Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

З.Б.Ишембитова

Образование инвалидов как направление Концепции образования для устойчивого развития

Становление образования, обеспечивающего возможность участия каждого человека в решении и предупреждении социальных, экономических проблем относится к числу основных задач, стоящих перед мировым сообществом.  В современном мире насчитывается 650 миллионов инвалидов. Согласно данным EFA Global Monitoring  в настоящее время более 77 миллионов детей в мире не ходят в школу, приблизительно 30-40% детей являются инвалидами, 80% из них проживают в развивающихся странах, 781 миллион человек в мире являются неграмотными, 2/3 из них женщины.  Для достижения целей ЮНЕСКО по реализации программы  «Образование для всех»   необходимо обратить внимание на более отверженных.  В Республике Башкортостан снижавшиеся в 2008-2009 годах показатели детской инвалидности на современном этапе вновь стали расти: с 13226 человек до  13569 человек в 2012 году. Дети-инвалиды являются одним из источников количественного роста инвалидов среди взрослого населения, поэтому данный показатель существенен для планирования программных мероприятий.

Предпосылкой решения этой проблемы является развитие многовариантности организационных форм и методов в осуществлении социальной политики. Формирующаяся модель этой политики предполагает интеграцию множества субъектов на федеральном, региональном и местном уровнях, привлечение общественной инициативы, активизацию деятельности семьи, общественных организаций, которые должны стать партнерами в обеспечении устойчивого социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 Молодежь – будущее страны. Все большее количество молодых людей с особыми образовательными потребностями, утративших жизненную перспективу, не имея материальных возможностей продолжить учебу, создать семью, пытаются найти убежище в асоциальных формах поведения и жизнедеятельности. Самым эффективным средством решения этой проблемы  является внимание к молодым инвалидам со стороны общества и государства, результатом которого, прежде всего,  должна быть возможность получить качественное образование и профессию, завести семью и содержать ее,  иметь работу и творчески расти, пользоваться развитой системой социальной помощи.

В «Основных положениях стратегии устойчивого развития России» говорится, что в  решении проблем инвалидов общество должно добиваться, чтобы не государство  управляло их судьбой, а чтобы сами больные активно строили свое будущее. Общество и государство должно гарантировать инвалидам полное вовлечение в нормальную жизнь с учетом степени их трудо­способности.  В более специфическом аспекте цель образования для устойчивого развития – содействие приобретению знаний, навыков, опыта, развитию творческих способностей, самореализации, становлению личности учащихся в процессе комплексного решения и предупреждения социальных, экономических, экологических проблем для повышения качества жизни ныне живущих и будущих поколений на основе устойчивого развития.

Салаватский колледж образования и профессиональных технологий  признан победителем   в конкурсе по отбору государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы для государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач приоритетного национального проекта «Образование»  (Приказ Министерства образования и науки России № 316 от 27 октября 2008 г.).

Целью инновационной образовательной программы является организация  профессионального образования инвалидов. Основными задачами реализации проекта  являются:

- формирование у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья социальных и профессиональных компетенций,  конкурентоспособности и мобильности на современном рынке труда;       

- создание специализированной системы программно-методического обеспечения образовательного процесса; 

- реализация и распространение инновационных методик и технологий обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- разработка и реализация интеграционных программ творческого развития детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста; 

- проектирование содержания образования в соответствии с требованиями рынка труда и рынка образовательных услуг;

- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профильных специалистов.

 В 2012-2013 учебном году    в колледже обучается 66 студентов из числа инвалидов по специальностям среднего и начального профессионального образования. В колледже проведена планомерная работа по созданию  доступной   архитектурной среды (пандусы, поручни, оборудованны туалеты, учебные и внеучебные помещения).  Для социокультурной реабилитации и развития творческого потенциала личности созданы   мастерская керамики, студии батика, декоративно-прикладных ремесел, хореографии. Тренажерный и спортивный залы, кабинет адаптивной физической культуры способствуют  приобщению инвалидов к здоровому образу жизни и занятиям физкультурой и параолимпийскими видами спорта. Специализированный автобус для лиц с ограниченными возможностями здоровья,  туристское снаряжение способствуют проведению  экскурсий, турпоходов и сплавов.

В рамках реализации программы «Образование для всех» колледж стремится сделать образование доступным для любых категорий обучающихся, независимо от их особых образовательных потребностей и удаленности от учебного  заведения.

На сегодняшний день 24 студента получают обучение с использованием дистанционных технологий. Контакт между студентом и колледжем достигается пу­тем использования телекоммуникаций, компьютерных конференций, электронной почты.

Отличительной чертой дистанционного обучения является инициативность самих  студентов. Обучение приобретает личную значимость, развивая у обучающегося способность самостоятельно решать проблемы, формировать собственные взгляды и мнения. В результате повышается качество учебного процесса, конкурентоспособность образовательного учреждения.

Летом 2012 года  на базе  колледжа создан Научно-образовательный  ресурсный центр по развитию инклюзивного образования Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО. Основной задачей Ресурсного центра  является координация, научно-методическое сопровождение  и консультирование педагогов, родителей для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а также изучение и обобщение  опыта  внедрения инклюзивного подхода в образовании  за рубежом. 

Таким образом, образовательная инновационная программа колледжа  способствует  стимулированию усилий самих инвалидов, направленных на поиск работы и максимально эффективно содействует интеграции инвалидов в экономическую и общественную жизнь, как города и  республики.