Из глины в вечность. Дулевский фарфор — художественный вкус и фирменный стиль

Небольшой город Ликино-Дулево, в 80 км от Москвы, известен далеко за пределами России. Дулево не только географическое название, но и символ старинного фарфорового производства, которое гордится своим прошлым и уверенно смотрит в будущее.

Фарфоровая империя

В 1832 году выходец из села Гжель Терентий Кузнецов основал фарфоровый завод на пустоши близ деревни Ликино. Предприя­тие быстро стало ведущим производителем фарфора в России, причем в росписи изделий акцент делался на народных мотивах. Работницы завода расписывали фарфор кистью или просто пальцами — получались размашистые мазки, из которых складывались самобытные рисунки. Среди работниц в то время было много женщин с именем Агафья, а потому рисунки в новой технике получили название «агашка» (уменьшительное от имени Агафья). Эти «агашки» и определили уникальный стиль дулевского фарфора.

Своего расцвета Дулевский завод достиг при внуке Терентия Кузнецова Матвее. Он создал Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий, присоединив к своей империи еще 10 предприятий по производству фарфора в разных российских губерниях. Двоюродный брат Матвея, Иван, основал Волховский, Бронницкий и Грузинский заводы. Постепенно в руках семьи Кузнецовых оказались 18 предприятий.

Фабрики Кузнецовых учитывали запросы всех сословий. Для простых горожан изготавливали посуду в лучших традициях Гжели, изделия для солидных купцов богато украшали золотом, для аристократов делали утонченные, изящные вещи. Фарфор вошел в моду: на свадьбы было принято дарить добротный столовый сервиз, а при рождении ребенка — тонкостенный чайный. В 1902 году Матвей Кузнецов был включен в почетный список поставщиков двора Его Императорского Величества и получил право использовать на своих изделиях изображение двуглавого орла — символа государства Российского.

Фарфор высшей пробы

Даже в пору исторических потрясений XX века Дулевский завод работал без перебоев. В 1931 году главным художником завода стал Петр Леонов. Он создал и возглавил уникальную художественную лабораторию, где творили мастера, работавшие еще при Кузнецове. В 1937 году рисунок Леонова «Красавица» был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже. А на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году звездой советской экспозиции стала скульптура «Сокол» Алексея Сотникова, практически всю жизнь проработавшего в Дулеве. С 1964 года и по сей день изображение «Сокола» является товарным знаком Дулевского фарфорового завода.

Случалось Дулевскому заводу получать и особые заказы. 12 апреля 1961 года вся страна рукоплескала Юрию Гагарину, совершившему первый полет в космос. Секретным распоряжением Совета Министров СССР был утвержден список подарков космонавту, куда вошла и фарфоровая ваза работы Дулевского завода. Заготовка вазы на заводе была, а вот портрет первого космонавта на ней нужно было еще создать! За фотографией Гагарина дулевцы послали гонца в Москву, а сами параллельно рисовали эскиз прямо с телевизионных трансляций о полете. Когда привезли фотографии, мастер фотокерамики Виктор Юрьев сделал диапозитив. Художник Донат Рождественский написал портрет космонавта, а Сергей Медведев расписал вазу подходящими к случаю узорами. Работали день и ночь. 13 апреля ваза была готова и ее торжественно вручили космонавту-герою.

Дулевский завод не остался в стороне и от ХХII Олимпийских игр 1980 года. За несколько лет до Олимпиады-80 предприятие приступило к выпуску сувенирной продукции с олимпийской тематикой. Главным героем росписей стал знаменитый олимпийский мишка. Его графический образ создал иллюстратор детских книг Виктор Чижиков. А в фарфоре его воспроизвел художник Дулевского завода Виктор Ропов. Из Дулева десятки тысяч фарфоровых медвежат разъехались по всему миру.

Дулевский фарфоровый завод с давних пор поддерживал связь с Российским театром имени Вахтангова. Во многом это заслуга скульптора Асты Бржезицкой, работавшей на предприя­тии более 50 лет. Аста запечатлела в фарфоре многих актеров театра: Александра Калягина в образе Тартюфа, Андрея Миронова в роли Фигаро, Тамару Макарову в облике Хозяйки Медной горы. Чтобы создать композицию по сюите «Принцесса Турандот», она посмотрела этот спектакль в театре Вахтангова целых 27 раз! Театровед Борис Поюровский вспоминал: «Ей давали место в оркес­тровой яме, она приходила с карандашом и с блокнотом и всех зарисовывала на каждом спектакле».

Из прошлого в будущее

Сегодня Дулевский фарфоровый завод выпускает более 10 миллионов изделий в год. На предприятии осуществляется полный производственный цикл — от приготовления фарфоровой массы до декорирования и обжига.

Завод выпускает столовую и чайную посуду, а также художественный фарфор с традиционной ручной росписью. Большой популярностью пользуются фарфоровые скульптуры, например, по мотивам русских народных сказок. Фирменный магазин, в котором можно все это приобрести, расположен на самом предприятии.

Молодые художники и скульпторы не только создают новые произведения, но и восстанавливают утраченные, которые затем пополняют экспозицию музея. После реконструкции 2014 года площадь экспозиции музея занимает 1200 квадратных метров, и гости нередко называют музей фарфоровым океаном. Здесь можно увидеть авторские произведения художников и скульпторов, работавших на заводе в разное время.

Дулевский фарфоровый завод за почти два века своей истории стал доминантой культурной жизни города Ликино-Дулево. Уже три года летом в городе проходит фестиваль со старинным и памятным для горожан названием «Агашка». В программе мероприятия — выставки фарфора и мастер-классы, экскурсии на производство и встречи за круглым столом, конкурсы «Фарфоровая кокетка» и «Фарфор на колесах», церемония «Фарфоровая свадьба» и многое другое. Фестиваль стал своеобразной визитной карточкой города.
А главное, здесь по-прежнему делают фарфор, работают на совесть и держат марку, потому что, как сказал Бенджамин Франклин, «стекло, фарфор и репутация легко дают трещину и никогда полностью не восстанавливаются».

О.А.Сычева, О.А.Табункова