THE GENERATION OF ELECTRONIC AGE. THE YOUTH POLICY OF THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG

  The young generation of Ugra is fully provided with comprehensive opportunities of education and development. National educational system and youth policy of the Okrug whose objectives and principles coincide with the UNESCO goals, contribute to it. They are focused on the achievement of accessible quality education that meets the tasks of innovative development of the economy, society's requirements and personal needs of the growing citizen of the country and the Okrug.

         The foundation is laid by preschool education, which has recently grown out from traditional concept of “kindergarden.” It now involves both public and private institutions or family institutions for children. Ugra is becoming a pilot region in the Urals Federal District for the implementation of socially significant project “Public-private partnerships for the development of pre-school education.” 459 pre-school educational institutions are attended by 91379 children from 0 to 7 years old. At the same time 5762 children receive preschool care services. 569 new places were opened for small business opportunities as a result of the annual competition for the best organization of supervision and care groups, family groups and groups of short-stay of children.

         However, it is important that modern methods and technologies create developing environment which along with care for the physical health, develops intellectual and creative attitude to the world. First, through the games, then through  interesting learning tasks that prepare the child to schooling. The educational program “Ugra springboard”, which is developed according to federal education standards of preschool education, is directed on it.

On August 7, 2014 the Government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra adopted the plan of measures (“road map”) on formation and implementation of the pilot project of preschool education the Building garden in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug for 2014-2015. It will allow:

1) to increase the number of places in the preschool educational institutions through the development of non-state sector of these services;

2) to create social and infrastructure conditions for the improvement of life quality of families;

3) to provide organizational, methodical, financial support of the non-state preschool educational institutions;

4) to provide decrease of financial burden on the budget of the Autonomous Okrug and budgets of municipalities through the attraction of non-budgetary sources, as to construction of buildings (rooms) for preschool educational organizations, and to their maintenance.

Work on drafting model modern energy efficient etablishments of preschool education with developmental environment and the possibility of their subsequent transformation for the elementary school is underway in cooperation with the World Bank experts.

         The most widespread general education in Ugra consists of 340 schools and boarding schools in a variety of natural and demographic conditions (69% city, 31% rural areas). Fifteen and a half thousand teaching staff educates 187408 students (a growth rate of 3424 students compared with 2012). 9 out of ten schools have all modern facilities, which is higher than an average level in Russia and is really significant taking into account the inaccessibility of some Ugra places. Innovations cover classes, subject labs and school libraries. In particular, in primary schools there are 1.3 thousand units of modern teaching and laboratory equipment, 105 sets for server and switching equipment, 898 interactive boards. 85.2% of urban and rural school libraries have access to the Internet. In general, the material and technical base of schools increased the share of students who study in modern conditions to 82.4% (the average share in Russia is 43.0%).

         Every year more than 20 schools receive grants for the development of material and technical base, the professional development of teachers.

         As in the whole country, Ugra has an effective system for the identification and development of young talents. The Ugra physico-mathematical boarding school, which for two years is the top Russian school of advanced level in the composite rating, serves an example. More than 200 educational institutions are pilot, flagship areas for new ideas and innovations. 46 of institutions are selected proving ground at the federal level.

         Continuous and comprehensive environmental education really matters for the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra. All levels of general education are focused on a holistic active view of nature. In kindergartens careful attitude to nature is mold through “Ugra springboard” program.  All the primary grades have subjects and modules on ecology. The lesson of ecological knowledge is conducted in each class on the first day of each school year. Preschool students are very interested in ecological and natural history courses such as “We are the children of nature”, “Local area”; senior students - in serious “Ecology and Geography of KhMAO - Ugra.” The new course “Foundations of life safety” is closely linked with the principles of nature preservation. More than 7000 students participate in 434 study groups, clubs and other associations of young naturalists and nature defenders created in different parts of the Okrug. The students at all levels participate in social practices, such as the Okrug's environmental marathon “My Planet”, the Okrug's Actions “The alley of graduates”,”To Save and Preserve.” Children, teachers and scientists are actively involved in national and international programs that form ecological culture.

         In conformity with UNESCO strategy, children with disabilities are actively involved in education. In 2013-2014 academic year, there were 4058 children with various disabilities of school age in the Okrug. 19 educational institutions were established for their schooling and for adapting of educational programs to the needs of different categories of disabled children. It is a very serious and hard work of teachers, doctors, social workers, who adapt programs for the deaf and hard-of-hearing children, for children with severe speech disorders, children with delayed development and mentally retarded children. There are boarding schools with accommodation for orphans or children, deprived of parental care as well as sanatorium-type for those who need long-term treatment.

         Treatment and training are accompanied with social adaptation, for which children with disabilities are taught 34 specialties: “carpenter”, “plumber”, “seamstress”, “knitter knitwear, fabric”, “carpenter”, “plasterer”, “clean manager”, “cleaner premises” (maid), “florist”, “grower”, “hairdresser”, “cook” and others. However, the ideal case is when children with disabilities are integrated in the general education schools and groups and feel their full-fledged membership. There are 2440 children with special educational needs including 1777 children with disabilities and 797 physically challenged children in the Okrug’s general education schools.

         In each case the personality of a child who is in need of special attention is taken into account. Some children are able to attend special (correctional) classes with specialized program created in ordinary schools, others less mobile, with the consent of the parents (legal representatives) are provided with training at home for full individual educational program. More than 400 teachers are trained to use the distance learning techniques with the ICT; software and hardware connected to the Internet were installed.

            But it is impossible to limit life of these children to “sit-down” or sedentary, this is the reason why additional education includes physical culture and sports. In each educational institution there are sport clubs and groups with adaptive sports and young members of local or regional “Paralympics” have an opportunity to win the Paralympics of adults.

         In general, there is a humanitarian program that combines the efforts of medicine, education, social inclusion for a more fulfilling life for children with disabilities. It is fully consistent with the principles and practices of UNESCO, whose cooperation enhances the possibilities of regional authorities and the public.

         School children grow up and then face the choice of life. For them, for their homeland, for the whole country the accessibility and quality of vocational education are important. The Okrug’s system of vocational education is young. The first university in Ugra is not even quarter century old. The Government of the Autonomous Okrug is the founder of two universities (Surgut State University, Surgut Pedagogical University) and one Academy (Khanty-Mansiysk Medical Academy). There are also two federal universities - Ugra State University and Nizhnevartovsk State University. Such a concentration of institutions of higher education allows many thousands of young people to receive higher education without leaving the Okrug. Education is carried out on 83 specialties and areas that cover practically the entire spectrum of occupations and professions that is in demand in the labor market. The most relevant for the industry of the region are such areas as the “Energy”, “Construction”, “Oil and Gas Business.” Graduates of regional universities almost fully fill the need for specialists with higher education for social spheres such as “Education” and “Medicine.”

         Workers and middle level specialists for business and organizations study at the institutions of secondary vocational education - colleges. Almost every municipality has a college that trains highly qualified personnel to meet the request of the municipal labor market. Now there are 6 resource centers in the Okrug - in the field of IT-technology, engineering and energy, construction, transport, timber complexes of Ugra. By 2015 a resource center of agriculture will be launched in the framework of vocational education.

          The Multifunctional centre for applied qualifications on the basis of Autonomous institution of vocational education “Surgut professional college” was created in April 2013 with the support of the largest employers in the Autonomous Okrug - JSC “Surgutneftegas”, JSC “Tyumenenergo.” The Multifunctional centre for applied qualifications for oil and gas industries based on Kogalym Polytechnic College is scheduled to be opened with the support of JSC “Lukoil.”

         In general, vocational education system sends about 7000 graduates to the labor market annually. The universities and colleges - based centers of employment assistance activities help them. Each year 115 students (residents, interns) and postgraduate students are granted with educational allowance of the Governor of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra for the effective training of qualified staff, social protection of students, promotion of excellent study, participation in research and public activities. In total it amounts to about 5 million rubles annually.

         The employers should care about young recruits too. In order to stimulate them the first competition for the best system of work with young people in industrial enterprises was held in 2013. It was conducted with the support of the Federal Youth Agency of the Russian Federation. The winners of each of the 12 nominations receive a cash grant of 100.000 rubles. The funding is provided from the Department of Education and Youth Policy of the Okrug, administration of the city of Ugorsk, LLC “Gazprom transgaz Yugorsk”, the Autonomous institution “Center of technical sports” and the participation fee.

         But along with profession, public consciousness, civic initiative, tolerance among young people, prevention of anti-social behavior and extremism are very important. For this purpose, the annual cultural-educational project “International Youth Forum-Festival “North dialogue” is implemented. It brings together students of universities and colleges, youth leaders, youth organizations of the national-cultural autonomies, religious organizations of the Autonomous Okrug. “The fair of ideas and projects” aimed at the development of cross-cultural communication, discussion fora, talk shows, trainings is open for them. All that, together with amateur concerts, sport activities and other events help create a common socio-cultural environment that is important for all of Ugra.

         The educational support of the indigenous people of the North is specially highlighted. All in all, there are about 8000 children from hunting, fishing and reindeer herding communities in many schools (277) and preschool educational institutions (270). 28% of them learn native language in 28 schools and 8 kindergartens. Every year more than 200 representatives of indigenous northern people receive higher education, more than 600 - secondary vocational education.

         The researches in the field of preservation and development of local languages, carried out by the budgetary institution of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra “Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development”, help the indigenous people. The Institute has a scientific folklore archive of songs, fairy tales, legends, myths, beliefs, holidays and customs of the Ob-Ugric people. In order to systematize the folklore materials, the complex automated archival museum information system was introduced. It contains the electronic database of the archive fund.

         The transfer of data to electronic media (digitization) is carried out in compliance with all international standards approved by the Technical Committee of the International Association of Sound and Audiovisual Archives, operating under the auspices of UNESCO. Sound archive, aligned to the common standards of sound archiving, will allow including the collection of the Ob-Ugric Institute for applied research and development in the UNESCO “Memory of the World” program, which is designed to contribute to the conservation of the valuable archives and provide wider access to them.

         Currently digitized:

         materials in audio form - 94.8%;

         materials in video form - 9.2%.

         There is a great work to be done in the future. The scientific community of the Okrug includes 25 Candidates and 4 Doctors of Sciences of the small-numbered indigenous people.

         So, in today’s Ugra the spirit of ancient skills, myths and customs meet with the “digital” frame of the 21st century.

Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

ПОКОЛЕНИЕ ТАЕЖНО-ЭЛЕКТРОННОГО ВЕКА. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ХМАО

Молодое поколение ЮГРЫ обеспечено всесторонними возможностями образования и развития. Этому способствуют как общегосударственная образовательная система, так и молодежная политика самого региона, которым близки цели и принципы, провозглашенные ЮНЕСКО. На первом месте стратегия доступного качественного образования, соответствующего задачам инновационного развития экономики, запросам общества и личным потребностям растущего гражданина страны и округа.

Начало заложено уже дошкольным образованием, которое в последнее время резко переросло традиционное понятие «детский садик».

В нем сегодня участвуют как муниципальные образовательные организации, так и частные или семейные детские заведения.

Югра стала пилотным регионом в Уральском федеральном округе по реализации социально значимого проекта «Государственно-частное партнерство для развития дошкольного образования». 459 образовательных организаций, предоставляют услуги дошкольного образования, которые посещает 91379 детей в возрасте от 0 до 7 лет. Параллельно 5762 получают услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

В форме малого предпринимательства по результатам ежегодного конкурса на лучший проект по организации групп присмотра и ухода, семейных групп, групп кратковременного пребывания открыто 569 новых мест.

Но важно, что в любой структуре современными методиками и технологиями создается развивающая среда, вместе с заботой о физическом здоровье прививается интеллектуальное, творческое отношение к миру. Сначала через игры, затем через увлекательные учебные задачи, готовящие ребенка к воспитанию школы. На это направлена образовательная программа «Югорский трамплин», которая разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО).

7 августа 2014 года принято распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 440-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») по формированию и реализации пилотного проекта дошкольного образования Билдинг-сад» в               Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период 2014-2015 годы», что позволит:

1)  увеличить количество мест в дошкольных образовательных организациях за счет развития негосударственного сектора данных услуг;

2)  создать социальные и инфраструктурные условия для улучшения качества жизни семей;

3)  обеспечить организационную, методическую, финансовую поддержку негосударственных дошкольных образовательных организаций;

4)  обеспечить снижение финансовой нагрузки на бюджет автономного округа и бюджеты муниципальных образований за счет привлечения внебюджетных источников, как к строительству зданий (помещений) для размещения дошкольных образовательных организаций, так и к их содержанию.

Совместно с экспертами Всемирного Банка ведется работа по созданию проектов типовых современных энергоэффективных объектов дошкольного образования с развивающей средой и возможностью последующей трансформации помещений для начальной школы.

Наиболее массовое общее образование в Югре – это 340 школ и интернатов в самых разных природных и демографических условиях (69% город; 31% село). Пятнадцать с половиной тысяч педагогических работников воспитывают контингент в 187408 школьников (рост по сравнению с 2012 годом на 3424 чел.). 9 школ из десяти имеют все виды благоустройства, что выше общероссийского значения и существенно при наличии югорских труднодоступных мест. Инновации охватывают и учебное место, и предметную лабораторию, и школьную библиотеку. В частности, в школах округа установлено 1,3 тыс. единиц современного учебно-лабораторного оборудования, 105 комплектов серверного и коммутационного назначения, 898 интерактивных досок для оснащения начальных классов. Выход  в Интернет со своих компьютеров имеют 85,2% городских и сельских школьных библиотек. В целом материально-техническая база школ позволила увеличить долю школьников, обучающихся в современных условиях, до 82,4% (среднее по России 43,0%).

Ежегодно более 20 школьных учреждений получают премии, идущие на развитие материально-технической базы, повышение квалификации педагогов.

Как и во всей России, в Югре плодотворна система выявления и развития молодых талантов. Примером этого является Югорский физико-математический лицей-интернат, который два года подряд признан лучшим в сводном рейтинге школ России повышенного уровня. Более 200 образовательных организаций являются пилотными, стажировочными площадками новых идей и инноваций. Из них 46 апробируют их в федеральном масштабе.

Необходимейший для Ханты-Мансийского округа сегмент –непрерывное и комплексное экологическое образование. Формирование целостного, деятельного взгляда на природу включают все ступени общего образования. Уже в детских садах азы бережности к природе внушаются детям через программу «Югорский трамплин». Во всех без исключения начальных классах введены предметы и модули экологической направленности. Урок экологических знаний проходит в каждом классе в первый день каждого учебного года. Младшеклассников увлекают эколого-краеведческие курсы  «Мы – дети природы», «Краеведение»; старших ребят уже солидные  «Экология и география ХМАО – Югры».  Новый курс «Основы безопасности и жизнедеятельности» также неразрывен с понятиями природосохранения. Более 7 тысяч школьников участвуют в кружках, клубах, других объединениях юных натуралистов и защитников природы, которых создано во всех уголках округа 434. Все это включает школьников всех ступеней в социальные практики, такие как окружной экологический марафон «Моя планета», окружные акции «Аллея выпускников»,  «Спасти и сохранить». Дети, педагоги, ученые активно участвуют в общероссийских и международных программах, формирующих экологическую культуру.

По концепции ЮНЕСКО «Образование для всех» в него активно включены дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. В 2013-2014 учебном году количество детей с различными нарушениями развития школьного возраста по округу составляло 4 058 человек. 19 образовательных организаций создано для их учебы и адаптации общеобразовательных программ к потребностям разных категорий детей-инвалидов. Это очень серьезная кропотливая работа в сотрудничестве педагогов, медиков, социальных работников, создающих адаптированные программы для глухих и слабослышащих детей, для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, для детей с задержанным развитием, для детей с умственной отсталостью. Предусмотрены интернаты со стационарным проживанием, в том числе для детей-сирот или оставшихся без попечения родителей, а также санаторного типа для нуждающихся в длительном лечении.

Лечение и обучение совместимо с социальной адаптацией, для которой с детьми-инвалидами реализуются возможности профессиональной подготовки по 34 специальностям: «столяр», «слесарь-сантехник», «швея», «вязальщица трикотажных изделий, полотна», «плотник», «штукатур», «рабочий по обслуживанию и текущему ремонту помещений», «уборщик служебных помещений» (горничная), «цветовод», «овощевод», «парикмахер», «повар» и др. Однако идеальным случаем можно считать, когда детям с недостатками здоровья помогают адаптировться в обычные классные коллективы общеобразовательных школ и почувствовать себя их полноценными членами. Так в школах округа  инклюзировано 2440 детей с особыми образовательными потребностями, в том числе 1777 детей с ограниченными возможностями здоровья и 797 детей-инвалидов.

В каждом случае учитывается индивидуальность ребенка, нуждающегося в особом внимании. Если одним доступно посещение специальных (коррекционных) классов с адаптированной программой, созданных в обычных школах, то другим, менее мобильным, с согласия родителей (законных представителей), обеспечено обучение на дому по полной образовательной или индивидуальной программе. Для этого подготовлено почти 400 учителей, владеющих методиками дистанционного обучения с применением ИТК, установлены программно-технические средства с выходом в Интернет.

Но «сидячей» или малоподвижной жизнью таких детей ограничиваться нельзя, поэтому и дополнительное образование не обходится без физкультуры и спорта. В каждой образовательной организации действуют спортивные кружки и секции с адаптивными видами спорта, и маленькие участники местных или региональных «паралимпиад» получают возможность прийти к успехам на паралимпиадах взрослых.

В целом сформирована гуманитарная программа, где сочетаются усилия медицины, образования, социальной адаптации для более полноценной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Это полностью соответствует принципам и практикам ЮНЕСКО, чье сотрудничество расширяет возможности региональной власти и общественности.

Школьники вырастают и становятся перед выбором жизненного пути. Здесь для них, для родного края, для страны в целом важны доступность и качество профессионального образования. Его система в округе молода. Первому вузу на территории Югры еще не исполнилось и четверти века. Правительство автономного округа выступает учредителем
двух университетов (Сургутский государственный университет, Сургутский педагогический университет) и одной академии (Ханты-Мансийская медицинская академия). Действуют также два федеральных вуза – Югорский государственный университет и Нижневартовский государственный университет. Такая концентрация заведений  высшей школы позволяет многим тысячам молодых югорцев получить высшее образование без выезда за пределы автономного округа. Подготовка ведется по 83 специальностям и направлениям, что практически полностью охватывает весь спектр, востребованных на региональном рынке труда профессий и специальностей. Профильными для промышленности края являются такие направления как «Энергетика», «Строительство», «Нефтегазовое дело». Практически полностью удовлетворяется за счет выпускников региональных вузов потребность в специалистах с высшим образованием для социальных сфер: «Образование», «Медицина».  

Рабочие кадры и специалисты среднего звена для предприятий и организаций проходят через учреждения среднего профессионального образования – колледжи. Практически в каждом муниципалитете имеется колледж, готовящий рабочие кадры высокой квалификации по запросу муниципального рынка труда. Сейчас в автономном округе функционируют 6 ресурсных центров в сфере IT-технологий, машиностроения и энергетики, строительного, транспортного, лесопромышленного комплексов Югры. К 2015 году в системе профессионального образования будет создан ресурсный центр агропромышленного комплекса.

При поддержке крупнейших работодателей автономного округа – ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Тюменьэнерго» в апреле 2013 года создан Многофункциональный центр прикладных квалификаций на базе автономного учреждения среднего профессионального образования «Сургутский профессиональный колледж». При поддержке ОАО «Лукойл» планируется к открытию Многофункциональный центр прикладных квалификаций, ориентированный на потребности в кадрах нефтегазовой отрасли,  – на базе Когалымского политехнического колледжа.

В целом системой профессионального образования ежегодно направляется на рынок труда около 7 тысяч выпускников. Им помогают центры по содействию в трудоустройстве, созданные в вузах и колледжах.  Для эффективной подготовки квалифицированных кадров, социальной защиты обучающихся, стимулирования отличной учебы, участия в научно-исследовательской деятельности и общественной работе ежегодно 115 студентам (ординаторам, интернам) и аспирантам устанавливается стипендия Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В сумме это составляет ежегодно около 5 млн. рублей.

Молодое пополнение должно быть небезразлично и работодателям. Для их стимулирования на промышленных предприятиях в 2013 году впервые был проведен Конкурс на лучшую систему работы с молодежью. Он проводился при поддержке Федерального агентства по делам молодежи Российской Федерации. Победители каждой из 12 номинаций получают денежный грант в размере 100 тыс. рублей. Финансирование осуществляется за счет средств  Департамента образования и молодежной политики округа, администрации г. Югорска, ООО «Газпром трансгаз Югорск», автономного учреждения «Центр технических видов спорта», организационного взноса участников Конкурса.

Но кроме профессии важны и общественное сознание, гражданская инициатива, толерантность в молодежной среде, профилактика антисоциальности и экстремизма. Для этого реализуется ежегодный культурно-образовательный проект «Международный молодежный форум-фестиваль «Северный диалог». В нем участвуют студенты вузов и колледжей, молодежные лидеры, представители студенческого самоуправления, молодежных общественных объединений национально-культурных автономий, религиозных организаций автономного округа. Их всегда ждут «ярмарки идей и проектов», нацеленные на развитие межкультурной коммуникации, дискуссионные площадки, ток-шоу, тренинги. Все это с самодеятельными концертами, спортивными состязаниями и другими акциями служит созданию единого общественно-культурного поля, важного для всей Югры.

Особой строкой в округе выделена образовательная поддержка коренных малочисленных народов Севера. Всего детей из охотничьих, рыболовческих, оленеводческих общин во многих школьных (277) и дошкольных (270)  образовательных учреждениях насчитывается около 8 тысяч. Изучают родной язык в 28 школах 28% детей коренных малочисленных народов Севера, а также в 8 детских садах. Ежегодно более 200 представителей коренных северных национальностей получают высшее образований, более 600 – среднее профессиональное образование.

Помощь им оказывают научные исследования в области сохранения и развития местных языков. Их проводит бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок». В институте создан научный фольклорный архив записей песен, сказок, преданий, мифов, верований, праздников и обычаев обско-угорских народов. Для систематизации фольклорных материалов внедрена комплексная автоматизированная архивно-музейная информационная система КАМИС. В нее заложена электронная база данных архивного фонда.

Перевод материалов на электронные носители (оцифровка) осуществляется с соблюдением всех международных стандартов, утвержденных Техническим комитетом Международной ассоциации Звуковых и Аудиовизуальных  Архивов,  функционирующих под эгидой ЮНЕСКО. Звуковой архив, приведенный в соответствие с едиными стандартами звукового архивирования,  позволит включить коллекции обско-угорского института прикладных исследований и разработок в программу ЮНЕСКО «Память Мира», которая призвана способствовать сохранению всемирного наследия ценных объектов архивных фондов и расширения доступа к нему.

В настоящее время оцифровано:

  • материалов, хранящихся на аудионосителях – 94,8%;
  • материалов, представленных на видеоносителях – 9,2%.

Работа еще предстоит большая. В научное же сообщество округа  входят  25 кандидатов и 4 доктора наук из числа коренных малочисленных народов Севера.

Так встречаются в сегодняшней  Югре дух древних умений, мифов, обычаев с «цифровым» обрамлением XXI века.