Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

А.Ф.Орлова

К вопросу о значении дисциплин отражающих аспекты

устойчивого развития в экономическом образовании

Магистерская программа «Экономика устойчивого развития» реализуется в рамках направления 080100 «Экономика» на экономическом факультете РУДН с 2012 г. Главным идеологом создания программы на факультете была профессор кафедры макроэкономического регулирования и планирования, д.э.н. Акимова Татьяна Акимовна. Она же являлась разработчиком и первым руководителем этой программы. Впоследствии эстафету принял заведующий кафедрой, д.э.н. Мосейкин Юрий Никитович.

Целью магистерской программы «Экономика устойчивого развития» является подготовка высокообразованных граждан к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, выработке и развитию навыков применения научной методологии и методик познания в управлении устойчивым развитием. Особое внимание обращено на формирование системы знаний, навыков и мировоззрения, необходимых для принятия решений и осуществления деятельности в контексте концепции устойчивого развития,  экологизации  отдельных сфер экономики, организации природно-хозяйственных комплексов с позиций устойчивого развития.

Идея создания этой программы возникла достаточно давно и неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры. Этому способствовало чтение дисциплины «Экономика устойчивого развития» как обязательной для изучения в рамках магистерской программы «Финансовая экономика». В процессе реализации учебного процесса стало понятно, что студенты-экономисты (выпускники бакалавриата по направлению «Экономика») не готовы к восприятию совершенно нового для них материала, поскольку все предшествующие четыре года обучения в бакалавриате студенты изучали в значительном объеме дисциплины исключительно экономической направленности. Базовые знания, касающиеся, например, осмысления современной экологической ситуации, функционирования эколого-экономических систем, а, следовательно, анализа воздействия хозяйственной деятельности человека на природные экосистемы и пр. практически отсутствовали. Исключением можно назвать дисциплину «Экономика природопользования», которая предлагалась для изучения в качестве элективной. Учитывая актуальность проблемы устойчивого развития, было принято решение поэтапного включения соответствующих элективных дисциплин в учебные планы экономического факультета. Одновременно шла подготовка магистерской программы.

Итак, в учебные планы факультета были последовательно включены такие дисциплины, как «Введение в экономику устойчивого развития» (2 курс), «Макроэкономическое измерение устойчивого развития» (3 курс), «Природный капитал в устойчивом развитии» (4 курс). Таким образом, началось формирование определенных системных знаний и компетенций у студентов, являющихся, при сложившейся в мире ситуации, не только актуальными, но и необходимыми для их будущей работы экономистов. Итогом этой серьезной работы стало создание магистерской программы «Экономика устойчивого развития», нашедшей своих слушателей из числа тех студентов, которые посещали перечисленные спецкурсы.

Хочется отметить тот факт, что аспектам взаимодействия человека и природы, не говоря уже о понятии устойчивого развития, не уделяют должного внимания. Можно привести пример опыта функционирования Университета Люнебурга, где дается цельное, холистическое, образование. В Университете Люнебурга студентам-экономистам, помимо стандартного набора соответствующих профилю дисциплин, даются предметы других направлений, как близких к экономике, так и, казалось бы, с ней не связанных. Руководство Университета считает, что студенты должны понимать взаимосвязь экономических процессов с другими аспектами общественной жизни, а обучение экономике должно быть комплексным, разносторонним и системным.

В заключение нужно сказать, что если придерживаться подобной концепции обучения студентов-экономистов, включая в учебные планы (с первых курсов) набор дисциплин отражающих аспекты устойчивого развития, дающих целостное представление о мире, формирующих у студентов новый образ мышления, выпускник факультета, обладающий такими системными знаниями, будет достаточно компетентным специалистом, способным принимать адекватные решения.

Приложение

Учебные дисциплины подготовки магистров по направлению 080100 – Экономика, магистерская программа «Экономика устойчивого развития»  

 

Наименование дисциплины

Содержание дисциплины

Базовые дисциплины направления

 

  • ·Профессиональный иностранный язык;
  • ·Эконометрика (продвинутый курс);
  • ·Микроэкономика (продвинутый курс);
  • ·Макроэкономика (продвинутый курс).

Вариативные дисциплины

 

  • ·Эволюция основных концепций регулирования экономики;
  • ·Макроэкология и макроэкономика: основные взаимодействия;
  • ·Экономика устойчивого развития; 
  • ·Моделирование устойчивых природно-хозяйственных комплексов;
  • ·Управление природопользованием в регионе;
  • ·Новые измерения в экономике устойчивого развития;
  • ·Экологическая экспертиза инвестиционных проектов;
  • ·Национальное богатство: современные подходы к измерению.

Элективные дисциплины, объединенные в несколько блоков

 

  • ·Экономика и финансы здравоохранения;
  • ·Инвестиционная деятельность в контексте устойчивого развития;
  • ·Экологический менеджмент;
  • ·Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса;
  • ·Правовое регулирование хозяйственной деятельности;
  • ·Корпоративная отчетность в системе показателей устойчивого развития;
  • ·Экономика и финансы  социального обеспечения;
  • ·Основы технического регулирования в природопользовании
  • ·Экономика и финансы образования;
  • ·Аудит эффективности и рациональности экономических и социальных программ в рамках ЭУР;
  • ·Система госконтроля и обеспечения достоверности информации при достижении целей ЭУР;
  • ·Механизмы проектного финансирования устойчивого развития социально-экономических систем.