Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

М.А. Гордеева

Вклад кафедр ЮНЕСКО в процесс достижения целей устойчивого развития (ценностей социальной толерантности, гендерного равенства и  партнерства в целях развития ).

Создание сети кафедр ЮНЕСКО в Российской Федерации явилось практическим шагом по реализации программ Организации Объединенных Наций, закладывающих новую систему ценностей и приоритетов развития.

Кафедра культуры мира и демократии РГГУ, являясь междисциплинарной, выполняет целый ряд комплексных научно-исследовательских и образовательных проектов в контексте реализации целей устойчивого развития.

Кафедра культуры мира и демократии принимает активное участие в реализации основных образовательных и исследовательских программ ЮНЕСКО. Участие в проектах ЮНЕСКО является не только органичной частью профессиональной и научной деятельности кафедры, но и уникальной возможностью приобщения молодых исследователей к наиболее значимым темам образовательной и исследовательской деятельности международных организаций и центров экспертного знания.

Кафедра способствует реализации целей развития тысячелетия в области социальных и гуманитарных наук, где одним из приоритетов является программа по достижению гендерного равенства и расширению прав женщин, в первую очередь посредством предоставления равных возможностей в образовании. Университетская среда дает  возможность дополнить универсальный уровень ценности гендерного равенства в образовании конкретно профессиональным российским опытом, а включение  проекта в систему региональных экспертных исследований выводит на качественно иной уровень инновационности в подходах к решению задач данной области. 

         Кафедра культуры мира и демократии реализует инновационные научно-исследовательские практико-ориентированные проекты в области социальной толерантности, пропаганды здорового образа жизни и борьбы с наркоманией, которые  выполняются в рамках  Программы стратегического развития РГГУ.  

         Концептуальные основы исследований по социальной толерантности определяются признанием того, что современность измеряется и характеризуется не на основе экономических и политических, а на основе социальных, культурных, и следовательно, мультикультурных измерений. Это позволяет определить современность как сложное противоречивое и динамичное многообразие. При этом многообразие рассматривается как одно из объективных оснований определяющих ее ценностные ориентации и динамические характеристики. При характеристике данной проблемы обращается внимание на то, что динамика исторического развития объективно вела к усложнению многообразия и созданию предпосылок перспективного развития и возможностей для выживания различных культур и трансляции их ценностей.  Эта ситуация провоцирует сразу несколько последствий, во-первых, возникает вопрос обучения реакции на это явление,  а также проблема того, насколько работают традиционные принципы мультикультурализма  в ситуациях взаимодействия в новых условиях, во-вторых, работает ли принцип цивилизационной миссии доминирующих культур.  Проект посвящен также  анализу конфликта и консенсуса как наиболее устойчивых и базовых механизмов и стратегий сосуществования в границах многообразия, в ходе рассмотрения этой тематики обращается внимание что в современных условиях усложняется структура конфликта и транформируются его функции, а также выявляются новые признаки и черты консенсуальности как одного из базовых принципов взаимодействия.

         Ведется активное исследование психологических основ социальной толерантности. Содержание данного вопроса раскрывается через характеристики психологических механизмов формирования образа другого, восприятия этого образа, создания психологических барьеров безопасности при взаимодействии с иными ценностями с целях защиты собственной идентичности. Одновременно с этим  анализируются факторы,  составляющие основы формирования системы глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

          Следующим вопросом в рамках данного проекта является анализ  элементов или качеств, характеризующих современное социально-культурное развитие, которые могут оказывать противоречивое воздействие на распространение и реализацию толерантного поведения и препятствовать формированию условий для создания системы глобального партнерства. Среди них особое внимание уделяется характеристикам социальной динамики, что обостряет проблемы миграции и управления современными социальными процессами, а также распространения и развития информационных технологий и  трансформации массовой культуры.

         Особое место в проекте уделено концептуальным разработкам принципов  информационной доступности и толерантности. Авторы полагают, что за этими принципами стоит ряд причин, во-первых, особая ценность информации и тенденция к возрастанию ее ценности, во-вторых, высокая степень динамики и возникновение новых каналов ее распространения, в-третьих, ценность права на информацию и ее распространения и в этом пространстве формируются определенные противоречия. Более того, в зависимости от социальных, культурных и ценностных ориентаций информация может быть неоднозначно. Отсюда, очень важна информационная открытость и  широкий доступ к новым информационным технологиям, обеспечивающим многовариантностиь и прозрачность информационного пространства.

Данные комплексные исследования являются приоритетными для реализаций целей развития тысячелетия, так как мы полагаем, что в целях достижения устойчивого развития необходимо не только выявить основные сферы, для которых особенно характерны внутренние противоречия и, как следствие, высокий уровень социальной напряженности, требующий выработки и реализации особых механизмов преодоления глубинных причин, препятствующих переходу человечества на качественно иной уровень социального развития.