Консорциум университетов «Недра» – национальный драйвер развития системы инженерного образования при поддержке комиссии РФ по делам ЮНЕСКО

«У меня нет сомнений в том, что процветающей нацией этого столетия будет та, которая создаст наиболее эффективную систему школьного и вузовского образования»

Литвиненко В.С.,
ректор Санкт-Петербургского горного
университета императрицы Екатерины II, инициатор создания Консорциума университетов «Недра»

Развитие технологий и сокращение жизненного цикла профессий привели к устареванию классической модели образования «школа-вуз». Ей на смену пришла концепция непрерывного обучения в течение всей жизни, которая подразумевает не только продолжение обучения после вуза: образование начинается еще в детстве.

Консорциум университетов «Недра» в рамках своей миссии содействует выполнению четвертой из 17 цели устойчивого развития ООН по обеспечению к 2030 году всеохватного и справедливого качественного образования, укреплению сотрудничества по различным направлениям в области профессионального образования и технической подготовки, а также поддерживает работу университетской сети не только в России, но и дружественных странах: СНГ и странах БРИКС.

Консорциум университетов «Недра» был создан по инициативе Владимира Литвиненко – ректора Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II (Горный университет) и утвержден Распоряжением Министра науки и высшего образования России
14 октября 2020 года. Это объединение образовательных организаций, под председательством.  Сейчас в составе Консорциума более 100 вузов – флагманов по подготовке специалистов минерально-сырьевого комплекса.

Вузы-участники Консорциума университетов «Недра» на карте России

Основная идея деятельности Консорциума – выполнять роль национального координатора в вопросах повышения качества высшего и технического профессионального образования, научных исследований с учетом специфики и потребностей минерально-сырьевого комплекса России; консолидации интеллектуальных, кадровых, информационных и иных ресурсов в целях выработки предложений для формирования государственной политики в системе образования; выработки консолидированной позиции Консорциума по ключевым вопросам взаимодействия с международным научным и образовательным сообществом.

Так, Консорциум университетов «Недра» при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО реализует мероприятия, способствующие повышению качества и популяризации инженерного образования среди школьников и студентов.

Титульным партнером Консорциума является Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, взаимодействие с которым способствует интеграции в международное научно-образовательное сообщество.

Мотивация и поддержка «юных инженеров»

В своей работе со школьниками Консорциум преследует цель помочь учащимся в их выборе будущей профессии, связанной с минерально-сырьевым комплексом, а так же особенно одарённым и мотивированным – поддержку при поступлении в вузы Консорциума, о чем можно судить на примере уже проведенных мероприятий под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО в нынешнем учебном году:

Декабрь 2022. Горный университет императрицы Екатерины II в рамках Международного форума «Природопользование и сохранение Всемирного природного наследия» с участием представителей всех вузов Консорциума и под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО провел Всероссийскую проектную сессию для школьников «Сохранение природного и культурного богатства России».

В. Литвиненко – Председатель Консорциума с участниками Международного форума-конкурса, 01 декабря 2022 года

На Форуме более 500 учащихся 11-х классов из школ, подшефных вузам Консорциума, а также воспитанников учебных заведений Российской сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО из 19 регионов России и Белоруссии, не только решали ряд прикладных экологических задач, но и расширяли свои представления о возможных профессиональных перспективах, то есть делали первые шаги к старту своей карьеры.

Цель мероприятия – знакомство школьников со всемирным природным наследием ЮНЕСКО, в первую очередь, на территории нашей страны. Особенно важным было то, что ребята из разных регионов России смогли увидеть и осознать масштабы ее природных и культурных богатств.

Апрель 2023. Всероссийский конкурс научно-исследовательских проектов для школьников старших классов «Школьная премьер-лига» был организован Горным университетом императрицы Екатерины II под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. В этот раз в конкурсе приняли участие более 1000 учащихся школ, подшефных вузам Консорциума, из 72 регионов нашей страны.

На церемонии открытия Всероссийского конкурса Владимир Литвиненко, обращаясь к участникам, отметил: «Минерально-сырьевой комплекс – это скелет экономики. В российских недрах лежит практически вся таблица Менделеева, в том числе редкоземельные элементы, потребность в которых, как и во многих других стратегических металлах, в будущем возрастёт ещё больше. Но для того, чтобы превратить это богатство в человеческий,0 социальный и натуральный капитал необходимы соответствующие технологии и кадры, от уровня компетенций которых зависит благополучие нашего государства и всех его граждан».

Татьяна Довгаленко – Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в своем приветствии к участникам и организаторам отметила: «ЮНЕСКО уделяет большое внимание развитию инженерного образования. В 2019 году Генеральная конференция провозгласила 4 марта Всемирным днем инженерии на службе устойчивого развития. В опубликованном в этой связи докладе Организации отмечается, что на современном этапе технологического развития обучению инженерному делу необходимо придать межотраслевой и междисциплинарный характер, содействовать повышению заинтересованности молодежи в получении инженерных специальностей».

Конкурс объединил ребят – будущих инженеров и ученых, которые планируют заниматься решением технологических задач, связанных с повышением эффективности недропользования.

Все победители состязания получили возможность принять участие в программе «Лидер школы», проводимой Санкт-Петербургским горным университетом. Данный конкурс предусматривает получение гранта на компенсацию проезда в Санкт-Петербург, доплаты к стипендиям и возможность приоритетного выбора места в общежитиях университета. Кроме того, финалисты получили целевой образовательный грант в размере 100 тысяч рублей каждому, с правом его использования при успешном окончании первого семестра обучения.

Проведение таких конкурсов и форумов стимулируюет интерес молодых людей к инженерным профессиям. Конкурс позволил выявить и привлечь лучших учеников России, которые в дальнейшем смогут на приоритетных началах поступать в профильные университеты Консорциума «Недра».

Вклад Консорциума в реформу высшего образования России

Одним из приоритетных направлений деятельности Консорциума является выработка предложений для формирования государственной политики в системе образования, посредством вовлечения российских вузов – участников Консорциума, крупнейших российских компаний, глав регионов страны в разработку и внедрение стратегии высшего технического образования в рамках создания национальной системы высшего образования в России.

Назрела острая необходимость создания такой системы высшего образования, которая позволила бы направить энергию общества на интенсификацию социально-экономического развития за счёт повышения качества подготовки кадров и создания прорывных технологий. Потенциал отечественной высшей школы достаточен для того, чтобы это сделать.

Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II стал одним из шести вузов, вошедших в пилотный проект по формированию новой национальной системы высшего образования, а его ректор и председатель Президиума Консорциума Владимир Литвиненко уже выступил автором Стратегии по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием.

12 мая в 2023 в Санкт-Петербурге состоялось расширенное заседание Консорциума по обсуждению вышеуказанной Стратегии улучшения высшего технического образования. На совещании присутствовали ректоры вузов, входящих в Консорциум, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, представители Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ.

Валерий Фальков отметил, что разработанная Консорциумом стратегия включает в себя шаги для перестройки высшего инженерного образования в части содержания, форматов и сроков подготовки специалистов с тем, чтобы они соответствовали основным тенденциям развития науки и техники.

Стратегия улучшения высшего технического образования, как консолидированная позиция академического сообщества, бизнес-структур и органов власти, несомненно, станет основой планируемой реформы высшего образования страны.

Таким образом, реформирование высшего инженерного образования – один из наиважнейших механизмов ускорения социально-экономического развития страны. Наша история знает примеры, когда эта задача была успешно решена, поэтому нет никаких сомнений в том, что России и сегодня удастся реализовать задуманное.

Главное – найти баланс между фундаментальностью образования и возможностью прикладного применения полученных в процессе подготовки знаний и навыков.

Международная деятельность Консорциума

Деятельность Консорциума укреплена живым интересом со стороны дружественных государств. Учитывая позитивный опыт деятельности Консорциума и желание его тиражировать на своей территории, представители Карагандинского технического университета обратились с просьбой дать правовые и организационные консультации по вопросам создания Консорциума в Казахстане. В результате было принято решение о создании профессионального сообщества вузов Казахстана, имеющих профиль подготовки кадров для минерально-сырьевого комплекса.

В настоящее время представители Консорциума продолжают вести консультационную деятельность по созданию Консорциумов вузов в дружественных странах: Белоруссии, Армении, Китае, странах Африки и т.д.

Так, инициатива Владимира Литвиненко о создании Консорциума африканских технических университетов «Недра Африки», была озвучена Президентом РФ Владимиром Путиным в рамках второго саммита «Россия-Африка» в Санкт-Петербурге. Основная идея создания африканского консорциума заключается в преобразовании минеральных ресурсов в человеческий капитал на благо коренного населения Африканского континента; реализации совместных инициатив в области образования и науки, продвижение российского образования, его высокоэффективных методик и практик за рубежом. «Это очень важное и перспективное направление взаимодействия», отметил Владимир Путин.

В перспективе запланировано создание Международного Консорциума «Недра» стран БРИКС.

Таким образом, деятельность Консорциума университетов «Недра» под руководством Владимира Литвиненко  во взаимодействии с Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО способствует выполнению ЦУР 4 «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех», а также созданию прочной базы для обеспечения устойчивой независимости России и углублению партнерства между дружественными странами в области образования и научной деятельности.

Пресс-служба Консорциума университетов «Недра»