Бронзовая летопись Страны Советов

История станции метрополитена «Площадь Революции»

Одна из наиболее впечатляющих станций московского метро­политена была открыта 13 марта 1938 года. Свое название она получила в честь площади, на которую выходила. По многочисленным версиям, самой площади имя досталось в память о Февральской революции 1917 года.

Как создавалась «Площадь Революции»

В 1934 году на конкурсе проектов будущей станции победил архитектор и градостроитель Алексей Душкин, чье имя прочно связано со строительством метро, а работы признавались одними из лучших в стране. Первоначально облик станции был иным — не предполагалось никаких статуй, вместо них планировалось сделать барельефы на революционную тематику. Однако ни один из представленных вариантов Душкину не понравился. Именно тогда было решено обратиться к скульптору Матвею Манизеру, который и предложил украсить станцию композицией из бронзовых фигур, объединенных темой революции, Гражданской войны и мирного довоенного времени. Однако архитектор идею не поддержал. По его мнению, предложенный дизайн был больше характерен для зала Пушкинского музея, чем для станции метрополитена. Душкин писал: «Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно». Однако начальству идея Манизера понравилась, и он незамедлительно приступил к работе.

Вместе со своим коллективом художник разработал серию эскизов скульптур, из которых были утверждены 24 темы для фигур, а реализованы только 20 — на станции 40 арок, в каждую из них предполагалось установить по две бронзовые фигуры. Всего скульптур 76: восемнадцать образов повторены в четырех одинаковых статуях, две — только дважды. Скульптуры в хронологическом порядке показывают события с октября 1917-го до момента установки композиции в декабре 1937 года.

Чтобы разместить в арках фигуры, Манизеру пришлось сделать их сидящими, согнувшимися или стоящими на коленях. Это вызвало возмущение у чиновников и множество саркастических шуток у простых граждан, говоривших, что композиция в точности изображает советский народ, который или «сидит», или стоит на коленях. Однако работу Манизера одобрил лично Сталин, после чего вопросов больше не возникало.

Начиная от западного эскалатора станции, две арки посвящены теме Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны — в них располагаются скульптуры красногвардейца с гранатой и солдата с винтовкой. Три следующие ниши раскрывают тему обороны страны после Гражданской войны. Здесь мы видим бронзовые фигуры крестьянина, матроса с наганом, парашютистки, матроса-сигнальщика с линкора «Марат», девушки с винтовкой и пограничника с собакой. Тема следующих арок — труд и образование: проходчик метрополитена, изобретатель, птичница с курицей и петухом, механизатор, студент и девушка с книгой. Еще три арки раскрывают тему семьи и отдыха: девушка-дискобол, футболист, мать с ребенком и отец с ребенком. В последней нише — фигуры пионеров-­авиамоделистов и пионеров-географов.

Когда в конце 1938 года Сталин осматривал новые станции метро, он довольно высоко оценил работу Манизера. Вот как об этом вспоминал инженер-метростроевец В.Жуков: «…Смотрю на товарища Сталина, и кажется мне, что наша станция ему понравилась… Иосиф Виссарионович отходит на несколько шагов, вглядывается в образы борцов за советскую власть и говорит: “Замечательно! Как живые…”».

С началом Великой Отечественной войны скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, откуда вернулись в столицу только в 1944 году. Во время транспортировки бронзовые фигуры сильно пострадали, восстановить их удалось лишь благодаря тому, что каждая имела несколько копий.

Прообразы бронзовых скульптур

Вероятно, у каждой скульптуры был реальный прототип, однако на сегодняшний день известны имена только шестерых из них. Остальные, скорее всего, навсегда останутся загадкой.

Так, прообразами пионерок с глобусом стали две ученицы 91-й школы вблизи современного Нового Арбата — Аня Лещинская и Нина Павлова. Любопытно, что Манизер с ними никогда не встречался, а для создания скульптур использовал фотографии девочек из газеты «Пионерская правда». Аня и Нина узнали об этом, только когда после окончания войны увидели в метро свои бронзовые копии.

Для создания скульптуры студента в качестве модели был приглашен преподаватель Института физкультуры Аркадий Гидрат — чемпион СССР по прыжкам в высоту, достижениям которого было посвящено множество публикаций в СМИ. В июне 1941 года Гидрат ушел на фронт, а уже осенью был объявлен пропавшим без вести. До того как в 2001 году были найдены останки спортсмена, его родные приносили цветы к бронзовой скульптуре, как к могиле.

Для создания скульптуры девушки-дискобола Манизер пригласил натурщицу из своей же мастерской Тамару Курбатову.

Прототипом матроса с наганом выступил курсант военно-морского училища Алексей Никитенко, который приказом был отправлен в Академию художеств для позирования Манизеру. Впоследствии Никитенко сделал блестящую карьеру на флоте, дослужившись до капитана 1-го ранга.

Прообразом матроса с линкора «Марат» стал выпускник военно-морского училища Олимпий Рудаков, чья удивительная жизнь достойна отдельной книги. Так, после окончания училища он был распределен на героический корабль «Марат», вместе с командой которого участвовал в параде морских судов у британских берегов в честь коронации короля Георга VI. Вернувшись на родину, был отобран Манизером для создания скульптуры матроса-сигнальщика. Пережив много невзгод, Рудаков закончил военную карьеру в звании вице-адмирала.

Больше всего вопросов вызывает прообраз, пожалуй, самой знаменитой скульптуры станции — «Пограничник с собакой». Считается, что моделями для создания композиции выступили Герой Советского Союза Никита Карацупа и его верный пес Индус. Насколько достоверна эта версия, неясно. Известно только, что прототипом собаки стала немецкая овчарка Ирма, принадлежавшая А.Душкину. Об этом в одном из интервью рассказал внук самого архитектора.

Легенды и приметы

Пожалуй, в московском метрополитене нет другой станции, с которой было бы связано столько легенд и поверий, как «Площадь Революции». Многие годы народная молва приписывает скульптурам Манизера разнообразные магические свойства.

Так, считается, что, если ранним утром потрогать флажок у матроса с линкора «Марат», день сложится удачно. Аналогичная примета касается и нагана второго матроса, именно поэтому это оружие постоянно воруют.

Тому, кто идет на свидание, рекомендуется коснуться туфельки бронзовой девушки с книгой. Какая именно туфелька приносит удачу, правая или левая, никто не знает, видимо, поэтому каждая из них натерта до блеска.

Магические свойства петуха из композиции «Птичница» противоречивы. С одной стороны, считается, что, если потереть его гребешок, можно ожидать прибавку к зарплате. С другой, есть поверье, что петух приносит несчастье и трогать его ни в коем случае не нужно. Не обходят вниманием пассажиры метро и саму птичницу — в подол ее бронзового одеяния нередко бросают записки с пожеланиями.

Еще один талисман «Площади Революции» — ножка ребенка, сидящего на руках у мужчины. До нее дотрагиваются те, чьи мысли и желания так или иначе связаны с детьми. Люди, ищущие вдохновения и мечтающие добиться успеха в научной деятельности, прикасаются к бронзовой фигуре изобретателя.

Но главный хит станции — скульптура «Пограничник с собакой». Считается, что если псу потереть нос, то сдача экзаменов и зачетов пройдет отлично. Есть и альтернативная примета. Тереть нос псу рекомендуется влюбленным: собака — верный друг человека, а значит, если прикоснуться к ее носу, то измен со стороны любимого человека не будет. Нередко люди выходят из поезда метро, чтобы на пару секунд дотронуться до носа бронзового пса, а затем запрыгивают обратно в тот же вагон. В итоге эта практика достигла таких масштабов, что бронзовое покрытие морды скульптуры практически стерлось и вместо овчарки она стала похожа на добермана. Все это заставило местного краеведа Александра Можаева написать обращение к руководству Московского метрополитена и в Департамент культурного наследия с просьбой взять скульптурную композицию под охрану или хотя бы разместить рядом с ней предупреждающую табличку. Можаеву ответили, что в скором времени поверхность бронзовых фигур будет покрыта специальным составом, предотвращающим стирание их рельефа.

К.И.Ленская