Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Концепция круглого стола № 2

 

Концепция круглого стола  № 2

 

«Преобразование обучающей среды с учетом принципов ОУР» в рамках международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития

 

Ханты-Мансийск, 9  июня 2015 г.

 

9 июня 2015 г. в Ханты-Мансийске  в рамках Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития состоится  заседание круглого стола  «Преобразование обучающей среды с учетом принципов ОУР».

 

Модераторы заседания:

Захлебный Анатолий Никифорович, член-корреспондент Российской академии образования, председатель Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО (Россия);

Даниэл  Шеффер, профессор (Дания);

Урсу-Архипова Антонина Петровна, начальник управления общего образования Департамента  образования и молодежной политики  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Цель круглого стола:

Обсудить имеющийся опыт и направления дальнейшей деятельности по реализации одной из приоритетных областей действий Дорожной карты (№2) Глобальной программы действий (ГПД) по ОУР  в области переориентации содержания, методов преподавания, образовательной среды, управления образовательными организациями разного уровня в духе устойчивого развития на основе комплексного общеинституционального подхода.

 

Задачи круглого стола

обозначить достижения и незавершенные проекты Десятилетия по ОУР;

обсудить задачи Глобальной программы действий (ГПД) по ОУР после 2015 г., возможные шаги для лучшего понимания всеми заинтересованными сторонами путей  комплексного преобразования деятельности образовательных организаций на основе принципов ОУР;

обсудить опыт эффективных действий по преобразованию образовательного процесса и его среды в образовательных организациях разного уровня на основе целостного подхода;

определить ключевые вопросы, проблемные зоны и приоритетные направления действий по реализации комплексных общеинституциональных подходов к деятельности образовательных организаций, как конкретного вклада в повестку дня ОУР после 2014 года;

выявить потенциальные ресурсные центры и стажировочные площадки  по обмену инновационным опытом; определить возможные пути их взаимодействия с широкой педагогической общественностью (на базе кафедр ЮНЕСКО (их филиалов);

составить рекомендации по результатам работы круглого стола.

 

ПЛАН РАБОТЫ КРУГЛОГО СТОЛА

 

 Вступительное  слово модераторов  А.Н. Захлебного (Россия),

                                                                  Даниэла Шеффера (Дания),

                                                                  А.П. Урсу-Архиповой (Россия)               

 

Часть 1. ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЩЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ ОУР: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД  

 

Темы для сообщений и дискуссии                                             

- Примеры институционализации преемственно по ступеням школьного образования. Возможности использования действующих курикуллумов общеобразовательной школы

- «Молодежная фабрика мысли ЮНЕСКО». Технологии формирования устойчивого мышления и кадров для зеленой экономики.

-   Способы оценки и мониторинга результатов институционализации ОУР.

- Модели системного изменения всех сфер деятельности образовательной организации на основе идей устойчивого развития (школа устойчивого развития);

-    Управление ОУР как инструмент общеинституционального подхода.

- Барьеры реализации общеинституционального подхода и пути их преодоления;

-    Подходы к теории и методам образования для устойчивого развития;

 

Сообщения: Даниэл Шеффер (Дания), Речкалова О.В. (г. Губкинский, Ямало-Ненецкий округ); Дзятковская Елена Николаевна, д.б.н., проф., Институт стратегии развития образования (г. Москва); Алексеев Сергей Владимирович, д.пед.н., проф., Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург) – по 12 мин.

Вопросы-ответы.

Дискуссия.

Выступления в дискуссии: Авгусманова Татьяна Владимировна, к.пед.н., ИПКРО; Антохина Ю.А., Беззатее С.В., Новикова О.В., Оводенко А.А., Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (Санкт-Петербург); Иванова Елена Валерьевна, к.фил.н., Челябинский государственный университет (г. Челябинск); Кирнарская Д.К.,  Российская академия музыки им. Гнесиных (г. Москва); Козлов А.В.,  Погребная Т.В., Сидоркина О.В.,  Сибирский Федеральный университет (г.Красноярск) – по 5 мин.

 

Часть 2. ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ?

 

Темы для сообщений и дискуссии                                             

- Пути повышения понимания идей УР всеми участниками образовательного процесса: руководителями, преподавателями, учащимися, администрацией, родителями, населением; пути выработки общего видения и плана внедрения ОУР во всем учебном заведении.

- Социальное партнерство для УР.

- Примеры для подражания – эффективные практики, возможные стажировочные площадки, сетевые сообщества в области перестройки деятельности образовательной организации на основе идей устойчивого развития. Многоуровневая система непрерывного образования для устойчивого развития в России: шаги реализации.

- Международный опыт институционализации, его анализ, возможности использования.

- Индикаторы устойчивого развития образовательной организации,

 «экологический след».

- Модели мониторинга.

 

Сообщения: Аргунова Марина Вячеславовна, д.пед.н., Московский институт открытого образования (г. Москва), Ермаков Дмитрий Сергеевич, д.пед.н., Университет Российской академии образования (г. Новомосковск), Окрепилов В.В., Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (г. С-Петербург) – по 12 мин.

Вопросы-ответы.

 

Выступления в дискуссии: Авдонина Александра Михайловна, к.б.н., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Владимирский филиал (г. Владимир); Алексеева Н.Н., Банчева  А.И., МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва); Будаева Татьяна Чагдуровна, начальник отдела Минобрнауки Республики Бурятия (г. Улан-Удэ); Колесова Екатерина Вячеславовна, к.пед.н., Московский институт открытого образования (г. Москва); Лапшина Е.Д., д.б.н., Югорский государственный университет (г. Ханты-Мансийск); Тюхов И.И., ВНИИ электрификации сельского хозяйства (г. Москва)  – по 5 мин.

 

Часть 3. ВЫРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ

 

Выработка рекомендаций круглого стола по направлениям образовательной политики и стратегии реализации приоритетной области Глобальной программы действий по ОУР  «Общеинституциональные подходы». – 20 мин.