Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Д.К.Кирнарская

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

Художественное образование призвано создать людей с развитым вку­сом, для которых общение с прекрасным составляет важную часть их ду­­хов­ного бытия; вместе с тем, художественное образование помо­гает развить и собственные творческие навыки, направленные на созидание прекрасного и ценного, и не только в искусстве. Вот почему на Сеульской конференции UNESCO по художественному образованию ключевой доклад был посвящен на первый взгляд необычной теме: было доказано, что ни один Нобелевский лауреат за последние сто лет, к какой бы области ни относились его достижения от науки до политики, с удовольствием и систематически занимался искусством. Такой выбор ключевого доклада конференции очевидно свидетельствует об одном: художественное образование – это не просто воспитание вкуса и развитие эстетических навыков, а средство развития личности в самом широком смысле слова. Более того, художественное образование формирует у лю­дей определенные социальные стереотипы, стереотипы мышления и поведения, отнюдь не связанные с ценностями и нормами общества по­требления, а напротив, стимулирующие духовный поиск и создающие твор­ческую атмосферу. Именно на такие социальные нор­мы, со­зрев­шие в том числе в недрах художественного образования, и должно опираться общество устойчивого развития. 

 

  1. Как это ни странно, мир возвращается, сам того не ведая, к лозунгам недавнего советского прошлого, оживающего в новом контексте. Воспитание нового типа личности, нового человека, желающего, по меткому выражению философа Эрика Фромма, не Иметь, а Быть – именно это становится сегодня двигателем общественного развития. Для человека будущего, способного преодолеть современный цивили­зационный кризис, связанный с обществом потребления, высшие ценности бытия находятся не вне, а внутри него, и его духовная жизнь, находящаяся в гармоничном единстве с природой и социумом, состав­ляет его главное богатство. Таким образом, задача мирового значения состоит в отыскании средств для создания нового типа личности, и в решении этой задачи решающую роль должно сыграть образование.
  2. Образовательная среда – это локомотив, движущий вперед растущую личность и задающий направление ее движения. Процесс образования помогает человеку накопить ценности и навыки, которые станут цен­ностями и навыками всего общества, определяя вектор его раз­вития. И если этот вектор направлен сегодня от общества потребления к общест­ву устойчивого развития, иными словами, к обществу, нацеленному на разумную достаточность материальных запросов, то образование как раз и должно сформировать ту духовно-нравственную платформу, на которую будет опираться это новое общество. Одним из наиболее эф­фек­тивных инстру­мен­тов формирования такого общества является ху­до­жественное образование, или образование в области искусства.
  3. Художественное образование призвано создать людей с развитым вку­сом, для которых общение с прекрасным составляет важную часть их ду­­хов­ного бытия; вместе с тем, художественное образование помо­гает развить и собственные творческие навыки, направленные на созидание прекрасного. Более того, художественное образование формирует у лю­дей определенные социальные стереотипы, стереотипы мышления и поведения, отнюдь не связанные с ценностями и нормами общества по­требления, а напротив, стимулирующие духовный поиск и создающие твор­ческую атмосферу. Именно на такие социальные нор­мы, со­зрев­шие в том числе в недрах художественного образования, и должно опираться общество устойчивого развития.
  4. В недавних документах ООН обращено внимание на особые качества людей, занятых в наиболее прогрессивном секторе современной эко­номики – креативной индустрии, охватывающей все виды искус­ства, науку и компьютерные технологии. Именно эти качества наиболее близки установкам общества устойчивого развития; именно эти качества призвано воспитать и воспитывает в действительности худо­жественное образование. К ним можно отнести, в част­ности, готовность к риску, привычку к конкуренции, готовность принять собственную скромную роль в общем деле, навыки команд­ной работы и способность строить дальние планы, жертвуя ради них сиюминутными интересами. Люди, имеющие опыт худо­жественной деятельности, гораздо более стрессоустойчивы, идеа­листичны и настроены на создание истинных ценностей. В силу этого в ближайшее время образовательная политика должна непременно включить в орбиту своих интересов художественное образование. От способности опе­ра­тивно и в должном объеме предпринять соответ­ствующие шаги во многом зависит способность перейти к парадигме устойчивого развития, столь необходимой сейчас всему человечеству.