Дело техники

С.В.Рахманинов был не только выдающимся композитором, пианистом и дирижером, но и коллекционером. Причем коллекционировал он технические новинки, которыми сам с удовольствием пользовался: перед выступлениями разогревал руки электрической грелкой, дома пил чай из электрического чайника. В своем тамбовском имении Ивановка Рахманинов разъезжал на роскошном спорт-фаэтоне «Лорелей». Композитор катал на нем не только родственников и друзей, но и дворовых крестьян и мальчишек.

Обосновавшись после революции в Швейцарии, Рахманинов приобрел моторную лодку, освоил управление и в шутку называл себя «отважным мореплавателем Васко да Гама».

Рахманинов поддержал авиаконструктора Игоря Сикорского. После революции Сикорский обосновался в Америке. В сарае брошенной птицефермы, где стоял единственный самолет, зарождалась будущая авиакомпания Sikorsky Aero Engineering Corporation. Финансовые дела шли туго, сотрудники работали фактически бесплатно. И тут неожиданно пришла помощь от Рахманинова. По воспоминаниям сына Сикорского, его отец на последние 20 долларов купил билет на концерт великого пианиста и в антракте пришел к нему в артистическую. Узнав о бедственном положении земляка, Рахманинов вручил ему чек на 5000 долларов со словами «Я верю в ваш самолет». К слову, Рахманинов быстро оценил преимущества авиатранспорта. В интервью корреспонденту французской газеты композитор признавался: «Вы только подумайте, вчера еще я играл в Лондоне. Сегодня в полдень вылетел оттуда на аэроплане, через два часа был в Париже, а ночью надо садиться в поезд и ехать в Цюрих. Нехорошо летать на старости лет. Так ведь иначе никак нельзя, не поспеешь!».

Н.Ю.Тартаковская.
Материалы предоставлены Российским национальным музеем музыки