Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

К.Е. Афанасьев, С.Н. Карабцев

Деятельность кафедры ЮНЕСКО Кемеровского государственного университета в интересах устойчивого развития

 

 

 

Кафедры ЮНЕСКО по вопросам образования в интересах устойчивого развития включают в свои программы задачи социально-экономического развития и экологии окружающей среды в целях устойчивого развития, подготовку специалистов нового типа, отвечающих вызовам времени, для работы в условиях кризиса, разработку и внедрение гуманитарных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) развития сетевого сотрудничества в целях устойчивого развития.

В период «перестройки» в начале 90-х годов нарушились установленные связи между средствами массовой информации, властью и населением. Не обошли эти проблемы и угольный Кузбасс. О драматических событиях, разворачивающихся во время забастовок шахтеров в г. Анжеро-Судженск, Белово и др. шахтерских городах, население региона не было информировано, т.к. вся «четвертая» власть принадлежала новому стихийному бизнесу. В этот период Кемеровский государственный университет (КемГУ) выступил с инициативой создания неангажированной информационной сети, объединяющей все города Кузбасса с базовыми точками присутствия в образовательных учреждениях. Эта инициатива была поддержана ЮНЕСКО (Арам Акопов) и комиссией РФ по делам ЮНЕСКО. В результате в 1998 г. в КемГУ была создана 17-я в России кафедра ЮНЕСКО по новым информационным технологиям для нужд образования и науки в центре новых информационных технологий (ЦНИТ КемГУ). Кафедра была создана как центр академической мобильности в области разработки и сопровождения информационных технологий, а также обучения и  переподготовки  специалистов  по  различным направлениям, используя информационные технологии в научной,  образовательной и производственной деятельности.

Мы рассматриваем деятельность нашей кафедры как ответ на вызовы времени и смены парадигмы общественного развития, что, безусловно, соответствует приоритетным направлениям устойчивого развития. А это, в свою очередь, привело к пониманию, что широкое внедрение и эффективное использование информационных технологий в задачах образования, производства, социально-экономической сфере, невозможно без современного взгляда на развивающиеся в обществе процессы и подготовки учителей по всем предметам, поэтому по-иному должен рассматриваться статус педагога и учителя.

Основными направлениями деятельности кафедры являются: подготовка и переподготовка специалистов в области информационных технологий на уровне мировых стандартов, широко используя при этом современную российскую и зарубежную литературу, в том числе научные разработки ЮНЕСКО; проведение научно-исследовательской работы по проблематике, входящей в сферу компетенции кафедры, в том числе на основе договоров и соглашений с Секретариатом ЮНЕСКО, его региональными подразделениями, с заинтересованными международными кафедрами ЮНЕСКО в других странах. С 2009 года на физическом и математическом факультетах КемГУ в рамках тематик программы «Информация для всех» открыто направление дополнительной квалификации «Разработчик профессионально-ориентированных компьютерных технологий», всю учебную нагрузку по которому выполняют сотрудники кафедры ЮНЕСКО по НИТ и привлеченные специалисты. В рамках данного направления преподаются такие актуальные курсы, как информационная безопасность, современные сетевые технологии, разработка и стандартизация ПО и др. Более 25 студентов получили дипломы государственного образца о присвоении дополнительной квалификации в 2012 году.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий стало важнейшим рычагом современного образовательного прогресса. В связи с направленностью кафедры и в целях устойчивого развития на разных факультетах в разных ВУЗах Кузбасса создавались группы из числа преподавателей по использованию ИКТ в образовании. Развитие ИКТ также полностью отвечает основополагающим приоритетам ЮНЕСКО в движении к Обществу Знаний: образование для всех, образование в течение всей жизни, образование повсеместно. Применение спутниковых телекоммуникаций, мультимедиа средств, Интернета, электронных библиотек совершенствует процесс обучения, сглаживает отдаленность малодоступных регионов страны от мировых образовательных и научных центров. Дистанционное онлайновое общение преподавателей с аудиториями школьников и студентов, преодоление изоляции инвалидов, профессиональная переориентация становится все более насущным явлением.

В интересах устойчивого развития кафедра ЮНЕСКО по НИТ КемГУ имеет пример успешного научного взаимодействия с кафедрой ЮНЕСКО, открытой О. Зенкевичем и в настоящее время возглавляемой профессором E. Onate (г. Барселона): с 2007 года ведется локализация на русский язык пре-, постпроцессора и решателей коммерческого пакета Gid (www.gidhome.com), разработанного в научном центре CIMNE.

Одним из важных направлений образования в интересах устойчивого развития, бесспорно, является вовлечение молодых людей в науку и популяризация научных исследований. За период своей работы кафедра ЮНЕСКО по НИТ организовала и провела 10 Международных и Всероссийских научных конференций: «Информационные Недра Кузбасса», «Новые информационные технологии в университетской образовании», «Гидродинамика больших скоростей и численное моделирование». С 23 по 30 июня 2013 года в стенах КемГУ пройдет очередная международная научная конференция «Информационно-вычислительные технологии и математическое моделирование».

В процессе работы кафедры были выполнены следующие научные и образовательные проекты:

-        Подключение школ субъектов Российской Федерации к сети Интернет (в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001–2005 годы (ФЦП РЕОИС)»).

-        Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций (2005).

-        Создание типового информационно-вычислительного портала для организации учебной и научной деятельности ВУЗа (2006 г.).

-        Развитие вычислительных технологий для проведения ресурсоемких численных экспериментов на многопроцессорных вычислительных комплексах (2006 г.).

-        Создание областного реестра информационных ресурсов, баз данных научно-технической информации, информации учебного назначения и электронных средств обучения в учреждениях НПО, СПО, ВПО, ДПО (2007 г.).

-        Создание системы научно-методического обеспечения образовательными ресурсами учебных заведений для подготовки специалистов по высокопроизводительным распределенным вычислениям (2008 г.).

-        Инновационная программа «Университетский кластер». Сайт программы – www.uniclaster.ru (2008-2009 г.г.).

-        «Создание системы организационно-структурного, методического и технологического обеспечения разработки, хранения и использования электронных образовательных ресурсов и дистанционного обучения» (2009-2011г.г.).

-        Участие кафедры в качестве соисполнителя в Проекте комиссии Президента РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России «Создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения» (2011-2012г.г.).

 

За время существования кафедрой ЮНЕСКО по НИТ было выпущено 145 специалистов на математическом факультете КемГУ. В 2011 и 2012 году на базе кафедры сотрудниками Intel было проведено повышение квалификации студентов и преподавателей КемГУ по направлению суперкомпьютерных вычислений – использование библиотеки Intel MKL.

Более подробную информацию о деятельности кафедры можно найти на сайте: http://unesco.kemsu.ru.

 

 

Литература

  1. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Вклад кафедр ЮНЕСКО в устойчивое развитие. – Вестник №13, 2010.
  2. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. – Вестник №11, 2010.
  3. Колин К.К. Фундаментальные основы информатика: социальная информатика. Уч. Пособие. – М.: Деловая книга, 2000 г. – 350 с.