транскрипцией, и Чуковский произносил слова так, как они пишутся. Но это ему не помешало в 1903 году поехать в Лондон в качестве корреспондента «Одесских новостей», а впоследствии стать одним из ведущих переводчиков страны: Корней Чуковский открыл для русского читателя У.Уитмена, Р.Киплинга, О.Уайльда, переводил М.Твена, Г.Честертона, О.Генри, А.К.Дойла, У.Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д.Дефо, Р.Э.Распэ, Дж.Гринвуда. Корней Иванович был удостоен Почетной степени доктора литературы Оксфордского университета, хотя поначалу англичане с трудом понимали речь будущего переводчика.

Сказочный мир Чуковского

Корней Чуковский начал изучать то, как говорят дети, будучи уже известным критиком и литературоведом. В 1907 году публикуется его работа «Детский язык», а в 1917 году выходит первая стихотворная сказка «Крокодил». На 20–30-е годы приходится самый «детский» период творчества Чуковского: одна за другой появляются «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Путаница», «Что делала Мура», «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе», «Айболит», «Краденое солнце», «Топтыгин и лиса». Наблюдая маленьких читателей, Чуковский пришел к выводу, что «в понимании ребенка счастье — это норма бытия», и нет ни одной сказки, которая бы не заканчивалась весельем, где бы добро не побеждало зло. Каждое произведение готовит маленьких читателей к взрослой жизни: в шутливой форме автор пытается научить детей ценить семью и друзей, приходить на помощь, отвечать за свои поступки. Сказки Чуковского образуют особый мир, населенный животными и ожившими предметами, которые постоянно находятся в движении, равно как и маленький читатель, познающий мир. Герои говорят очень простыми и удобными для запоминания фразами, а сюжет построен так, что с самых первых строчек малыши становятся частью этого сказочного мира — играют, повторяют, фантазируют, одним словом — развиваются.

Счастье быть нужным

В самом начале творческого пути Корней Иванович работал, по его словам, в «тысяче изданий», его первые книги были составлены из статей и пользовались большой популярностью. Из-под пера Чуковского-критика вышло множество литературных портретов его современников, как литературовед Корней Иванович изучал творчество А.П.Чехова, Н.А.Некрасова и ряда других писателей. Все его детские произведения — это тоже результат многолетних педагогических, лингвистических и психологических исследований. Именно этот жанр станет знаковым на длинном литературном пути Корнея Ивановича. И не будет у Чуковского более благодарных читателей, чем те, кому он отдал свое сердце и помог сохранить живую душу: «Боюсь, что «Крокодила» знает наизусть вся Россия. Боюсь, что на моем памятнике, когда я умру, будет начертано «Автор «Крокодила»».

Д.А.Серженко