Концепция круглого стола № 2
«Преобразование обучающей среды с учетом принципов ОУР» в рамках международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития
Ханты-Мансийск, 9 июня 2015 г.
9 июня 2015 г. в Ханты-Мансийске в рамках Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития состоится заседание круглого стола «Преобразование обучающей среды с учетом принципов ОУР».
Модераторы заседания:
Захлебный Анатолий Никифорович, член-корреспондент Российской академии образования, председатель Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО (Россия);
Даниэл Шеффер, профессор (Дания);
Урсу-Архипова Антонина Петровна, начальник управления общего образования Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Цель круглого стола:
Обсудить имеющийся опыт и направления дальнейшей деятельности по реализации одной из приоритетных областей действий Дорожной карты (№2) Глобальной программы действий (ГПД) по ОУР в области переориентации содержания, методов преподавания, образовательной среды, управления образовательными организациями разного уровня в духе устойчивого развития на основе комплексного общеинституционального подхода.
Задачи круглого стола:
обозначить достижения и незавершенные проекты Десятилетия по ОУР;
обсудить задачи Глобальной программы действий (ГПД) по ОУР после 2015 г., возможные шаги для лучшего понимания всеми заинтересованными сторонами путей комплексного преобразования деятельности образовательных организаций на основе принципов ОУР;
обсудить опыт эффективных действий по преобразованию образовательного процесса и его среды в образовательных организациях разного уровня на основе целостного подхода;
определить ключевые вопросы, проблемные зоны и приоритетные направления действий по реализации комплексных общеинституциональных подходов к деятельности образовательных организаций, как конкретного вклада в повестку дня ОУР после 2014 года;
выявить потенциальные ресурсные центры и стажировочные площадки по обмену инновационным опытом; определить возможные пути их взаимодействия с широкой педагогической общественностью (на базе кафедр ЮНЕСКО (их филиалов);
составить рекомендации по результатам работы круглого стола.
ПЛАН РАБОТЫ КРУГЛОГО СТОЛА
Вступительное слово модераторов А.Н. Захлебного (Россия),
Даниэла Шеффера (Дания),
А.П. Урсу-Архиповой (Россия)
Часть 1. ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЩЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ ОУР: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД
Темы для сообщений и дискуссии
- Примеры институционализации преемственно по ступеням школьного образования. Возможности использования действующих курикуллумов общеобразовательной школы
- «Молодежная фабрика мысли ЮНЕСКО». Технологии формирования устойчивого мышления и кадров для зеленой экономики.
- Способы оценки и мониторинга результатов институционализации ОУР.
- Модели системного изменения всех сфер деятельности образовательной организации на основе идей устойчивого развития (школа устойчивого развития);
- Управление ОУР как инструмент общеинституционального подхода.
- Барьеры реализации общеинституционального подхода и пути их преодоления;
- Подходы к теории и методам образования для устойчивого развития;
Сообщения: Даниэл Шеффер (Дания), Речкалова О.В. (г. Губкинский, Ямало-Ненецкий округ); Дзятковская Елена Николаевна, д.б.н., проф., Институт стратегии развития образования (г. Москва); Алексеев Сергей Владимирович, д.пед.н., проф., Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург) – по 12 мин.
Вопросы-ответы.
Дискуссия.
Выступления в дискуссии: Авгусманова Татьяна Владимировна, к.пед.н., ИПКРО; Антохина Ю.А., Беззатее С.В., Новикова О.В., Оводенко А.А., Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (Санкт-Петербург); Иванова Елена Валерьевна, к.фил.н., Челябинский государственный университет (г. Челябинск); Кирнарская Д.К., Российская академия музыки им. Гнесиных (г. Москва); Козлов А.В., Погребная Т.В., Сидоркина О.В., Сибирский Федеральный университет (г.Красноярск) – по 5 мин.
Часть 2. ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ?
Темы для сообщений и дискуссии
- Пути повышения понимания идей УР всеми участниками образовательного процесса: руководителями, преподавателями, учащимися, администрацией, родителями, населением; пути выработки общего видения и плана внедрения ОУР во всем учебном заведении.
- Социальное партнерство для УР.
- Примеры для подражания – эффективные практики, возможные стажировочные площадки, сетевые сообщества в области перестройки деятельности образовательной организации на основе идей устойчивого развития. Многоуровневая система непрерывного образования для устойчивого развития в России: шаги реализации.
- Международный опыт институционализации, его анализ, возможности использования.
- Индикаторы устойчивого развития образовательной организации,
«экологический след».
- Модели мониторинга.
Сообщения: Аргунова Марина Вячеславовна, д.пед.н., Московский институт открытого образования (г. Москва), Ермаков Дмитрий Сергеевич, д.пед.н., Университет Российской академии образования (г. Новомосковск), Окрепилов В.В., Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (г. С-Петербург) – по 12 мин.
Вопросы-ответы.
Выступления в дискуссии: Авдонина Александра Михайловна, к.б.н., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Владимирский филиал (г. Владимир); Алексеева Н.Н., Банчева А.И., МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва); Будаева Татьяна Чагдуровна, начальник отдела Минобрнауки Республики Бурятия (г. Улан-Удэ); Колесова Екатерина Вячеславовна, к.пед.н., Московский институт открытого образования (г. Москва); Лапшина Е.Д., д.б.н., Югорский государственный университет (г. Ханты-Мансийск); Тюхов И.И., ВНИИ электрификации сельского хозяйства (г. Москва) – по 5 мин.
Часть 3. ВЫРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ
Выработка рекомендаций круглого стола по направлениям образовательной политики и стратегии реализации приоритетной области Глобальной программы действий по ОУР «Общеинституциональные подходы». – 20 мин.