Летописец русской жизни. А.Н.Островский — драматург и человек

Островского называют основателем современного российского театра, а его драматургическое наследие — энциклопедией русской жизни. И действительно, он так талантливо описал нравы купечества и мещанства, что его пьесы до сих пор не сходят со сцен столичных и региональных театров. В  2022  году по инициативе России и  Белоруссии при поддержке Армении, Болгарии и  Таиланда 200-летие со дня рождения Островского было внесено в список памятных дат ЮНЕСКО.

Прирожденный москвич

А.Н.Островский родился весной 1823 года в Москве. Отец будущего драматурга работал чиновником в суде и благодаря адвокатской практике сумел сделать настолько успешную карьеру, что даже получил дворянство. Семья ни в чем не нуждалась, и маленький Саша Островский мог учиться в престижной мужской гимназии и проводить время в обширной отцовской библиотеке за чтением русской классики. Огромное влияние на Островского оказала и сама жизнь в Замоскворечье — одном из самых колоритных районов старой Москвы. Здесь издавна селилось купечество, и замоскворецкая атмосфера заметно отличалась от духа остальных районов столицы. «Нигде нет таких больших и громогласных колоколов, как у нас за Москвой-рекой, и нигде в другом месте не пекут таких пирогов, запах которых распространяется по целому кварталу», — позднее писал Островский в серии очерков «Записки замоскворецкого жителя». Александр Николаевич с пристрастием изучал жизнь любимого района, отмечая не только удалой размах купеческого быта, но и некую роковую «замоскворецкую силу», которая часто заставляла человека поступать по расчету, а не по совести. Можно сказать, Островский с юности проявлял исследовательский интерес к тому, что мы сегодня называем массовым сознанием. Тем более что недостатка в объектах наблюдения у него не было: у отца в кабинете то и дело заседали купцы с разговорами о банкротствах, сделках и прибыли. Сюжеты для будущих пьес и образная речь персонажей Островского выросли именно из этих замоскворецких будней.

Из юристов — в писатели

Интерес к литературным занятиям Островский проявлял еще в гимназии, но отец вынудил сына поступить на юридический факультет Московского университета. Однако молодой человек учился неважно, вместо лекций ходил на спектакли и в итоге был отчислен с формулировкой «за непонятие наук». На самом деле, никакого «непонятия» студент Островский не проявлял — ему просто было скучно. Отец устроил непутевого сына в канцелярию Совестного суда, где рассматривались семейные и имущественные споры, позже молодой стряпчий получил должность секретаря в Коммерческом суде. Ни отец будущего драматурга, ни сослуживцы не подозревали, что Островский тайком переписывает протоколы заседаний в тетрадь, заодно отмечая разговорную манеру и примечательные черты внешности истцов и ответчиков — так Александр Николаевич собирал материал для своих произведений. В 1847 году в ежедневной московской газете вышла первая пьеса Островского «Картина семейного счастья», позже названная «Семейная картина». Но настоящую известность драматургу принесла пьеса «Свои люди — сочтемся» (первоначальное название — «Банкрот»), опубликованная три года спустя. Она имела успех не только у простых читателей, но и у авторитетных коллег по литературному цеху. Так, Л.Н.Толстой писал: «Вся комедия — чудо… Островский не шутя гениальный драматический писатель». А вот влиятельное московское купечество так обиделось на автора, изобразившего в пьесе купца Самсона Большова самодуром и аферистом, что нажаловалось властям. В результате пьесу к постановке запретили, но Островского было уже не остановить — он нашел свое призвание.

Большой талант из Малого театра

В 1852 году А.Н.Островский написал пьесу «Не в свои сани не садись» и бесплатно отдал ее Малому театру. Это была первая пьеса Островского, поставленная на сцене. Писатель и актер И.Ф.Горбунов вспоминал: «Спектакль превратился в событие исключительного художественного значения. Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей». С этого момента новые произведения Островского ставились в московском Малом театре и петербургском Александринском театре каждый сезон на протяжении более 30 лет. Александр Николаевич не просто писал пьесы, он реформировал российский театр. Бытовые подробности, человеческие характеры и житейские ситуации в его пьесах завораживали зрителей сходством с реальной жизнью: публика узнавала в персонажах себя, своих родственников и соседей. Не зря приказчик одного московского трактира отказался брать деньги у актера П.Г.Степанова, исполнившего в пьесе «Не в свои сани не садись» роль трактирщика Маломальского: «Извините, батюшка, мы с хозяев не берем!» — «Разве я хозяин?» — «Уж такой-то хозяин, что лучше требовать нельзя! В точности изволили представить!»

Интересно, что Александр Николаевич всегда участвовал в подготовке спектаклей. Обычно он собирал всю труппу и читал ей пьесу вслух. А читать он умел мастерски: современники отмечали, что он блестяще, с едва уловимым комизмом передавал речь купцов, приказчиков и чиновников. В итоге актерам ничего не надо было объяснять, они играли в пьесах «с голоса автора».

Летом 1856 года Островский стал участником этнографической экспедиции, в которую выдающиеся литераторы ехали «для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях». Островский взял на себя изучение обычаев жителей Волги от ее верховьев до Нижнего Новгорода. Он записывал истории местных купцов, и это дало богатый материал для новых пьес «Доходное место», «Не сошлись характерами», «Воспитанница» и знаменитой «Грозы». «Гроза», возможно, самое личное произведение Александра Николаевича. Образ главной героини Катерины Кабановой он списал с актрисы Любови Косицкой-Никулиной, в которую был безответно влюблен. Косицкая стала первой исполнительницей роли Катерины, и все актрисы, игравшие Катерину впоследствии, сознательно или бессознательно следовали заданной ею интонации. За пьесу «Гроза» Островский был награжден Уваровской премией, которая вручалась историкам и драматургам, внесшим заметный вклад в изучение русской истории и национального характера.

К 1870-м годам имя драматурга настолько прочно связалось с Малым театром, что театр стали называть Домом Островского. А потому Александр Николаевич со всей ответственностью пришел на помощь, когда в 1873 году здание закрыли на ремонт и труппу объединили с труппой Большого театра. Для дальнейшей работы требовалась пьеса, в которой могли бы участвовать и драматические актеры, и артисты оперы и балета. Островский написал пьесу «Снегурочка». Музыку к произведению по просьбе драматурга сочинил молодой композитор П.И.Чайковский. Пьеса была написана в стихах, но автор думал не только о рифме и размере: работая над «Снегурочкой», Островский консультировался с историками, обращался к историческому и фольклорному материалу, в том числе к «Слову о полку Игореве». В итоге получилось произведение, о котором театральный режиссер К.С.Станиславский сказал: «“Снегурочка” — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».

Труд и творчество

Современники отмечали, что Островский был невероятно трудолюбив — он писал много, одну пьесу за другой. К этому подталкивал сам ритм театральной жизни: нужно было успеть к началу сезона, к бенефису того или иного актера. При этом Александр Николаевич проявлял к себе высочайшие требования: даже если его персонаж произносил две-три реплики за всю пьесу, это должны были быть хлесткие фразы, которые мгновенно подхватывались публикой.

Удивительно, что при таком объеме работы Островский успевал заниматься общественными проектами. Вместе с пианистом Н.Г.Рубинштейном и писателем В.Ф.Одоевским он создал в Москве Артистический кружок. Кружок организовывал концерты и литературные вечера, с его помощью были открыты библиотека и частный публичный театр. Также Островский занимал пост председателя «Общества драматических русских писателей» и являлся автором его устава. Общество помогало литераторам защищать свои права и требовать наказания для театров, ставивших пьесы без разрешения авторов.

Александр Николаевич считал, что каждому драматургу необходимо «прилежное изучение иностранных литератур», а потому всю жизнь много занимался переводами. Он переводил Плавта и Теренция, Шекспира и Сервантеса, Гольдони и Кальдерона. Перевод шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра» Островский так и не закончил — умер за письменным столом от болезни сердца в своем имении Щелыково в 1886 году.

Островский — навсегда

А.Н.Островский — писатель с небогатой биографией, но с богатым наследием. Он написал почти 50 пьес, из которых около 20 до сих пор ставят театры. Более того, Островский — чемпион по экранизациям. Начиная с 1911 года по мотивам его произведений сняли примерно 80 фильмов, причем не только художественных, но и анимационных. Интересно, что написанная в 1878 году пьеса «Бесприданница» с ее акцентом не на действии, а на характере главной героини оказалась для современников слишком новаторской и была встречена довольно прохладно. Зато фильм «Жестокий романс», снятый по ее мотивам в 1984 году, имел колоссальный успех у зрителей и до сих пор остается классикой советского кино.

Островский писал в XIX веке и о XIX ве­­ке, но он принадлежит не только своей эпохе. Каждое поколение открывает его наследие заново. Возможно, все дело в том, что «летописец русской жизни» сумел соединить в своих пьесах все лучшее: юмор, самоиронию и веру в то, что, хоть плохого в нашей жизни больше, хорошее — намного важнее.

Т.Ю.Борисова