В поисках «Ледяного континента». Фаддей Беллинсгаузен

В сентябре этого года исполнилось 240 лет со дня рождения Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, первооткрывателя южного материка, в будущем названного «Антарктидой».

20 сентября 1778 года на острове Эзель (Сааремаа) в семье одного барона родился долгожданный сын.

Новорожденный стал продолжателем древнего прибалтийского рода. Назвали его Фабиан Готлиб. И вряд ли, глядя на румяного карапуза, его родители думали о том, что через сорок лет этот мальчик забудет их родной немецкий язык, на чистом русском станет командовать флотилиями, возглавит южную полярную экспедицию и станет первооткрывателем нового, самого южного, континента.

В 10 лет его отдали учиться в Морской кадетский корпус в Кронштадте. А спустя 14 лет, в 1803 году, он был назначен мичманом на фрегат «Надежда» и отправился в свое первое кругосветное плавание под командованием адмирала И.Ф.Крузенштерна.

В этом опасном и сложном путешествии Беллинсгаузену была отведена роль картографа. С немецкой пунктуальностью он выполнял астрономические наблюдения и составлял карты. Все его картографические работы этих трех лет, касавшиеся неизвестных или неописанных ранее стран, были впоследствии высоко оценены.

В 1819 году группа русских исследователей инициировала экспедицию для поисков Южного материка. Хотя за полвека до этого Джеймс Кук вполне категорично заявил, что земля за Южным полярным кругом недоступна. И все же Александр I одобрил это смелое предложение. Основная задача экспедиции определялась морским министерством так: «открытия в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».

Должность начальника экспедиции долго оставалась вакантной. Лишь за месяц до выхода в море на нее утвердили военного моряка, капитана 2-го ранга Фабиана Готлиба Беллинсгаузена, ставшего для своих коллег и друзей Фаддеем Фаддеевичем.

Из-за спешной подготовки экспедиция отправилась в плавание на судах, не приспособленных к полярным широтам: на шлюпе «Восток» (командование которым было поручено Беллинсгаузену) и на шлюпе «Мирный» командовал которым лейтенант Михаил Петрович Лазарев.

16 июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мир­ный», составлявшие «Южную дивизию», снялись с якоря и под салют артиллерийских береговых батарей покинули родной Кронштадт.

Только через полгода, 15 января, путе­шественники в первый раз пересекли Юж­ный полярный круг. На следующий день они решили проблему, считавшуюся Куком неразрешимой: они подошли менее чем на 3 километра к северо-восточному выступу побережья.

Пытаясь обойти с востока непроходимые льды, «Восток» и «Мирный» еще трижды за это антарктическое лето пересекали полярный круг и стремились пройти ближе к полюсу.

Много раз корабли попадали в тяжелое положение. Сплошные льды грозились стать ледовым пленом. Требовалось большое искусство, чтобы спасти суда от повреждений.

Короткое антарктическое лето кончилось. В начале марта 1820 года шлюпы по договоренности разлучились, изучили юго-восточную часть Индийского океана, постояли в Сиднее, совместно обследовали архипелаг Туамоту, нашли там ряд неизвестных европейцам атоллов. Открыли остров Россиян, остров Лазарева, остров Восток, еще несколько островов.

Беллинсгаузен сделал несколько попыток измерить глубину океана, но лот не доставал дна. В то время ни одна научная экспедиция не пыталась измерить глубину океана. Беллинсгаузен на много десятилетий опередил в этом других исследователей; к сожалению, технические средства экспедиции не позволили решить эту задачу.

В ноябре 1820 года оба экипажа вторично направились к «льдинному материку». Трижды шлюпы пересекали полярный круг, но не могли подойти близко к материку из-за ледяных барьеров. И вот наконец 15 января 1821 года при совершенно ясной, прекрасной погоде и чистом небе экипажи обоих кораблей увидели землю: с «Мирного» — очень высокий мыс, с «Востока» — гористый берег. Беллинсгаузен назвал его «Берегом Александра I». «Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезла за предел зрения нашего…»

30 января 1821 года обнаружилось, что «Восток» нуждается в капитальном ремонте: с каждым днем в нем усиливалась течь. Ф.Ф.Беллинсгаузен отдал приказ «Южной дивизии» повернуть на север.

В начале марта 1821 года шлюпы встали на якорь на рейде Рио-де-Жанейро. А через два месяца, после основательного ремонта, корабли вышли в море, держа курс к родным берегам.

24 июля 1821 года шлюпы вернулись в Кронштадт.

Так Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, потомственный немецкий барон, приумножил славу Российского государства, которому служил до последних дней жизни верой и правдой, и навсегда вписал в его историю величайшее географическое открытие.

В 1839 году Беллинсгаузена в чине адмирала назначили главным командиром Кронштадтского порта. Именно под его руководством Кронштадт превратился в неприступную крепость.

Умер Фаддей Фаддеевич в 1852 году в  возрасте 74 лет.

Софья Бакалеева