Созвездие эпохи. Сталинские высотки — архитектурная доминанта Москвы

Семь высотных зданий в стиле сталинского ампира гигантской короной украсили Москву в начале 1950-х годов. Их строительство приурочили к 800-летию основания столицы. Первые советские небоскребы стали символом могучей, свободной, непобедимой страны и человеческого гения.

Главный корпус МГУ
Высота: 240 метров

Высотка на Воробьевых горах — обитель крупнейшего университета Европы. Эта стройка фактически изменила судьбу юго-­запада Москвы, превратив сонный дачный район в советский научный кластер. Над проектом работали известные архитекторы Борис Иофан, Лев Руднев, Сергей Чернышев, Павел Абросимов, Александр Хряков. Чтобы установить конструкцию на сложном неустой­чивом грунте были использованы коробчатый фундамент и металлические колонны с крестообразным сечением. Внешний облик высотки строг, лаконичен и гармонично вписан в ландшафт: от централь­ной башни крыльями отходят 12-этажные корпуса, отдельные здания химического и физического факультета замыкают большой двор, а пространство со стороны Москвы-реки украшено аллеями и площадями с фонтанами.

Здание МИД
Высота: 172 метра

Здание Министерства иностранных дел — доминанта Садового кольца. По замыслу архитекторов Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса, силуэт постройки создает ощущение устремленности ввысь, а благодаря ярусной конструкции высотка гармонично вписывается в окружающий архитектурный ансамбль. Стройка стала настоящим экспериментальным полигоном: здесь впервые использовали технологию стального цельносварного каркаса вместо монтажных заклепок, а также опробовали бетонирование стальных частей каркаса, что позволило увеличить жесткость конструкции. Изначально проект не преду­сматривал установку шпиля, но когда здание было практически готово, от властей поступило указание смонтировать золоченый шпиль — характерную черту всех сталинских высоток. Чтобы не перегружать конструкцию, надстройку выполнили из листовой стали. Из-за хрупкости на шпиле решили не устанавливать обязательную для всех высоток звезду. Зато фасад здания украсили железобетонным гербом Советского Союза площадью 144 м².

Гостиница «Ленинградская»
Высота: 136 метров

Гостиница «Ленинградская» — самая маленькая из семи высоток, но при этом самая роскошная. Правда, вся роскошь спрятана внутри: мраморные лестницы, мозаичные панно, золотой кессонированный потолок и даже 15-метровая бронзовая люстра-гирлянда стоимостью 2 миллиона советских рублей. Небольшой размер высотки объясняется тем, что архитекторы Леонид Поляков и Александр Борецкий должны были вписать новое здание в плотную застройку Каланчёвской улицы, где расположены сразу три крупных вокзала. Основа из железобетонных свай поддерживает строгую трехчастную конструкцию с высокой центральной башней и более низкими боковыми корпусами. Украшением высотки служит не только золоченый шпиль, но и фасад: для его облицовки использовали белую керамическую и красную глазурованную плитку.

Гостиница «Украина»
Высота: 206 метров

«Монумент величия сталинской эпохи» — так назвал гостиницу «Украина» один из авторов проекта Вячеслав Олтаржевский. Здание имеет П-образную форму: центральный корпус занимает сама гостиница, а в боковых корпусах с переменной этажностью расположено 255 квартир. В момент своего открытия гостиница могла соперничать с московскими музеями: интерьеры украшали более 1200 оригинальных полотен Александра Дейнеки, Аристарха Лентулова, Василия Поленова, Кукрыниксов и других. Знаковый объект в холле — 10-метровый плафон со сценами праздника урожая. Также в гостинице можно увидеть уникальную художественную диораму столицы площадью 400 м² под названием «Москва — столица СССР».

Дом на Котельнической набережной
Высота: 176 метров

Строительство жилого дома у слияния Яузы и Москвы-реки началась еще до войны, а в 1948 году недостроенное здание включили в проект нового роскошного жилого дома, спроектированного Дмитрием Чечулиным и Андреем Ростковским. Здание в форме пирамиды сочетало в себе черты конструктивизма, барокко, ар-деко и древнерусского зодчества. Квартиры в высотке распределялись среди политической, научной и культурной элиты: в нем жили актриса Фаина Раневская, балерина Галина Уланова, поэты Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Александр Твардовский. Цокольный этаж высотки стал первым примером закрытой экосистемы для жильцов — здесь располагались почта, банк, прачечная, гастроном, булочная, гараж на 200 автомобилей и кинотеатр, причем кинотеатр быстро приобрел культовый статус, сравнимый с известностью самой высотки.

Дом на Красных воротах
Высота: 138 метров

Высотка на Красных воротах — триумф советской инженерной мысли. Ее построили на неустойчивом грунте, причем в конструкцию здания встроили вестибюль станции метро «Красные ворота», а сама стройка шла одновременно с сооружением подземных путей. В этом проекте архитекторы Алексей Душкин и Борис Мезенцев впервые применили метод строительства высотных зданий с контролируемым креном на замороженном фундаменте: рабочие вырыли котлован, а затем подвели к нему 200 скважин, по которым пустили охлаждающий раствор. Возведенный на замороженной опоре каркас запланированно отклонился от центральной оси на 16 сантиметров. К 1960-м годам здание полностью выровнялось, показав исключительную точность расчетов советских архитекторов. 24-этажная конструкция выглядит лаконично, но при этом нарядно благодаря фасадам, облицованным светлым известняком, и цокольным этажам, декорированным красным гранитом.

Дом на Кудринской площади
Высота: 156 метров

Перед архитекторами Михаилом Посохиным и Ашотом Мндоянцем стояла амбициозная задача: построить высотку, которая бы превратила московскую окраину в процветающий район. Неофициальное название «Дом авиаторов» здание получило потому, что в нем проживали специалисты авиационной промышленности. Для жильцов был предусмотрен невероятный для того времени уровень комфорта: кухни с газовыми плитами и холодильниками, вестибюли с комнатами для велосипедов, подземный гараж на 134 места. На цокольном этаже открылся знаменитый на всю Москву гастроном: он удивлял не только разнообразием продуктов, но и роскошной отделкой с использованием майолики, лепнины, хрусталя, мрамора и полированной латуни.

Семь сталинских высоток не только изменили облик Москвы, превратив малоэтажный город в столицу мирового уровня, но и стали мощным стимулом для развития промышленности, строительных технологий, логистики. Сегодня гордые силуэты «семи сестер» хранят память об ушедшей эпохе и в то же время как будто целятся своими золотыми шпилями в будущее — как и задумывали их создатели.

Я.Самарина