Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

ПОКОЛЕНИЕ ТАЕЖНО-ЭЛЕКТРОННОГО ВЕКА. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ХМАО

Молодое поколение ЮГРЫ обеспечено всесторонними возможностями образования и развития. Этому способствуют как общегосударственная образовательная система, так и молодежная политика самого региона, которым близки цели и принципы, провозглашенные ЮНЕСКО. На первом месте стратегия доступного качественного образования, соответствующего задачам инновационного развития экономики, запросам общества и личным потребностям растущего гражданина страны и округа.

Начало заложено уже дошкольным образованием, которое в последнее время резко переросло традиционное понятие «детский садик».

В нем сегодня участвуют как муниципальные образовательные организации, так и частные или семейные детские заведения.

Югра стала пилотным регионом в Уральском федеральном округе по реализации социально значимого проекта «Государственно-частное партнерство для развития дошкольного образования». 459 образовательных организаций, предоставляют услуги дошкольного образования, которые посещает 91379 детей в возрасте от 0 до 7 лет. Параллельно 5762 получают услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

В форме малого предпринимательства по результатам ежегодного конкурса на лучший проект по организации групп присмотра и ухода, семейных групп, групп кратковременного пребывания открыто 569 новых мест.

Но важно, что в любой структуре современными методиками и технологиями создается развивающая среда, вместе с заботой о физическом здоровье прививается интеллектуальное, творческое отношение к миру. Сначала через игры, затем через увлекательные учебные задачи, готовящие ребенка к воспитанию школы. На это направлена образовательная программа «Югорский трамплин», которая разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО).

7 августа 2014 года принято распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 440-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») по формированию и реализации пилотного проекта дошкольного образования Билдинг-сад» в               Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период 2014-2015 годы», что позволит:

1)  увеличить количество мест в дошкольных образовательных организациях за счет развития негосударственного сектора данных услуг;

2)  создать социальные и инфраструктурные условия для улучшения качества жизни семей;

3)  обеспечить организационную, методическую, финансовую поддержку негосударственных дошкольных образовательных организаций;

4)  обеспечить снижение финансовой нагрузки на бюджет автономного округа и бюджеты муниципальных образований за счет привлечения внебюджетных источников, как к строительству зданий (помещений) для размещения дошкольных образовательных организаций, так и к их содержанию.

Совместно с экспертами Всемирного Банка ведется работа по созданию проектов типовых современных энергоэффективных объектов дошкольного образования с развивающей средой и возможностью последующей трансформации помещений для начальной школы.

Наиболее массовое общее образование в Югре – это 340 школ и интернатов в самых разных природных и демографических условиях (69% город; 31% село). Пятнадцать с половиной тысяч педагогических работников воспитывают контингент в 187408 школьников (рост по сравнению с 2012 годом на 3424 чел.). 9 школ из десяти имеют все виды благоустройства, что выше общероссийского значения и существенно при наличии югорских труднодоступных мест. Инновации охватывают и учебное место, и предметную лабораторию, и школьную библиотеку. В частности, в школах округа установлено 1,3 тыс. единиц современного учебно-лабораторного оборудования, 105 комплектов серверного и коммутационного назначения, 898 интерактивных досок для оснащения начальных классов. Выход  в Интернет со своих компьютеров имеют 85,2% городских и сельских школьных библиотек. В целом материально-техническая база школ позволила увеличить долю школьников, обучающихся в современных условиях, до 82,4% (среднее по России 43,0%).

Ежегодно более 20 школьных учреждений получают премии, идущие на развитие материально-технической базы, повышение квалификации педагогов.

Как и во всей России, в Югре плодотворна система выявления и развития молодых талантов. Примером этого является Югорский физико-математический лицей-интернат, который два года подряд признан лучшим в сводном рейтинге школ России повышенного уровня. Более 200 образовательных организаций являются пилотными, стажировочными площадками новых идей и инноваций. Из них 46 апробируют их в федеральном масштабе.

Необходимейший для Ханты-Мансийского округа сегмент –непрерывное и комплексное экологическое образование. Формирование целостного, деятельного взгляда на природу включают все ступени общего образования. Уже в детских садах азы бережности к природе внушаются детям через программу «Югорский трамплин». Во всех без исключения начальных классах введены предметы и модули экологической направленности. Урок экологических знаний проходит в каждом классе в первый день каждого учебного года. Младшеклассников увлекают эколого-краеведческие курсы  «Мы – дети природы», «Краеведение»; старших ребят уже солидные  «Экология и география ХМАО – Югры».  Новый курс «Основы безопасности и жизнедеятельности» также неразрывен с понятиями природосохранения. Более 7 тысяч школьников участвуют в кружках, клубах, других объединениях юных натуралистов и защитников природы, которых создано во всех уголках округа 434. Все это включает школьников всех ступеней в социальные практики, такие как окружной экологический марафон «Моя планета», окружные акции «Аллея выпускников»,  «Спасти и сохранить». Дети, педагоги, ученые активно участвуют в общероссийских и международных программах, формирующих экологическую культуру.

По концепции ЮНЕСКО «Образование для всех» в него активно включены дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. В 2013-2014 учебном году количество детей с различными нарушениями развития школьного возраста по округу составляло 4 058 человек. 19 образовательных организаций создано для их учебы и адаптации общеобразовательных программ к потребностям разных категорий детей-инвалидов. Это очень серьезная кропотливая работа в сотрудничестве педагогов, медиков, социальных работников, создающих адаптированные программы для глухих и слабослышащих детей, для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, для детей с задержанным развитием, для детей с умственной отсталостью. Предусмотрены интернаты со стационарным проживанием, в том числе для детей-сирот или оставшихся без попечения родителей, а также санаторного типа для нуждающихся в длительном лечении.

Лечение и обучение совместимо с социальной адаптацией, для которой с детьми-инвалидами реализуются возможности профессиональной подготовки по 34 специальностям: «столяр», «слесарь-сантехник», «швея», «вязальщица трикотажных изделий, полотна», «плотник», «штукатур», «рабочий по обслуживанию и текущему ремонту помещений», «уборщик служебных помещений» (горничная), «цветовод», «овощевод», «парикмахер», «повар» и др. Однако идеальным случаем можно считать, когда детям с недостатками здоровья помогают адаптировться в обычные классные коллективы общеобразовательных школ и почувствовать себя их полноценными членами. Так в школах округа  инклюзировано 2440 детей с особыми образовательными потребностями, в том числе 1777 детей с ограниченными возможностями здоровья и 797 детей-инвалидов.

В каждом случае учитывается индивидуальность ребенка, нуждающегося в особом внимании. Если одним доступно посещение специальных (коррекционных) классов с адаптированной программой, созданных в обычных школах, то другим, менее мобильным, с согласия родителей (законных представителей), обеспечено обучение на дому по полной образовательной или индивидуальной программе. Для этого подготовлено почти 400 учителей, владеющих методиками дистанционного обучения с применением ИТК, установлены программно-технические средства с выходом в Интернет.

Но «сидячей» или малоподвижной жизнью таких детей ограничиваться нельзя, поэтому и дополнительное образование не обходится без физкультуры и спорта. В каждой образовательной организации действуют спортивные кружки и секции с адаптивными видами спорта, и маленькие участники местных или региональных «паралимпиад» получают возможность прийти к успехам на паралимпиадах взрослых.

В целом сформирована гуманитарная программа, где сочетаются усилия медицины, образования, социальной адаптации для более полноценной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Это полностью соответствует принципам и практикам ЮНЕСКО, чье сотрудничество расширяет возможности региональной власти и общественности.

Школьники вырастают и становятся перед выбором жизненного пути. Здесь для них, для родного края, для страны в целом важны доступность и качество профессионального образования. Его система в округе молода. Первому вузу на территории Югры еще не исполнилось и четверти века. Правительство автономного округа выступает учредителем
двух университетов (Сургутский государственный университет, Сургутский педагогический университет) и одной академии (Ханты-Мансийская медицинская академия). Действуют также два федеральных вуза – Югорский государственный университет и Нижневартовский государственный университет. Такая концентрация заведений  высшей школы позволяет многим тысячам молодых югорцев получить высшее образование без выезда за пределы автономного округа. Подготовка ведется по 83 специальностям и направлениям, что практически полностью охватывает весь спектр, востребованных на региональном рынке труда профессий и специальностей. Профильными для промышленности края являются такие направления как «Энергетика», «Строительство», «Нефтегазовое дело». Практически полностью удовлетворяется за счет выпускников региональных вузов потребность в специалистах с высшим образованием для социальных сфер: «Образование», «Медицина».  

Рабочие кадры и специалисты среднего звена для предприятий и организаций проходят через учреждения среднего профессионального образования – колледжи. Практически в каждом муниципалитете имеется колледж, готовящий рабочие кадры высокой квалификации по запросу муниципального рынка труда. Сейчас в автономном округе функционируют 6 ресурсных центров в сфере IT-технологий, машиностроения и энергетики, строительного, транспортного, лесопромышленного комплексов Югры. К 2015 году в системе профессионального образования будет создан ресурсный центр агропромышленного комплекса.

При поддержке крупнейших работодателей автономного округа – ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Тюменьэнерго» в апреле 2013 года создан Многофункциональный центр прикладных квалификаций на базе автономного учреждения среднего профессионального образования «Сургутский профессиональный колледж». При поддержке ОАО «Лукойл» планируется к открытию Многофункциональный центр прикладных квалификаций, ориентированный на потребности в кадрах нефтегазовой отрасли,  – на базе Когалымского политехнического колледжа.

В целом системой профессионального образования ежегодно направляется на рынок труда около 7 тысяч выпускников. Им помогают центры по содействию в трудоустройстве, созданные в вузах и колледжах.  Для эффективной подготовки квалифицированных кадров, социальной защиты обучающихся, стимулирования отличной учебы, участия в научно-исследовательской деятельности и общественной работе ежегодно 115 студентам (ординаторам, интернам) и аспирантам устанавливается стипендия Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В сумме это составляет ежегодно около 5 млн. рублей.

Молодое пополнение должно быть небезразлично и работодателям. Для их стимулирования на промышленных предприятиях в 2013 году впервые был проведен Конкурс на лучшую систему работы с молодежью. Он проводился при поддержке Федерального агентства по делам молодежи Российской Федерации. Победители каждой из 12 номинаций получают денежный грант в размере 100 тыс. рублей. Финансирование осуществляется за счет средств  Департамента образования и молодежной политики округа, администрации г. Югорска, ООО «Газпром трансгаз Югорск», автономного учреждения «Центр технических видов спорта», организационного взноса участников Конкурса.

Но кроме профессии важны и общественное сознание, гражданская инициатива, толерантность в молодежной среде, профилактика антисоциальности и экстремизма. Для этого реализуется ежегодный культурно-образовательный проект «Международный молодежный форум-фестиваль «Северный диалог». В нем участвуют студенты вузов и колледжей, молодежные лидеры, представители студенческого самоуправления, молодежных общественных объединений национально-культурных автономий, религиозных организаций автономного округа. Их всегда ждут «ярмарки идей и проектов», нацеленные на развитие межкультурной коммуникации, дискуссионные площадки, ток-шоу, тренинги. Все это с самодеятельными концертами, спортивными состязаниями и другими акциями служит созданию единого общественно-культурного поля, важного для всей Югры.

Особой строкой в округе выделена образовательная поддержка коренных малочисленных народов Севера. Всего детей из охотничьих, рыболовческих, оленеводческих общин во многих школьных (277) и дошкольных (270)  образовательных учреждениях насчитывается около 8 тысяч. Изучают родной язык в 28 школах 28% детей коренных малочисленных народов Севера, а также в 8 детских садах. Ежегодно более 200 представителей коренных северных национальностей получают высшее образований, более 600 – среднее профессиональное образование.

Помощь им оказывают научные исследования в области сохранения и развития местных языков. Их проводит бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок». В институте создан научный фольклорный архив записей песен, сказок, преданий, мифов, верований, праздников и обычаев обско-угорских народов. Для систематизации фольклорных материалов внедрена комплексная автоматизированная архивно-музейная информационная система КАМИС. В нее заложена электронная база данных архивного фонда.

Перевод материалов на электронные носители (оцифровка) осуществляется с соблюдением всех международных стандартов, утвержденных Техническим комитетом Международной ассоциации Звуковых и Аудиовизуальных  Архивов,  функционирующих под эгидой ЮНЕСКО. Звуковой архив, приведенный в соответствие с едиными стандартами звукового архивирования,  позволит включить коллекции обско-угорского института прикладных исследований и разработок в программу ЮНЕСКО «Память Мира», которая призвана способствовать сохранению всемирного наследия ценных объектов архивных фондов и расширения доступа к нему.

В настоящее время оцифровано:

  • материалов, хранящихся на аудионосителях – 94,8%;
  • материалов, представленных на видеоносителях – 9,2%.

Работа еще предстоит большая. В научное же сообщество округа  входят  25 кандидатов и 4 доктора наук из числа коренных малочисленных народов Севера.

Так встречаются в сегодняшней  Югре дух древних умений, мифов, обычаев с «цифровым» обрамлением XXI века.