UNESCO Press
Russia & UNESCO
Permanent Delegation of the Russian Federation to UNESCO
UNESCO Programme and budget, 2014-2017
UNESCO Medium-Term Strategy, 2014-2021
Herald of UNESCO
Herald of UNESCO60 years with UNESCO
 

COOPERATION BETWEEN UNESCO AND YUGRA IN CULTURE

 

The Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra is known for an open dialogue and mutual enrichment of historical and modern culture of many peoples inhabiting Ugra. Traditions of indigenous environmental management and rhythms of the industrial development require the respect for the cultural and spiritual needs of all categories of the population. The cultural identity goes along with the “cultural globalism” and it is important that they help each other in the development of the diverse but common cultural environment.

This is the aim of the Okrug's cultural institutions and its creative organizations. The cultural potential of Ugra is manifested in the development of libraries, museums, in the conservation and the use of cultural heritage in art education, cinema, professional art, artistic and creative activities, folk arts and crafts. Their common goal is to provide the maximum availability of cultural values and information to people, develop their creative potential, provide comfortable and meaningful leisure time.

Both the government and private or public initiative in this versatile “ensemble” is represented by 482 cultural and art institutions. The number of officially registered Okrug’s public cultural and art organizations equals to 76 and their number is growing. Let us see what Ugra’s rich culture consists of.

Library Network (697 libraries of all levels, systems and organizations for adults and children, led by Ugra State Library) entered today into a period of innovative development. All 236 public libraries are equipped with personal computers, each has an average of 10 units of computer equipment (the average in Russia - about 2). All of them have the access to the Internet (the average in Russia - about a half). The scope of electronic library catalogues is already 69% of the funds. 187 centers and public access points were established on the basis of Public Libraries. However, more careful consideration should be given to the requests of many categories, and even to the personal tastes of readers (their registered number is about half a million people, more than a quarter of the Okrug's population!). Some people are ready to read from disks and the screen, while others cannot read without hearing usual rustle of paper pages. Some people can pass through an asphalt street, others have to get through the taiga and swamps for a fresh book or magazine. Some people prefer to read at home in privacy, while others long for the company in the reader's club. So, librarians, who are truly and selflessly dedicated to their job have to find solution to many scientific and methodical problems. People in Ugra cannot be left without books.

Just as without getting to know the historical and artistic heritage of their region, Russia and the world.

The Ugra Museum network consists of 35 museums. 4 of them are of regional level, each is a unique institution of its kind. The Man and Nature is the oldest museum institution in Ugra. It celebrated its 80th anniversary in 2012. It has accumulated valuable exhibits of archeology and paleontology, including the unique in the world mammoth vertebra, pierced by an arrow of ancient human; the skeleton of Mammuthus trogontherii, truly a rare one. There are various items of material culture and life of the people of Ugra in the early Middle Ages. The museum runs the only tourist site in Russia “Archeopark” that represents bronze sculptures of wildlife in ancient Ugra. An anthropomorphic image of the goddess of the river, Kazim - Woot-them (“Silver woman”) is the key exhibit, the museum’s mark of distinction. According to ethnographers, such images are unknown in museum collections; there are no literary descriptions of it either. Exposures, depository and restoration workshops and laboratories of the museum are equipped with the most modern facilities.

The Museum of Geology, Oil and Gas, located in Khanty-Mansiysk, is the only state museum dedicated to oil in the Russian Federation. Its collection contains valuable mineralogical exhibits, samples from different oil fields in the world, models of equipment and tools, household of oil prospectors and trappers, biographical material devoted to history and heroes of the most difficult development of the West Siberian oil and gas provinces.

The Ugra State Art Museum is called “Siberian Tretyakov Gallery.” It is quite new; the collection has been formed since 1996 by well-known specialists and experts in the field of fine arts. Many of the works were purchased at “Sotheby's” and “Christie’s” auctions, from private collectors and returned to their homeland. These masterpieces are exhibited in the sections of ancient Russian art, Russian paintings, drawings, prints, decorative arts, sculpture of the museum. Here you can see the icons of the 16-19th centuries, paintings of famous masters of Russian art: Rokotov, Tropinin, Repin, Aivazovsky, Surikov, Levitan and many other great artists of Russia. The museum also runs the “G.S. Raishev’s Studio Gallery”, the “The USSR National's Artist V. Igoshev House-museum”.

A visit to the Ethnographic Open-Air Museum “Torum Maa” that presents live culture of the indigenous people of the North, is the authentic decoration of Ugra tours. Ethnographic museum has recreated and conducts ritual feasts of indigenous people. “Voronij den'” (Crow's Day) includes theatrical plays on the basis of folk sources performed by the Theater of the Ob-Ugric people “The Sun”, compliments of newborns from families of the indigenous people, concert program of folk groups and individual performers in different forms and genres of the Ob-Ugric culture (instrumental, musical, dance, games, ritual folklore, folk epic, etc.), tasting national cuisine, exhibition and sale of products of traditional handicrafts, competition in national sports (jumping over a sledge, national triple jump, archery, javelin throwing and tug-stick). “Tylasch pory” (the ritual of “treat of the Moon”) - a family holiday, which was organized in January, February, March, when the moon was in the growth phase. This ritual appeals to the gods for the health and well-being of near and dear ones, for fish and animals, for successful fishing and hunting. “The Wagtail feast” is the colorful and folkloric ritual of Konda Mansi.

The gallery of modern art “Sterh” in Surgut, which was developed from the exhibition hall to the modern center, presents modern projects. For 14 years annual festivals of gallery the “Reliefs of color” and “SterhFest” has helped establish cultural links with many parts of Russia (Moscow, St. Petersburg, the Urals, Siberia, Udmurtia, Karelia, and others). The Surgut Fine Arts Museum attracts mass audiences by annual international festival of visual humor “KARIKATURUM.”

Ugra museums are among the Russian leaders in digitizing museum collections. Multimedia technologies are gaining more and more exhibition space. For example, the exposition of the Museum of Man and Nature “The Link of Times” includes three zones: “Rhythm of the biosphere”, “Historical time”, “Mythological time.” Constantly updated database of digital images of exhibits is on the website “The Museums of Ugra” www.hmao-museums.ru.

Since 2007, Ugra museums have joined the international campaign “Night at the Museum”, which is a unique gift to the guests and inhabitants of the Okrug.  Annual contest “Museum Olympus of Ugra”, publication of the annual compendium “Museums of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra”, holding of “Ugra Field Museum Biennale”, festival of exposure art “Museum Alliance” contribute to the promotion of this cognitive sphere. Museum publications: scientific catalogues, albums, guides, children's books were awarded with professional prizes for the quality and content.

Museum space is expanded by archaeological and ethno-cultural objects that are attractive for the ruins of earth and wood structures. The researches identified unique archaeological and ethnographic complexes: “Autograph Mountain” (Surgutsky District), “Sorovskie Lakes” (Nefteyugansky District), “Ewout Rap” (Nizhnevartovsk District), “Big Uchinya” (Kondinsky District) “Emder” (Oktyabrsky District) and other core areas of the historical, cultural and natural reserves with tourist centers which are scheduled for the near future.

Theater and concert life of the Autonomous Okrug is diverse and rich. Annually theaters stage 50 new plays, in total there are 1500 plays in the current repertoire. The State Theater of Ob-Ugric people “Sun” is the only in the Russian Federation professional team of indigenous people. Its participation in international fora (21st EU-Russia summit, 5th World Congress of Finno-Ugric peoples, 39th World Chess Olympiad, etc.) sparked huge interest. The theater combines tradition and experiment in an interesting way. In 2011, the director Xenia Vishnevskaya staged the play “Black Song”, based on the novel by Tatiana Moldanova “In a lonely nest.” The plot is based on the Kazym uprising, which is still the “white spot” in the history of Siberia. With innovations (3D – mapping) it became possible to create a common space of Khanty traditional singing, dancing, poetic narration and modern technology. The theater's works were awarded prizes of numerous festivals and competitions, including the International Festival of National Theaters “Shumbrat, Maytul!”, the Russian Festival of Theatre Arts for Children “Harlequin”, the International theatrical festival “Golden Mask”.

The best Russian and foreign performers are also attracted by the unique modern cultural centers. One of them is the concert - theatrical center “Ugra Classic” in the city of Khanty-Mansiysk. It is a multifunctional complex of 20 thousand sq. meters, whose technical capacities allow performing cultural projects and event actions, at international level. The Surgut Philharmonic Hall was opened in Surgut - the largest city of Ugra - after the reconstruction in 2012. Apart from the traditional concert activity, the Philharmonic does a lot of aesthetic education of children and adolescents. There are six creative teams in the Surgut Philharmonic: the Concert Orchestra of Winds and the Symphony Orchestra, the Chamber Orchestra of Russian Folk Instruments, the Choir “Svetilen” and the Ensemble of Russian folk instruments “Casket.”

Modest but cozy Okrug's culture center or community's culture club is no less important that the City Palace of the Arts. 2286 clubs are situated in remote areas. They serve the centers of artistic and creative life of the population with tens of thousands of participants. Among them there are amateur theaters, music ensembles, folk groups, arts and crafts studios.

For many years Ugra’s annual International Festival of Film Debuts “Spirit of Fire” attracts top filmmakers. The first prestigious competition of debut films took place in 2003 in Khanty-Mansiysk, and was dedicated to the 70th anniversary of Andrei Tarkovsky. First festival jury was led by Polish director Krzysztof Zanussi, and also included the famous French actor Pierre Richard. Over the past twelve years, the “Spirit of Fire” has shown hundreds of films and dozens of programs, it has become one of the main cultural events in Russia. The festival not only unveils the brightest young directors, actors, writers for the Russian and world cinema but also provides for continuity of the best of tradition and innovation in cinema. The festival includes social programs such as “Cinema for all”, where public attention is drawn to people with disabilities, their rich potential to overcome the difficulties of fate, an active social and cultural life.

A movie for everyone is in effect the cinema network of the Autonomous Okrug that includes both modern and comfortable cinemas and rural, often mobile film projectors. Annually about 1.7 million people attend 120 public cinemas. Each year, the Okrug’s Public Film Fund receives more than 100 films, today it possesses 6352 films. Digitization of movies allows posting content in the telecommunication networks, demonstrate them in upgraded cinemas, create collections of documentary films in public libraries and secondary schools.

Preservation, development and promotion of traditional culture of
indigenous people of the North is the most important component of state and Okrug cultural policy, which defines the relation not only to the past but also to the future. Historical culture of the region and its identity reflect the harsh living conditions, that has created a special cultural environment and amazing folklore of Ob-Ugric people. In Ugra 14 cultural centers support this culture for many years. They are engaged in educational activities, in formation while maintaining the identity of a common ethno-cultural environment, in educating young people in traditional values and customs. These centers unite 75 national cultural and public organizations of the Autonomous Okrug. Khanty, Mansi, Nenets become heroes of more than 130 large-scale annual national holidays and festivals.

Four competitions for the awards and grants are held annually under the auspices of the Department of Culture of the Okrug. Since 2012 the prize “For contribution to the development of inter-ethnic relations in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra” is awarded annually by the Governor for the implementation of projects (programs, activities, and services) aimed at the development of inter-ethnic relations, for the preservation and the promotion of national and cultural traditions of the people inhabiting the Autonomous Okrug; for the promotion of tolerance among young people; for the search for new forms of cooperation with civil society. Prizes are awarded to individuals as well as to organizations or entrepreneurs.

Mindful of many fellows, every August, 9 Ugra celebrates the International Day of the World's Indigenous People. Besides, “2nd International Congress of the traditional culture. The Problems of Fundamental Research of Folk Art” (November 2014) under the auspices of the Commission of the Russian Federation for UNESCO and the aegis of the Government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra in Khanty-Mansiysk is dedicated to Indigenous People too. The forum will summarize the results of research projects and programs of academic and university science, materials of regional studies in the field of culture, the concept of socio-cultural design. The working languages of the Congress are: Russian, English, German and French.

The indigenous culture is inseparable from folk arts and crafts. Individual artisans and craft workers as well as centers of national culture are the guardians of traditions. The phenomenon of national skills and potential of its use also became the object of the International Festival of Crafts of the World's Indigenous People “Ugra”, held under the auspices of the Commission of the Russian Federation for UNESCO and included in the program of the Second International Decade of the World's Indigenous People, endorsed by the UN General Assembly.

The Government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra is the founder of the Festival, the Department of Culture of the Okrug and its budget organization “The Center of folk arts and crafts” are its organizers. 9 scientific conferences, 15 workshops and seminars, more than 180 workshops for children and 670 for mixed-age audience have been organized during the twelve years of the Festival’s history. Folk Art of indigenous people was presented at 42 exhibitions; a museum of traditional arts of the Finno-Ugric people was created. The festival was attended by more than 100 thousand people from different countries and Russian regions. Collections of reports and methodological developments of the conferences, seminars and master classes were published. The 8th International Festival of crafts of the world's indigenous people “Ugra – 2014” was held from 10 to 14 June, 2014.

The development of such a diverse culture is not possible without an appropriate education system. The College - Boarding School “Center of Arts for Gifted Children of the North”, where talented children from all corners of Ugra are trained in 10 specialties for 14 years, going through 2-stage learning, is a  unique institution. It is a powerful universal complex. College – boarding school, concert complex with large and small concert halls, three well-equipped hostels, recreation center, rehearsal rooms, medical unit, equipped with the up-to-date facilities, a dining room, which provides five meals for children daily, a dining room for staff and students. More than 1000 people study at the Center of Art, 700 students are provided with a comfortable stay in hostels and boarding. In 2012 the Center celebrated its 15th anniversary. Since its foundation, it has been actively involved in international UNESCO activities. In 2000, it was granted a certificate of UNESCO Associated School at UNESCO Headquarters in Paris. Since 2007, the Center of Arts has led activities in the Associated schools’ network of “Siberia-Altai” region, which includes 12 certified schools and 6 participating schools from Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug, Krasnoyarsk Krai, the Republic of Khakassia, Altai Republic, Yamal-Nenets Autonomous Okrug, Norilsk, Omsk, Tomsk, Surgut. Inspired creativity of students and teachers of the Center is well known in Russia and abroad.

Surgut College of Music was founded in 1972. Its graduates are professional musicians in different fields. Their active participation in the musical life of the city and the Okrug, as well as high admission rate to the leading universities of the country are the best indicators of their talent and proficiency. Among them there are recognized soloists and artists of various musical groups, teachers, organizers of musical art. The college holds important activities such as: The National Accordion Competition “Ugoria”, Open Competition for Young Pianists “Magic Keys”, Autumn Art School for gifted children and teachers “New Names of Ugra.” Last year, for the first time the College hosted All-Russian Scientific and Practical Conference “Theoretical and practical aspects of cultural and arts education.”

These are the most general features of diverse, multilingual and polyphonic culture of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra which is developed in perfect harmony with the modern world.

Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

СОТРУДНИЧЕСТВО ХМАО И ЮНЕСКО В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Уникальность Ханты-Мансийского автономного округа – Югры состоит в том, что на этой земле в открытом диалоге и взаимообогащении находятся историческая и современная культура многих народов, населяющих Югру.  Здесь традиции коренного природопользования и ритмы промышленного освоения требуют уважительного отношения к культурным и духовным запросам всех категорий населения. Культурная самобытность соседствует с «культурным глобализмом», и важно, чтобы они помогали друг другу в развитии многоцветного, но единого культурного поля.

На это направлены усилия всего комплекса культурных учреждений округа, его творческих организаций. Культурный потенциал Югры проявляется в развитии библиотечного, музейного дела, в сохранении и использовании объектов культурного наследия, в художественном образовании, кинематографии, профессиональном искусстве, художественно-творческой деятельности, в народных художественных промыслах и ремеслах. Их общая цель – максимальная доступность людей к культурным ценностям и информации, раскрытие творческих способностей, обеспечение комфортного и содержательного досуга.

Как государство, так и частную или общественную инициативу в этом многопрофильном «ансамбле» представляют 482 учреждения культуры и искусства. Официально на территории округа зарегистрированы 76 общественных организаций в сфере культуры и искусства, продолжается процесс их создания. Посмотрим, чем наполнены и продолжают обогащаться «кладовые культуры» Югры.

Библиотечная сеть (697 библиотек всех уровней, систем и ведомств, взрослых и детских,  во главе с Государственной библиотекой Югры) вошла сегодня в инновационный период развития. Все 236 общедоступных библиотеки оснащены персональными компьютерами, на каждую приходится в среднем 10 единиц компьютерной техники (в среднем по России еще около 2-х). Все библиотеки выходят в Интернет (в России около половины). Объем электронных библиотечных каталогов составляет уже 69% фондов. На базе общедоступных библиотек создано 187 центров и пунктов общественного доступа. Но требуется еще тщательней учитывать запросы многих категорий и даже личных вкусов читателей (их общедоступными библиотеками зарегистрировано около полумиллиона человек, более четверти населения округа!). Скажем, одни готовы читать с диска и экрана, другие – только с привычным шуршанием бумажных страниц. Одним в городе достаточно перейти через асфальтовую улицу, к другим со свежей книгой или журналами надо добираться через тайгу и болота. Одни предпочитают чтение в домашнем уединении, другие жаждут общения в зале читательского клуба. Отсюда и научно-методический поиск библиотекарей, поистине беззаветно преданных своему делу. Человек в Югре не может остаться без книги.

Так же, как без постижения исторических и художественных ценностей своего края, России и мира. 

Музейная сеть Югры состоит из 35 музеев. 4 – регионального уровня, каждый незаменим в своем направлении. Старейшее музейное учреждение Югры – Музей Природы и Человека, отметивший в 2012 году свое 80-летие. В нем собраны уникальные экспонаты археологии и палеонтологии,  в том числе – единственный известный в мире позвонок мамонта, пробитый стрелой древнего человека, костяк трогонтериевого слона,  подобного которому в мире  насчитываются единицы. Разнообразны предметы материальной культуры и быта жителей Югры эпохи раннего средневековья. При музее действует единственный в России туристический объект «Археопарк», представляющий бронзовые изваяния животного мира древней Югры. Экспонатом мирового уровня и гордостью собрания является антропоморфное изображение богини реки Казым – Вут-ими («Серебряной бабы»). По определению этнографов подобные изображения неизвестны ни по музейным коллекциям, ни по литературным описаниям. Экспозиции,  фондохранилища, реставрационные мастерские и лаборатории  музея оснащены самым современным оборудованием.

Музей геологии, нефти и газа, расположенный в Ханты-Мансийске – единственный государственный «нефтяной» музей на территории Российской Федерации. В его коллекции –  ценные минералогические экспонаты, образцы нефти с различных месторождений мира, макеты оборудования и инструменты, предметы быта нефтеразведчиков и промысловиков, биографические материалы, посвященные истории и трудовым героям сложнейшего освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Государственный художественный музей Югры называют «сибирской Третьяковкой». Он молод –  формирование коллекции началось в 1996 году при участии известных специалистов, экспертов в области изобразительного искусства.  Многие произведения были приобретены на лондонских аукционах «Сотбис» и «Кристи», у частных коллекционеров и возвращены на родину. Все это составило разделы древнерусского искусства, русской живописи, графики, гравюры, декоративно-прикладного искуcства, скульптуры. Здесь можно увидеть иконы XVI-XIX веков,  картины прославленных мастеров русского изобразительного искусства: Ф.С. Рокотова, В.А. Тропинина, И.Е. Репина, И.К. Айвазовского, В.И. Сурикова, И.И. Левитана и многих других замечательных художников России.  Филиалы музея –  «Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева», «Дом-музей народного художника СССР В.А.Игошева».

Посещение Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа», транслирующего живую культуру коренных малочисленных народов Севера, является подлинным украшением югорских туров. По этнографическим источникам музей воссоздал и проводит обрядовые праздники коренных народов.  «Вороний день» включает театрализованное действо на основе фольклорных источников в исполнении Театра обско-угорских народов «Солнце», поздравление новорожденных из семей коренных малочисленных народов, концертную программу фольклорных коллективов и отдельных исполнителей в разных видах и жанрах обско-угорской культуры (инструментальном, музыкально-песенном, танцевальном, игровом, обрядовом фольклоре, народном эпосе и т.д.), дегустацию национальной кухни, выставку-продажу изделий декоративно-прикладного искусства и традиционных промыслов, состязания в национальных видах спорта (прыжках через нарты, тройном национальном прыжке, стрельбе из лука, метании копья и перетягивание палки).  «Тылащ поры» (обряд «угощения Луны») –  семейный праздник, который устраивали в январе, феврале, марте, когда луна находилась в фазе роста. Это ритуальное обращение к богам с просьбами о здоровье и благополучии родных и близких, чтобы рыбы и звери хорошо размножались, была удачной рыбалка и охота. Красочен и фольклорный ритуал кондинских манси «Праздник трясогузки».

Проекты сегодняшнего дня  формируются Галереей современного искусства «Стерх» г. Сургута, которая   прошла путь от выставочного зала до модернового центра. Ежегодные фестивали галереи: «Рельефы цвета» и «СтерхФест» за 14 лет создали культурные связи со многими уголками России (Москва, Санкт-Петербург, Урал, Сибирь, Удмуртия, Карелия и др.). Сургутский художественный музей привлекает массы зрителей  ежегодным международным фестивалем визуального юмора «КАРИКАТУРУМ».

Музеи  Югры среди лидеров  России по переводу музейных коллекций в электронный вид. В их экспозиционное пространство все активней внедряются мультимедийные технологии. Например, экспозиция Музея Природы и Человека «Связь времен» включает три зоны: «Ритм биосферы», «Историческое время», «Мифологическое время». Постоянно пополняемая база данных цифровых изображений экспонатов  размещена на портале «Музеи Югры» www.hmao-museums.ru.

С 2007 года музеи Югры присоединились к международной акции «Ночь в музее», которая является уникальным подарком гостям и жителям округа. Динамику этой познавательной сфере придают  ежегодный конкурс «Музейный олимп Югры», издание ежегодного сборника «Музейное дело Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», проведение «Югорской полевой музейной биеннале», фестиваля экспозиционного искусства «Музейный альянс». Музейные издания –  научные каталоги, альбомы, путеводители, книги для детей – отмечены профессиональными премиями за высокое качество и содержание.

Музейное пространство расширено натурой археологических и этнокультурных объектов, манящих загадками руинированных земляных и деревянных сооружений. На основании проведенных научно-исследовательских работ выявлены уникальные археолого-этнографические комплексы - «Барсова гора» (Сургутский район), «Соровские озера» (Нефтеюганский район), «Эвут рап» (Нижневартовский район), «Большая Учинья» (Кондинский район), «Эмдер» (Октябрьский район) и др., где теперь планируется создание историко-культурных и природных заповедников с туристическими центрами.

Театрально-концертная сфера автономного округа также разнообразна и насыщенна. Ежегодно театрами здесь ставится 50 новых спектаклей, всего в действующем репертуаре  их 1500. Своего рода визитная карточка региона – Государственный театр обско-угорских народов «Солнце», единственный в Российской Федерации профессиональный коллектив коренных малочисленных народов Севера.  Огромный интерес  вызывает его участие в международных форумах   (ХХI Саммит России-ЕС, V Всемирный конгресс финно-угорских народов, 39-я Всемирная шахматная олимпиада и т.д.).  Театр оригинально сочетает традицию и эксперимент. В 2011 году режиссером Ксенией  Вишневской поставлен спектакль «Черная песня» по повести Татьяны Молдановой «В гнездышке одиноком». В основе сюжета события Казымского восстания, которое до сих пор является «белым пятном» в истории Сибири. С помощью инноваций (3D – мэппинг) удалось создать единое пространство традиционного хантыйского пения, танца, поэтического пересказа  и современных технологий. Работы театра отмечены премиями многочисленных фестивалей и конкурсов, в том числе международного  фестиваля национальных театров «Шумбрат, Майтул!», всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», международного театрального фестиваля «Золотая маска».

Лучших исполнителей российского и мирового уровня привлекают также уникальные  современные культурные центры.  В городе Ханты-Мансийске один из них – Концертно – театральный центр «Югра классик». Это многофункциональный комплекс площадью 20 тыс. кв. м, технические возможности которого позволяют осуществлять культурные проекты и событийные акции  международного масштаба.   В самом крупном городе Югры Сургуте в 2012 году после реконструкции открылась  Сургутская филармония.  Помимо традиционной концертной деятельности филармония ведёт большую работу по эстетическому воспитанию детей и подростков. В составе Сургутской филармонии работают шесть творческих коллективов: это и Концертный оркестр духовых инструментов, и симфонический оркестр, Камерный оркестр русских народных инструментов,  Хоровая капелла «Светилен» и Ансамбль русских народных инструментов «Ларец».

Скромный, но уютный районный Дом культуры  или поселковый клуб не менее важен, что городской Дворец искусств. 2286 таких клубных учреждений охватывают самые глубинные районы художественно-творческой деятельностью самого населения со многими десятками тысяч участников. Это самодеятельные  театры, музыкальные ансамбли, фольклорные коллективы, студии декоративно-прикладного искусства.

Уже немало лет Югра  привлекает и  киномастеров самого высокого класса. Их площадка –  ежегодный  Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Первый столь престижный конкурс дебютных фильмов проходил в 2003 году в Ханты-Мансийске и был посвящен 70-летнему юбилею Андрея Тарковского. Жюри первого фестиваля возглавил польский режиссер Кшиштоф Занусси, в него входил также и знаменитый французский актер Пьер Ришар. За прошедшие двенадцать лет  «Дух огня» показал сотни фильмов и десятки программ, стал одним из главных культурных событий всей российской культуы. Здесь не только «благословляют» вхождение в российский и мировой кинематограф ярких молодых режиссеров, актеров, сценаристов, но и отрабатывают концепцию преемственности лучших традиций и новаторства в кинематографе. Фестиваль выходит и к зрительским массам такими социальными программами, как «Кино для всех», где общественное внимание направлено к людям с ограниченными возможностями,  их богатому  потенциалу для преодоления трудностей судьбы, активной социально-культурной жизни.

Кино для всех – это по существу и киносеть автономного округа,  как современные комфортабельные кинотеатры, так  и сельские киноустановки, нередко передвижные. 120 публичных кинозалов ежегодно посещают около 1,7 миллиона человек. Ежегодно окружной государственный кинофонд округа пополняется более чем на 100 фильмов, сегодня он составляет 6352 наименования. Оцифровка кинофильмов позволяет размещать контент также  в телекоммуникационных сетях, демонстрировать в модернизированных кинозалах, формировать коллекции документальных познавательных фильмов в общедоступных библиотеках и общеобразовательных школах.

Сохранение, развитие и популяризация традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера – важнейшая составляющая всей государственной и культурной политики округа, которая определяет отношение не только к прошлому, но и будущему.  Историческая культура региона, его самобытность отражают суровые условия проживания, создавшие особую культурную среду и удивительный фольклор обских угров. Многолетний опыт ее поддержки в Югре  реализуется через деятельность 14 Центров национальных культур. Они заняты просветительской деятельностью, формированием при сохранении самобытности единого этнокультурного пространства,  широким приобщением молодежи к постижению традиционных ценностей и обычаев. Такие центры объединяют для сотрудничества 75 национальных общественных организаций и культурных автономий округа. Ханты, манси, ненцы становятся героями более 130 ежегодных крупномасштабных национальных праздников и фестивалей.

Под эгидой Департамента культуры  округа проводятся четыре конкурса по присуждению грантов и премий в данной сфере. С 2012 года ежегодно вручается Премия Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «За вклад в развитие межэтнических отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».  Премия присуждается за реализацию проектов (программ, мероприятий, услуг) в области развития межэтнических отношений, за усилия  по сохранению и развитию национально-культурных традиций народов, проживающих на территории автономного округа; за воспитание и укрепление толерантности в молодежной среде; за поиск новых форм взаимодействия с институтами гражданского общества. Премии вручаются как физическим лицам, так и организациям или предпринимателям. 

Помня и о многих таких собратьях,  ежегодно 9 августа в Югре празднуется Международный день коренных народов мира.  Им посвящается и «II-й Международный Конгресс традиционной художественной культуры. Проблемы фундаментальных исследований народного искусства» (ноябрь 2014), подготовленный под эгидой Комиссии Российской Федерации ЮНЕСКО и патронажем Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в городе Ханты-Мансийске. Форум обобщит результаты научных проектов и программ академической и вузовской науки, материалы региональных исследований в области культуры, концепции социокультурного проектирования.  Рабочие языки конгресса: русский, английский, немецкий, французский.

С коренной культурой неразрывны народные художественные промыслы и ремесла. Ими заняты как индивидуальные ремесленники, так и работники  центров ремесел  национальных культур. Феномен народного мастерства и потенциал его использования также стал объектом Международного  фестиваля  ремесел коренных народов мира «Югра», проводимого  под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и входящего в программу мероприятий Второго Международного десятилетия коренных народов мира, провозглашенных Генеральной Ассамблеей ООН.

Учредителем Фестиваля является Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, организаторами выступают Департамент культуры округа, его бюджетное учреждение «Центр народных художественных промыслов и ремесел». За двенадцать лет истории Фестиваля проведено: 9 научно-практических конференций, 15 научно-практических семинаров, более 180 мастер-классов для детей и 670 - для разновозрастной аудитории. Народное искусство коренных народов экспонировалось на 42 выставках, создан музей традиционного искусства финно-угорских народов. В работе фестивалей приняло участие более 100 тысяч человек из разных стран мира и регионов России. По итогам работы конференций, семинаров и мастер-классов выпущены сборники докладов, методических разработок. C 10 по 14 июня 2014 года прошел уже VIII Международный фестиваль ремесел коренных народов мира «Югра - 2014».

Развитие такого многоцветья культуры невозможно без системы образования. Уникален Колледж - интернат «Центр искусств для одаренных детей Севера», где талантливые дети из всех уголков Югры обучаются по 10 специальностям в течение 14 лет, проходя 2 ступени обучения. Для этого создан мощный универсальный комплекс. Колледж-интернат, концертный комплекс с Большим и Малым концертными залами, три благоустроенных общежития, досуговый центр, репетиторий, медицинская часть, оснащенная новейшей аппаратурой, столовая, обеспечивающую пятиразовое питание детей, столовая для питания сотрудников и студентов. Обучаются в Центре искусств свыше 1000 человек, 700 учащихся  обеспечены комфортным круглосуточным пребыванием в общежитиях и интернате.  В 2012 году Центр искусств отметил 15- летний юбилей.  С момента основания он активно участвует в международных акциях ЮНЕСКО. В 2000 году в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО, получен сертификат ассоциированной школы ЮНЕСКО.  С 2007 года Центр искусств осуществляет координационную деятельность в регионе «Сибирь-Алтай». В это региональное отделение входят 12 сертифицированных школ и 6 школ-участниц из Ханты-Мансийского автономного округа, Красноярского края, Республики Хакасия, Республики Алтай, Ямало-Ненецкого автономного округа, Норильска, Омска, Томска, Сургута. Вдохновенное творчество воспитанников и педагогов Центра искусств известно в России и за рубежом.

Сургутский музыкальный колледж основан в 1972 году. Его выпускники –  специалисты-музыканты разного профиля. Об уровне их талантов и подготовки  свидетельствуют яркое участие в музыкальной жизни города и региона, а также высокий процент поступления выпускников в ведущие вузы страны. Среди них признанные  солисты и артисты различных музыкальных коллективов, педагоги, специалисты-организаторы музыкального искусства. На базе колледжа проводятся такие значимые для округа мероприятия, как: Всероссийский конкурс баянистов и аккордеонистов «Югория», Открытый конкурс юных пианистов «Волшебные клавиши», Осенняя творческая школа исполнительского искусства для одаренных детей и преподавателей «Новые имена Югры». В прошлом году впервые состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства».

Таково в самых общих чертах многоцветье многоязыкой и многозвучной культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, находящейся в постоянном развитии и созвучии современному миру.