По законам предков. Традиционная эрзянская свадьба в Республике Мордовия

Интересная отличительная черта эрзянской свадьбы — смешение элементов двух культур: языческой и православной. Описание свадьбы составлено исследователями со слов женщин села Подлесная Тавла в Мордовии, которые выходили замуж по традициям эрзянской свадьбы.

Выбор невесты и сватовство

Предсвадебный этап — наиболее насыщенный действиями и напряженный по своему содержанию. В него входят предварительное сватовство, помолвка, сватовство, приготовление даров, девичья баня, невестина каша, прощание с двором, печение пирогов.

После принятия решения о свадьбе в семье жениха устраивали моления. В каждом роду была своя родовая свеча, которая во время молений ставилась на стол вместе с хлебом и солью. В семейных молениях участвовал весь род. Семья обращалась к Вере пазу (всевышнему божеству), к Кудонь кирди (хранительнице дома) и к умершим предкам с просьбой помочь им в успешном решении задуманного. На молениях назначался «икелев якиця» (вперед идущий), которому предстояло вести переговоры с родителями невесты.

Оповещение родителей невесты проходило по-разному. Кто-то оправлял «вперед идущего», который должен был пойти ночью к забору дома невесты и оставить там хлеб и кнут. Если ранним утром родители невесты заносили их домой, это означало, что они готовы к переговорам. Если  же дары оставались нетронутыми, это было знаком, что родители невесты пока не готовы отдать дочь замуж. В этом случае «вперед идущий» старался незаметно забрать все принесенное.

Иногда «вперед идущий» сразу направлялся к родителям невесты. С собой он приносил «шумбра кши» — хлеб для здоровья и скалку со сковородником для отпугивания злых духов. Через некоторе время назначался день официального сватовства. Перед сватовством в доме жениха опять проходили моления. В этот день сваты брали с собой хлеб, соль, рыбу и брагу, проводили обряды-обереги (под пятку клали монету, втыкали в зипуны иголки) и отправлялись в дом невесты. Жених на сватовство не ходил. Родители с обеих сторон, поторговавшись о цене невесты и о приданом, заканчивали переговоры рукобитьем, для этого надевались руковицы. В избу приглашалась невеста, и ей сообщали о скорой свадьбе. С этого момента невеста начинала причитать и плакать. Если она не умела это делать, то приглашали специальную причитальщицу.

Подготовка к свадьбе

Начинались радостные приготовления. Бабушки села Подлесная Тавла вспоминают, что в этот период проводились обряды сговора, смотрин невесты, смотрин дома жениха, покупка даров, назначение дня свадьбы, день каши, укладка сундука и девичья баня. Все это могло длиться от недели до полугода.

Свадьба

Свадебный день начинался с раннего утра. В доме жениха пекли специальный пирог курник и с песнями украшали его разными веточками и лентами. Утром этого же дня жених шел в баню, мылся и переодевался в свадебную одежду. В это время подруги невесты приходили за ней и отводили в дом к соседке, таким образом ее защищали от «дурного глаза». С утра соседка варила пшенную кашу и кормила всех девушек. Перед печкой невеста переодевалась в свадебную одежду, а подруги заплетали ей косы. Невеста одаривала их украшениями и лентами. Интересно, что от дома соседки невесту вели обратно в родительский дом по настланной соломе, не давая ей ступить по земле.

Пока невеста наряжалась, в доме жениха пекли пироги и готовили свадебный сундук на выкуп. В него клали хлеб, рыбу, ленты и брагу. Сундук забирали братья или друзья жениха и несли его к свадебному поезду со свахой во главе. Как только «поезд» был готов к отправке, его трижды обходил либо крестный жениха, либо его старший брат, либо дружка, вычерчивая кресты по всем сторонам. Не всегда жених сам ездил за невестой. Он мог дожидаться ее у себя дома. Встреча свадебного поезда у дома невесты схожа с русскими свадебными традициями — подруги невесты, ее родственники запирают двери и со смехом и шутками требуют от приехавших выкупа. Потом родные жениха проходят в дом, ставят на стол пироги и другую еду и благодарят родителей невесты. Невеста прощается со своим домом, кланяется родителям, своему дому, родным, подругам, со всеми вместе выходит во двор и садится в телегу, разукрашенную лентами. В этот момент лицо невесты никто не видит, оно укрыто свадебным платком, который может снять только жених. Когда свадебный поезд подъезжает к дому жениха, к телеге подходит жених и помогает слезть невесте. Он открывает ее лицо и они подходят к родителям жениха за благословением. На пороге дома пару встречает «ряженый медведь», посыпает их хмелем, шутит и проверяет невесту на «добро». Делается это так: на пол ставится сковородка с хмелем, и невеста должна ногой толкнуть ее вперед. Если весь хмель просыплется на пол, то невеста злая, если останется на сковородке, значит девушка добрая. 

В свадебном застолье невеста никогда не участвовала. Как только молодые заходили в дом, ее сразу вели знакомиться с «каштомавой» — печной богиней. Когда гулянье было завершено, молодых на ночь запирали в бане или в сарае, а «ряженый медведь» садился у входа их охранять и периодически постукивал камнями или палками, задавая ритм первой брачной ночи.

После свадьбы

Ранним утром невестка с коромыслом ходила к колодцу, чтобы набрать воды и познакомиться с духами местного колодца. За ней строго наблюдала свекровь. Если невестка по дороге расплескала воду и принесла ведра полупустыми, то плохую хозяйку они себе взяли, если наоборот, то скоро будет пополнение в семье.

В этот день молодая пара в окружении ряженых гостей должна была пройтись по всем улицам своего села. Тот, кто выходил им навстречу с угощениями, притягивал к себе в дом счастье. Молодым есть нельзя было во избежание порчи или сглаза. Веселье продолжалось в селе 3–7 дней. Каждый из родственников жениха в течение этой недели старался пригласить к себе в дом молодых. Так невеста знакомилась со всем родом жениха.

Традиционная эрзянская свадьба всегда сопровождалась музыкой. Ни одно действо не проходило без свадебных причитаний и песен. Каждый свадебный эпизод был наполнен художественно-поэтическим содержанием.

Описанные выше фрагменты свадебного эрзянского обряда лишь частично отображают все богатство и насыщенность этого события в мордовской народной традиции и представляют отдельные сцены основных свадебных моментов.

Е.К.Модина, генеральный директор Центра традиционного фольклора и этнографии
Денис Князев, фотограф, автор проекта