Человек искусства. Меценат и гражданин. Павел Третьяков — основатель крупнейшей картинной галереи России

Третьяковская галерея — музей с самой большой коллекцией русской живописи, знаковое место на карте Москвы и обязательный пункт программы для любого туриста. Тем удивительнее, что своим возникновением галерея обязана воле и широкой душе одного человека — Павла Михайловича Третьякова.

Дела семейные

Павел Третьяков происходил из семьи потомственных купцов: его дед экспортировал в Англию сало, а отец сделал состояние на торговле текстилем. Третье поколение — старший сын Павел и четверо его братьев и сестер — получили прекрасное домашнее образование. Павел, как наследник, рано приобщился к делам: в 15 лет он уже вел бухгалтерию, а в 18 лет, после смерти отца, возглавил торговлю. Под руководством Павла и его брата Сергея семейный бизнес расширился, и купцы Третьяковы превратились в настоящих промышленников: в их собственности находились не только лавки и магазины, но и ткацкая мануфактура и бумагопрядильная фабрика с общей численностью рабочих пять тысяч человек. При этом Павел Михайлович жил тихо и скромно: избегал балов и приемов, всегда носил двубортный сюртук одного и того же покроя с неизменным белым галстуком-бантом, вставал ровно в шесть утра, чтобы отправиться в контору. Правда, этот молчаливый и очень собранный человек позволял себе две слабости — выкурить раз в день хорошую сигару и зайти в галерею перед работой, чтобы полчаса побыть среди картин.

Призвание — коллекционер

Павел Третьяков начал интересоваться искусством еще совсем молодым человеком. В 1854 году он приобрел несколько полотен голландских мастеров, часть из которых оказались подделками. Этот неприятный случай навсегда сформировал кредо Третьякова: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника». Так еще на старте своей коллекционерской карьеры Третьяков сделал ставку именно на русскую живопись, хотя в российском обществе середины XIX века было популярно мнение, что отечественные художники не способны создавать оригинальные работы и лишь подражают западным образцам.

Официальной датой создания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 года. В этот день Третьяков купил картину В.Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Интересно, что с самого начала Павел Михайлович покупал полотна с расчетом на создание общедоступного музея. Поэтому, с одной стороны, меценат старался показать объективную картину русской живописи, а с другой — он все-­таки опирался на свой вкус, причем порой не стеснялся вмешиваться в работу живописцев. Например, он заставил художника И.Репина переделать известные полотна «Не ждали» и «Крестный ход». В итоге Репин настолько увлекся идеей улучшения картин, что начал вносить изменения прямо в галерее. Третьякову пришлось распорядиться не пускать Репина внутрь, если при нем будут краски и кисти. Также Третьяков стер фамилию К.Савицкого с картины «Утро в сосновом лесу»: сегодня она известна как творение исключительно одного И.Шишкина, хотя медведицу с медвежатами написал именно Савицкий. Третьяков решил, что вклад Шишкина несоизмеримо больше, и второму автору пришлось с этим согласиться.

Начиная с 1960-х годов XIX века коллекция Павла Михайловича постоянно пополня­лась. Очевидно, что Третьяков обладал выдающимся чутьем, но порой оно его подводило. Так, он отказался покупать для галереи «Девочку с персиками» В.Серова и «Портрет неизвестной» И.Крамского — эти картины попали в экспозицию уже после его смерти, и сегодня многие приезжают в Третьяковку спе­циально ради них. Зато Третьяков буквально бился за те произведения, которые казались ему достойными места в галерее. Когда художник В.Верещагин выставил на продажу свою «Туркестанскую серию» с условием, что картины продаются только вместе, Третьяков купил ее за баснословные 92 тысячи рублей. В погоне за шедеврами он вел себя как настоящий делец, не смущаясь, даже когда его конкурентами оказывались монаршие особы. Так, на одной из выставок Русского музея император Александра III выразил желание приобрести картину А.Рылова «Догорающий костер». Но пока готовили документы, Третьяков поторопился внести задаток, и в итоге картина осталась за ним.

Интересы Третьякова не ограничивались современной живописью. Он приобрел иконы из собрания антиквара И.Л.Силина, выставленные в залах Исторического музея во время проведения VIII Археологического съезда в Москве. Это приобретение положило начало собранию древнерусской живописи Третьяковской галереи.

«Русский пантеон»

Одной из идей Третьякова было собрать «Русский пантеон» — галерею портретов выдающихся людей. С покупкой изображений уже почивших гениев проблем не возникало, а вот с современниками дела шли не так гладко. Например, Лев Толстой наотрез отказался позировать для портрета. Строптивого писателя смог убедить только художник Крамской: в разговоре с Толстым он заметил, что его портрет все равно когда-нибудь напишут, жаль, что не с натуры. Толстой обдумал сказанное и согласился. Постепенно галерея пополнилась изображениями практически всех видных деятелей российской литературы и искусства. В 1876 году Крамской написал портрет самого Третьякова: на нем меценат похож на сурового аскета или подвижника, правда, теплая коричневая гамма несколько сглаживает впечатление. Более известен другой портрет Павла Михайловича — работы И.Репина. Если Крамской сделал акцент на лице мецената, то Репин сместил внимание на руки. Сжатые, цепкие, даже хищные — они всем своим видом говорят о деловой хватке, позволившей собрать под одной крышей лучшие творения русской живописи. Именно этот портрет послужил прообразом четырехметрового гранитного памятника, который сегодня встречает гостей перед входом в Третьяковку. И, конечно, ни тот, ни другой художник даже представить не могли, что написанные ими портреты Третьякова появятся на почтовых марках СССР и России.

Добро пожаловать в галерею

Собрав значительное количество картин, Третьяков открыл свою усадьбу для общественности — чтобы все желающие могли любоваться его коллекцией. Быстро выяснилось, что купеческий особняк не способен вместить растущее число экспонатов и поток посетителей. Поэтому для галереи было построено новое двухэтажное здание. В 1892 году Павел Третьяков передал галерею в дар Москве. На тот момент в ее собрании находилось более двух тысяч произведений живописи, скульптуры и графики. Щедрый дар наделал много шума — не любивший излишнее внимание Третьяков даже уехал из города, чтобы переждать неслыханный подъем популярности. Городская дума присвоила ему звание Почетного гражданина Москвы, но намного больше Третьякова обрадовало назначение его попечителем галереи. До самой своей смерти Павел Михайлович продолжал любимое дело — покупал картины, работал над каталогами и занимался организацией экспозиций. Умер знаменитый меценат в 1898 году. Его последними словами были: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Т.Ю.Борисова