S.V. Bezzateev, O.V. Mukhina, A.A. Ovodenko

"The role of distance electronic technologies in education
for sustainable development of remote areas "

            In order to achieve sustainable development in remote areas it is highly important to train young specialists and to keep them in their workplaces. The principal feature of remote regions of the Russian Federation is physical remoteness of a large number of potential students from major university centers. It makes a distance education system especially relevant and important for educational process.

            Provided significant financial resources and strong demand for specialists in various fields of knowledge remote regions are also experiencing significant lack of higher education teachers. At the same time teacher training can be carried out more efficiently in large university centers of the central part of Russia. Therefore regions cooperation with leading universities is a very urgent and important task and it is likely to one of the most viable alternatives to the drain of young people from regions.

            According to experience of many years and opinion polls conducted by the UNESCO Chair "Distance Education in Engineering” an applicant who goes to the central part of Russia returns home very rarely (less than 30% of cases) while in most cases an opportunity to study in a place of residence allows to keep young specialists in regions. In addition, there is a significant demand for training, professional development and a second on-job higher education.

The experience gained during the existence of various forms of distance and full-time distance learning at State University of Aerospace Instrumentation (SUAI) demonstrates a particular importance of well-prepared teaching aids,  textbooks, projects and exam questions, availability of rapid region-university communication, existence of a particular material and technological resources in regions, high level of teacher training, practice-oriented term and graduation projects.

            To meet all these requirements SUAI actively applies new technologies, presentation and multimedia equipment and the Internet. There have been researched various information technologies and systems for implementation of distance learning at the University. Microsoft PowerPoint – a software for creating and demonstrating presentations – is used as the main tool for e-learning courses creation. To manage training and testing course management system Moodle is applied. Office Communications Server 2007 is applied for organization of online communication.

            Distance training courses have been developed and tested by the UNESCO Chair of SUAI. The Chair has gained a valuable experience of complex distance education by getting a lot of students’ positive feedback, useful remarks and recommendations that have significantly improved the educational process. The quality of graduation projects and employers references given to specialists who completed a program of distance education and full-time distance learning demonstrate high effectiveness and expediency of such forms of higher education.

            Gained by UNESCO Chair of SUAI experience in the field of distance and full-time/distance education allows to say with confidence about the demand among students and efficiency of full-time distance learning, which allows, in contrast to the traditional distance learning, to create a learning environment compactly living in a certain university students society. The value of this form of mutual learning is difficult to overestimate. It allows students in the classical university gain the skills of teamwork, co- solving tasks, learn in the process of interpersonal communication competently and clearly articulate the task , to argue their decisions and articulate their comments and suggestions on solutions offered by other students. Compared with the conventional distance learning, full-time distance learning form requires high material costs to the university and extra effort and mobility of teachers. However, it also provides significant benefits not only the student, as mentioned above, but also to a teacher, giving him the opportunity to get acquainted with the real problems that arise during the course.

Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

С.В.Беззатеев, О.В.Мухина, А.А.Оводенко

«Роль электронных дистанционных технологий в образовании

в интересах устойчивого развития в отдельных районах»

 

            Для достижения устойчивого развития в удаленных регионах, подготовка молодых специалистов c дальнейшим закреплением их на рабочих местах является первоочередной задачей. Принципиальной особенностью удаленных регионов Российской Федерации является физическая оторванность большого числа возможных учащихся от основных университетских центров, что делает систему дистанционного образования особенно актуальной и важной компонентой образовательного процесса.

            Paспoлaгая значительными материальными ресурсами и имея устойчивый спрос на специалистов в различных областях знаний, удаленные регионы также испытывают ощутимую нехватку педагогических кадров в высшей школе. При этом, подготовка преподавателей более эффективно может осуществляться в крупных университетских центрах центральной части России. Поэтому сотрудничество регионов с ведущими университетами представляется весьма актуальной и важной задачей и по-видимому одной из самых реальных альтернатив оттоку молодых людей из региона.

            Как показал многолетний опыт и социологические опросы проводимые кафедрой ЮНЕСКО «Дистанционное инженерное образование», абитуриент, уехавший на «большую землю» крайне редко (менее, чем в 30 % случаев) возвращается обратно, в то время как возможность обучаться по месту жительства в подавляющем большинстве случаев позволяет сохранить молодого специалиста для региона. Кроме того, имеется существенный спрос на переподготовку, повышение квалификации или получение второго высшего образования без отрыва от производства.

            Опыт, полученный за время существования в ГУАП различных форм дистанционного и очно-дистанционного обучения, показывает особую важность наличия тщательно подготовленных учебно-методических материалов, доступности учебных пособий, тем курсовых проектов и экзаменационных вопросов; наличия оперативной связи региона и университета, наличие определенной материально-технической базы в регионе, высокого уровня подготовки преподавателей, практической направленности курсовых работ и дипломных проектов.

            Для обеспечения всех этих требований ГУАП активно использует новые технологии, презентационно-мультимедийное  оборудование и возможности Интернет. В университете  было проведено исследование различных информационных технологий и систем для реализации дистанционного обучения. В качестве основного средства создания электронных курсов используется Microsoft PowerPoint — программа для создания и проведения презентаций, являющаяся частью Microsoft Office. Для управления обучением и проведения тестирования - система управления курсами Moodle (Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда). Для организации онлайнового общения - Office Communications Server 2007.

            Кафедрой ЮНЕСКО ГУАП были разработаны и прошли практическую апробацию дистанционные учебные курсы. Кафедра приобрела неоценимый опыт комплексного дистанционно-очного обучения,  получив большое число положительных отзывов студентов и полезных замечаний и рекомендаций, позволивших существенно улучшить образовательный процесс. Уровень выпускных дипломных работ и отзывы с места работы специалистов, прошедших обучение по программе дистанционного и очно-дистанционного  образования показывают высокую эффективность и несомненную целесообразность таких форм высшего образования.

            Накопленный кафедрой ЮНЕСКО ГУАП опыт в сфере очно-дистанционного образования позволяет с уверенностью говорить о востребованности в среде обучающихся и эффективности именно очно-дистанционной формы обучения, позволяющей в отличие от традиционной дистанционной формы обучения создать за время обучения в среде компактно проживающих учащихся определенный университетский социум. Значение такой формы взаимного обучения трудно переоценить. Именно он позволяет студентам в системе классического университета получить навыки командной работы, совместного решения поставленных задач, научиться в процессе межличностного общения грамотно и четко формулировать поставленную задачу, аргументировать свои решения и четко формулировать свои замечания и предложения по решениям предлагаемым другими студентами. По сравнению с обычной дистанционной формой обучения , очно-заочная форма требует больших материальных затрат от университета и дополнительных усилий и мобильности от преподавателя. Однако, она же предоставляет существенные преимущества не только студенту, как это указывалось выше, но и преподавателю, давая ему возможность ознакомиться с реальными задачами, возникающими в процессе работы учащихся конкретного региона.