Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

О. Н. Богатырева

 

 

Опыт использования контента об устойчивом развитии в подготовке бакалавров и магистров в департаменте международных отношений Уральского Федерального университета

 

В современном обществе «образование выступает в качестве одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления и развития демократии»[1]. Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) нацелено на подготовку специалистов нового типа, отвечающих вызовам времени, готовых к жизни в условиях быстро меняющегося общества. В департаменте международных отношений Уральского Федерального университета им. Первого президента России Б. Н. Ельцина при организации учебного процесса упор делается на развитие аналитических навыков, самостоятельности, критичного и творческого мышления студентов.

Современный рынок труда ориентирован на предоставление исключительно индивидуальных рабочих мест. По выражению директора департаментам международных отношений, профессора В. И. Михайленко, «массового “заплыва” в профессию» больше не существует. Это означает, что выпускники, обладая набором профессионально ориентированных компетенций, должны быть мобильными и конкурентоспособными на рынке труда. Программируя набор учебных дисциплин, департамент международных пытается создать своеобразные «точки роста», которые могут быть востребованы и активизированы выпускниками в различных жизненных ситуациях. Задача департамента состоит в создании условий, при которых выпускнику легче будет не только найти работу, но и быть готовым к профессиональной мобильности, непрерывно повышая профессиональную квалификацию.

Программу подготовки по направлению «международные отношения» реализуют две кафедры департамента – кафедра теории и истории международных отношений и кафедра ЮНЕСКО прав человека, мира, демократии, толерантности и международного взаимопонимания. На уровне бакалавриата решаются общепрофессиональные задачи и здесь существуют два основных профиля обучения: «Мировая политика и международный бизнес» и «Международные отношения и внешняя политика».

Учебные планы состоят из нескольких профессиональных модулей обучения (блоков учебных дисциплин):

модуль «иностранные языки» (английский, итальянский, испанский, французский, немецкий, китайский);

модуль «дипломатия, мировая политика и международные отношения»;

модуль «международное право»; модуль «экономика и мировая экономика»;

модуль «государственное регулирование международных процессов и внешней торговли»;

модуль «глобальная и региональная безопасность, урегулирование конфликтов».

В магистратуре реализуются две магистерские программы «Глобальная и региональная безопасность и урегулирование конфликтов» и «Правовое регулирование международных процессов». Обучение в магистратуре ориентировано на использование диалоговых, коллаборативных методов обучения, значительное время отводится на самостоятельную работу и практику.

Поскольку образование в интересах устойчивого развития требует не только «обеспечить знаниями», но и обучить «проработке проблем и поиску возможных решений», профессорско-преподавательский состав, сохраняя традиционный аспект передачи информации, открывает возможности для многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций, возникающих в реальной жизни. Это ведет, во-первых, к изменению структуры учебных программ, а во-вторых, к использованию новых методов преподавания, при которых студент становится не только получателем информации, но и активным осуществляя совместные действия.

Указанные задачи удается решать благодаря следующим факторам. Прежде всего, в департаменте сформирован коллектив преподавателей высокой квалификации с опытом профильной работы. Поскольку реализуемые программы носят междисциплинарный характер, преподавательский состав, работающий на направлении «международные отношения» представлен не только специалистами в области международных отношений, но и историками, правоведами, экономистами, лингвистами, политологами. Кроме того, огромное значение в департаменте придается сотрудничеству с практиками. Доцентами кафедры являются сотрудники Управления министерства промышленности и торговли в Уральском Федеральном округе и Представительства МИД РФ в Екатеринбурге. Среди преподавателей кафедры – специалисты, имеющие многолетний опыт участия в миротворческих операциях ООН и опыт службы в Министерстве международных и внешнеэкономических связей Свердловской области.

Междисциплинарное обучение, лежащее в основе понятия устойчивое развитие, осуществляется с помощью партнеров департамента – зарубежных университетов и научных центров, государственных, муниципальных и общественных структур. Среди партнеров департамента – Представительство МИД РФ, Аппарат Уполномоченного по правам человека Свердловской области, Аппарат Уполномоченного по правам ребенка Свердловской области, Ассоциация учителей истории, обществознания, права, Ассоциированная сеть школ ЮНЕСКО Свердловской области, Российский Совет по международным делам, Центр изучения политических проблем безопасности, Информационный центр Европейского Союза EU-I, Российская Ассоциация Содействия ООН, Шведское Агентство по радиационной безопасности, Центр изучения проблем нераспространения им. Дж. Мартина (США), Подготовительная комиссия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (штаб-квартира в Вене), университеты Китая, Италии, Испании, Чехии, Казахстана, Германии, Франции и др. Кроме того, департамент участвует в европейской программе ТЕМПУС с университетами Испании, Латвии, Италии и Швеции.

Департаменту удалось создать широкую сеть сотрудничества с российскими и зарубежными партнерами, в которую широко вовлечены не только преподаватели, но и студенты, магистранты, аспиранты, слушатели подготовительных курсов – будущие абитуриенты, учащиеся школ и колледжей Свердловской области. Таким образом, система подготовки бакалавров и магистров охватывает партнерство и сотрудничество различных институтов общества. 

Проследим на примере модуля «Глобальная и региональная безопасность, урегулирование конфликтов», как реализуется идея конвергенции и междисциплинарности и осуществляется сотрудничество преподавателей, студентов, магистрантов и практиков. На кафедре теории и истории международных отношений создан Центр исследований и образования в области безопасности и нераспространения, объединивший преподавателей и студентов. Составной частью дисциплины «Нераспространение ОМУ и проблемы разоружения» для студентов 3 курса являются открытые лекции кафедры технической физики УрФУ по основам ядерной физики и перспективам современной мирной атомной промышленности. Кроме того, в рамках данного курса студенты посещают Уральский электрохимический комбинат (УЭХК) в г. Новоуральске Свердловской области, участвуют в традиционной Региональной научно-практической конференции «Апрельские чтения» для школ Закрытых автономных территориальных объединений (ЗАТО).

В процессе реализации модуля широко используются достоинства и возможности «седьмого океана» – Интернета. Уральский федеральный университет является единственным вузом, который работает с дистанционным модулем образовательного портала и командой Подготовительного Комитета ДВЗЯИ, полномасштабно используя ресурсы Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. 49 студентов и магистрантов направления «международные отношения» являются участниками интенсивного дистанционного курса на английском языке “Multilateral Verification, Collective Security: Contribution of the CTBT”, организованном совместно с Подготовительным комитетом организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Кафедра теории и истории международных отношений работает в творческом содружестве с кафедрой ЮНЕСКО прав человека, мира, демократии, толерантности и международного взаимопонимания, находящейся в структуре департамента международных отношений. Кафедра ЮНЕСКО является выпускающей и реализует программу магистерской подготовки «Правовое регулирование международных процессов». Основные задачи кафедры состоят в повышении уровня подготовки специалистов  в области международных отношений и содействии воспитания коммуникативной грамотности и толерантности. Данные задачи решаются не только в ходе реализации учебных планов и программ. Большое внимание кафедра ЮНЕСКО уделяет привлечению студентов и магистрантов к обсуждению социальных, правовых, экологических и культурных аспектов современного общества в их единстве и взаимосвязи. Кафедра работает в тесном сотрудничестве с  Уполномоченным по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзляковой и Уполномоченным по правам ребенка в Свердловской области И. Р. Мороковым. Традиционно в декабре в канун Международного дня защиты прав человека кафедра ЮНЕСКО проводит Декабрьские чтения по правам человека «Личность, социум и мир». В чтениях принимают участие студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели самых разных направлений и специальностей, интересующиеся проблемами толерантности и защиты прав человека. Междисциплинарная направленность и многогранность проблематики прав человека привлекают к чтениям студентов и магистрантов самых разных направлений и специальностей. Кроме того, кафедра ЮНЕСКО сотрудничает с Общественным советом по проблемам миграции при Уполномоченном по правам человека в Свердловской области. Кафедра ЮНЕСКО оказывает консультирование по проблемам миграции с учетом зарубежного опыта интеграции мигрантов в общество принимаемой страны. В основе предоставляемых материалов лежат результаты совместной научно-исследовательской работы студентов, магистрантов и преподавателей.

Особо отметим, что кафедры департамента работают не только со «взрослыми» партнерами. При департаменте открыта школа юного международника для учащихся 8–11 классов. Работа ведется по трем основным направлениям: лекции преподавателей, дискуссии и деловые игры; исследовательская работа школьников; участие в научных и культурных мероприятиях факультета. Департамент собирает всех талантливых ребят, неравнодушных к политике, к дипломатии, к образу России в мире и к будущему своей страны. Так, в декабре 2012 г. в рамках Вторых декабрьских чтений по правам человека работала юношеская конференция «Проблемы демократии и толерантности в современном мире». Школьники 9–11-х классов выступали по очень сложным даже для серьезных исследователей проблемам: «Мультикультурализм: за и против», «Молодежная субкультура: проблемы толерантности», «Проблема толерантности в современных международных отношениях». Тематика выступлений охватывала различные аспекты актуальных проблем защиты прав человека, становления демократии и самоуправления, толерантных отношений, формирования экологической культуры. Так, наибольший интерес вызвали выступления учащихся Первоуральского металлургического колледжа, посвященные «белой металлургии», как праву человека на благоприятную окружающую среду и системе студенческого самоуправления в металлургическом колледже.

В процессе обучения большое внимание уделяется формированию у студентов таких компетенций, как самостоятельность и системность мышления, способность свободно пользоваться иностранными языками и владение корректной культурой международного сотрудничества. Студенты департамента отличаются креативностью, самодостаточностью и высокой самооценкой. Студент департамента Денис Гуляр вместе с другими студентами-международниками придумал и при поддержке администрации Екатеринбурга претворил в жизнь социальный проект «Глобальный разум», реализованный в рамках кампании по поддержке кандидатуры Екатеринбурга на право проведения «ЭКСПО–2020». В рамках проекта студенты екатеринбургских вузов отправились с доброй миссией в отдаленные уголки Азии, Африки и Латинской Америки, чтобы установить интернет и поделиться своими знаниями. Денис вместе с другими участниками посетил Намибию, где они работали с детьми, которым не знакомы даже самые элементарные, с точки зрения жителей развитых стран, блага цивилизации. Молодыми людьми двигало не только стремление помочь городу получить право проведения ЭКСПО, но и благородные гуманитарные цели борьбы с бедностью, помощи детям в развивающихся странах, стремление открыть им мир и подарить надежду.

В заключение отметим, что было бы неправильно говорить только об успехах. На работе департамента отражаются общие проблемы, присущие современному российскому обществу и несовершенство системы высшего образования. Это и правовой нигилизм, и недостаток ресурсов, связанный с хроническим недофинансированием вузов, почти полное отсутствие бюджетных мест в бакалавриате и магистратуре, усиление бюрократического стиля в организации, управлении и контроле деятельности вузов и, как следствие, постепенный уход особой демократической университетской атмосферы. Особо следует отметить диспаритет российских регионов, проявляющийся в различном уровне подготовки абитуриентов, поступающих в департамент международных отношений. Последний фактор существенно осложняет процесс адаптации студентов к условиям обучения в федеральном университете. Неподготовленность ряда студентов к новым способам восприятия и переработки информации, низкий уровень школьной подготовки и узкий кругозор снижают успешность обучения. Приходится сталкиваться с парадоксальной ситуацией, когда при переходе социума к информационному обществу – «обществу знания», конкретных знаний у выпускников школ становится все меньше.



[1]              Стратегия ЕЭК ООН для образования в  интересах устойчивого развития (2005) // Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. М., 2005. С. 93. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf (дата обращения 29.03.2013)