Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Б. Шапрон, Е.С. Кочеткова

Образование в интересах устойчивого развития.

В силу своей профессиональной деятельности, Российский Государственный Гидрометеорологический Университет ориентирован на Науки о Земле, поэтому, наибольшее внимание в РГГМУ уделяется проблеме современного и будущего состояния окружающей среды. Как учебный и научный центр РГГМУ неотъемлемо участвует в распространении информации об окружающей среде, методах эффективного использования природного потенциала для удовлетворения потребностей настоящего и будущего поколений. В стенах ВУЗа готовят исследователей, конструкторов и организаторов. Для решения этой задачи используется комплексный подход: через просвещение, образование и науку. Главной задачей РГГМУ является достижения имиджа экологически дружественного ВУЗа.

РГГМУ ведет просветительскую работу в интересах устойчивого развития как среди студентов и сотрудников ВУЗа, так и среди населения. Информационные средства университета предоставляют информацию для студентов, педагогического и административного состава об экологических событиях и акциях, проводимых в городе и в стенах ВУЗа. На базе РГГМУ проводятся регулярные семинары, олимпиады и выставки, направленные на привлечение общественности и профессионалов различных областей к вопросам устойчивого развития. Студенты РГГМУ провели специальную акцию, результатом которой, в одном из муниципальных образований Красногвардейского района Санкт-Петербурга был введен раздельный сбор бытовых отходов. В рамках проведения ежегодных научных студенческих конференций студентами и магистрантами делаются доклады по проблематике устойчивого развития. Вообще осуществление образования для устойчивого развития в РГГМУ способствовало активизации деятельности студентов и магистрантов в экологических общественных организациях (Русское географическое общество, Природоохранительная комиссия и др.).

В направлении образования университет ведет деятельность по двум направлениям. Во-первых, образовательная деятельность по этой проблеме представлена в форме отдельных дисциплин, а также ее элементы входят состав других профессиональных дисциплин, которые читаются как на этапе бакалавриата, так и магистратуры на всех направлениях подготовки.

Во-вторых, в университете были разработаны и введены специализированные курсы подготовки, направленные на устойчивое развитие. Так, на факультете Экологии и физики природной среды был введен курс «Социальная экология», построенный на принципе интеграции наук и знаний. Читается он для специальностей Экология и природопользование, Геоэкология и физика. В учебные планы ряда факультетов к качестве обязательного или элективного предмета «Устойчивое развитие человечества». Обязательным этот предмет является для студентов факультета Экологии и физики природной среды, Экономического и социально-гуманитарного факультета. Курс «Устойчивое развитие» пользуется достаточно высоким интересом, как у студентов дневного и заочного отделений, так и аспирантов.

Учебные планы магистратуры включают такие предметы как История и методология экологии и природопользования, Современные проблемы экологии и природопользования, Экологические проблемы регионов России, Экология большого города, региональные аспекты глобальной экологической безопасности, Неправительственные экологические организации и движения.

С 2012 года в учебные планы работы аспирантуры университета включен предмет «Глобализация и устойчивое развитие», что также дает возможность изложить слушателям основные положения концепции устойчивого развития и их применение в практике хозяйственной деятельности и при разработке направлений проведения исследований. Практика включения курсов по проблематике устойчивого развития нашла свое продолжение в образовательных программах третьего поколения на всех этапах подготовки, что позволит обеспечить преемственность знаний по данному вопросу.

Продолжение программ направленных на профессиональное экологическое образование находит свое отражение в новом этапе сотрудничества по программе TEMPUS, в соответствии с которыми разрабатываются интегрированные курсы между ведущими университетами Европы на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (проект eMaris). В рамках программы укрепляются международные отношения, развивается образование в интересах устойчивого развития, в том числе, в его широком понимании, стимулируется обмен опытом. Международные программы повышают степень осведомленности об экологическом и культурном комплексе стран участников и создают благоприятную основу для взаимопонимания и эффективного сотрудничества в целях устойчивого развития.

Проведение занятий по вопросам устойчивого развития дают определенные практические результаты. Например, выпускники различных факультетов защищают квалификационные работы в области защиты особо охраняемых природных территорий, как индикаторов выявления нарушений в области природопользования; участвуют в разработке индикаторов состояния и фактической эксплуатации биосферы, разработке технологий эффективного использования и сохранения экосистем планеты, а также разработке концепций и рекомендаций устойчивого природопользования.

В университете открыта и успешно развивается кафедра ЮНЕСКО Дистанционного зондирования и моделирования в океанографии. В интересы кафедры входит как оперативный, регулярный, так краткосрочный мониторинг окружающей среды. Создаются новые технологии контроля и индикаторов состояния экосистем суши, прибрежной зоны и водных объектов. Совместно с Лабораторией спутникового исследования земли из космоса, образованной в 2012 году, кафедра осуществляет образовательную деятельность через исследование, участвует в организации и чтении открытых лекций, в том числе и по спутниковому мониторингу окружающей среды. Заведует кафедрой и руководит лабораторией Бернард Шапрон. Учащиеся РГГМУ успешно защищают квалификационные работы по профилю кафедры, непосредственно связанные со стратегией устойчивого развития на уровнях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Важным итогом работ явилось то, что РГГМУ выступил инициатором создания технологической платформы. В соответствии с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям технологическая платформа «Технологии экологического развития» в июле 2011 года была внесена в утверждённый Правительственной комиссией перечень технологических платформ. Эта структура позволила объединить представителей различных областей деятельности, включая государственные и муниципальные органы власти, бизнес-сектор, высшие учебные заведения, науку, международные проекты и организации. Деятельность платформы направлена на формирование механизмов повышения эффективности и конкурентоспособности экономики Российской Федерации на основе координации усилий науки, государства, бизнеса и общества по внедрению экологически эффективных и энергосберегающих технологий, решению накопленных экологических проблем, а также обеспечению экологической безопасности. На базе технологической платформы предполагается совместить усилия, необходимые для внедрения в практику принципов устойчивого развития и создание экологически дружественной правовой среды.