Путешествие в cтрану догонов

Российская экспедиция на малийской земле

Нагорье Бандиагара в Республике Мали входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1989 года. Несколько лет российские ученые изучают традиции и культуру народа догонов.

Научно-исследовательская экспедиция Института востоковедения РАН работает в Республике Мали с 2015 года, а с 2017 года в ней принимают постоянное участие сотрудники Государственного музея Востока (Москва). Российские антропологи и историки искусства заняты изучением традиционной культуры догонов и ее изменений в условиях современного мира. Деятельность ученых также связана со сбором предметов искусства и этнографии для пополнения музейных коллекций Государственного музея Востока и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Почти лишенное растительности нагорье Бандиагара (плато Догон) резко обрывается в долину Сено. Этот обрыв на сотню с лишним километров тянется с юго-запада на северо-восток вдоль долины Сено. Местами он прорезан глухими ущельями с глубокими гротами, перемежающимися с выступающими в долину каменными отрогами. В этом пейзаже действительно есть что-то мистическое: там возникает ощущение, что смотришь в самую седую глубину времен, на землю, которая еще «безвинна и пуста».

Предки современных догонов приходили на нагорье несколькими волнами. Первая явилась туда примерно в Х веке, двигаясь с территории современной Буркина-Фасо. Около XII века на нагорье пришла вторая волна переселенцев. Последняя зафиксированная миграция относится к 70-м годам XIX века. Согласно устной традиции, эти люди были выходцами из страны манден, обширной территории на западе Мали, тянущейся от границы Мавритании до реки Нигер.

Переселенцы обживали нагорье и долины у его подножия. Они отчасти унаследовали культуру обитавшего здесь с X–XII веков народа теллем, обладавшего развитой земледельческой культурой. Архитектура поселений теллем была полностью обусловлена местом обитания: их глинобитные постройки на каркасе из тонких деревянных балок узкими полосами лепятся на отвесном скальном обрыве плато выше догонских построек. Однако и теллем не были первооткрывателями нагорья. Задолго до них здесь обитали толой (ньогом) — их крохотные бочкообразные постройки можно видеть еще выше заброшенных деревень теллем.

Потомки переселенцев до сих пор помнят о событиях, вынудивших их предков переселиться из плодородной страны манден в этот суровый край. Устное историческое предание служит духовной опорой и объединяющим фактором для всех догонов, хотя каждая деревня и даже квартал хранят свои собственные рассказы об истории их основания. Культура догонов формировалась как уникальный по многообразию сплав этнических и социальных групп, говорящих, по современным оценкам, примерно на тридцати языках. Сохраняя семейные, клановые, деревенские истории, догоны осознают себя и представляют свою общую культуру среди других этносов как нерушимое целое. При этом догоны сохраняют добрососедские отношения с другими народами Мали: в правила традиционного этикета, общего для всей страны, заложен механизм разрешения конфликтов — «шуточное родство», которое переводит конфликты в игровую форму, лишая их остроты. На бытовом уровне это выглядит как постоянное подшучивание и подтрунивание друг над другом. Жертвой таких шуток может быть и европеец, причем, «издеваться» над ним будут тем больше, чем лучше к нему относятся.

Юмор пронизывает всю жизнь традиционной догонской деревни. К примеру, в деревне Энде рассказывают множество лукавых историй, совершенно гоголевских по духу. Так, рядом с коранической школой находится «заколдованное место»: однажды один очень важный старик хотел там сплясать, но не смог, и все поняли, что место это нехорошее. Говорят, что, если пройти по нему, случится несчастье, но только с тем, кто знает о его пагубных свойствах. Если же туда забредет какой-­нибудь незадачливый турист, который о нем не знает, то ничего не случится. В результате ничего страшного в деревне не происходит: те, кто знают о колдовстве, там не ходят, а с туристов и взятки гладки. Злые языки утверждают, что раньше там было место языческих жертвоприношений…

Деревни догонов насыщены предметами искусства и ремесла, которые создаются в русле живой художественной традиции. Искусной резьбой украшены деревенские «тогуна» (это слово лучше всего перевести как «парламент»), а также двери, ставни и засовы. В домах нередко можно встретить деревянную скульптуру и художественные изделия из металла. Обитатели догонских поселений бережно хранят их и как память о своих предках, и как сугубо художественные произведения. Вопреки распространенным утверждениям о вырождении и гибели традиционного искусства, существует развитый рынок скульптуры «для своих». Рынок же предметов, предлагаемых на продажу туристам и коллекционерам, переживает не лучшие времена — из-за войны в Мали практически нет туристов. Востребованность художественных произведений связана также с тем, что немалая часть догонов продолжает придерживаться традиционных верований, а некоторые мусульмане возвращаются к религии предков.

Работа экспедиции давно вышла за рамки первоначальной задачи по проверке сведений, содержащихся в «классических» трудах этнологической школы. При соприкосновении с живой многообразной культурой этнолог, антрополог и историк искусства постоянно оказываются внутри потока новой и подчас совершенно неожиданной информации, которую невозможно вместить в рамки научных публикаций. Будучи вовлеченными в перипетии жизни современных догонов, мы получаем массу сведений, касающихся кухни, брачных обычаев, способов разрешения конфликтных ситуаций, особенностей местного юмора, специфики природопользования, тонкостей местной политики — это необычайно ценный источник для понимания самого «духа» культуры догонов.

Постепенно проясняется история расселения догонов по нагорью Бандиагара — головоломка устных исторических преданий отдельных деревень шаг за шагом складывается в стройную мозаику; уже собран разнообразный материал о развитии художественной традиции. Мы выявляем стилистические особенности изобразительного искусства разных деревень и, где это возможно, описываем индивидуальный творческий почерк отдельных мастеров; фиксируем изменения, происходящие сейчас внутри традиционного искусства под воздействием художественного рынка.

Занятный пример современного положения на рынке предметов искусства — вещи, созданные в наши дни, которые периодически предлагаются участникам экспедиции как «старые». Мастера откликаются на вызовы времени по-разному: творчески перерабатывают традиционные формы, меняют их или копируют известные произведения. Репертуар вещей, которые предлагаются туристам и собирателям, показывает, как сами догоны воспринимают европейского «потребителя» их искусства. Блестящие копиисты из догонской глубинки демонстрируют отличное знание музейных коллекций, а также явно располагают подлинно старыми вещами — они точно воспроизводят уже отошедшие в прошлое приемы ковки и моделировки скульптурной формы. Зачастую единственный способ определить истинный возраст таких «копий» —
радиоуглеродный анализ, который проводится в сотрудничестве с лабораторией радиоуглеродного датирования Института географии РАН.

Установление доверительных отношений с жителями деревень позволило в беседах с ними затронуть и некоторые болезненные для догонов темы, касающиеся охраны их культурного наследия. Помимо предметов, предлагаемых на продажу, во многих деревнях хранятся скульптуры (как правило, старые), которые являются наиболее ценными для всей деревни, так как связаны с ее историей и ритуальными практиками. К сожалению, сейчас участились кражи таких ритуальных предметов, что говорит о высоком спросе на догонский антиквариат. Поэтому очень важно исследовать принципы функционирования современного художественного рынка, по каналам которого происходит «миграция» предметов искусства и культовых объектов от владельца к владельцу, а также за пределы страны. Судя по всему, этот рынок существует на нескольких уровнях: наиболее ценные объекты остаются в деревне, чуть менее ценные предлагаются для покупки людям, обладающим в глазах владельцев хорошей репутацией; остальное уходит в столицу и крупные города, а оттуда и за пределы страны.

К сожалению, сменивший множество владельцев и выставленный на европейском аукционе артефакт практически всегда утрачивает свою историю.
Именно поэтому предпочтительным способом пополнения музейных коллекций предметами африканского искусства остается полевая работа, позволяющая собрать максимум сведений о произведении искусства и его создателях, а также об особенностях бытования вещи.

Д.В.Ванюкова, Государственный музей Востока
П.А.Куценков, Институт востоковедения РАН