Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

С.В.Беззатеев, О.В.Мухина, А.А.Оводенко

«Роль электронных дистанционных технологий в образовании

в интересах устойчивого развития в отдельных районах»

 

            Для достижения устойчивого развития в удаленных регионах, подготовка молодых специалистов c дальнейшим закреплением их на рабочих местах является первоочередной задачей. Принципиальной особенностью удаленных регионов Российской Федерации является физическая оторванность большого числа возможных учащихся от основных университетских центров, что делает систему дистанционного образования особенно актуальной и важной компонентой образовательного процесса.

            Paспoлaгая значительными материальными ресурсами и имея устойчивый спрос на специалистов в различных областях знаний, удаленные регионы также испытывают ощутимую нехватку педагогических кадров в высшей школе. При этом, подготовка преподавателей более эффективно может осуществляться в крупных университетских центрах центральной части России. Поэтому сотрудничество регионов с ведущими университетами представляется весьма актуальной и важной задачей и по-видимому одной из самых реальных альтернатив оттоку молодых людей из региона.

            Как показал многолетний опыт и социологические опросы проводимые кафедрой ЮНЕСКО «Дистанционное инженерное образование», абитуриент, уехавший на «большую землю» крайне редко (менее, чем в 30 % случаев) возвращается обратно, в то время как возможность обучаться по месту жительства в подавляющем большинстве случаев позволяет сохранить молодого специалиста для региона. Кроме того, имеется существенный спрос на переподготовку, повышение квалификации или получение второго высшего образования без отрыва от производства.

            Опыт, полученный за время существования в ГУАП различных форм дистанционного и очно-дистанционного обучения, показывает особую важность наличия тщательно подготовленных учебно-методических материалов, доступности учебных пособий, тем курсовых проектов и экзаменационных вопросов; наличия оперативной связи региона и университета, наличие определенной материально-технической базы в регионе, высокого уровня подготовки преподавателей, практической направленности курсовых работ и дипломных проектов.

            Для обеспечения всех этих требований ГУАП активно использует новые технологии, презентационно-мультимедийное  оборудование и возможности Интернет. В университете  было проведено исследование различных информационных технологий и систем для реализации дистанционного обучения. В качестве основного средства создания электронных курсов используется Microsoft PowerPoint — программа для создания и проведения презентаций, являющаяся частью Microsoft Office. Для управления обучением и проведения тестирования - система управления курсами Moodle (Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда). Для организации онлайнового общения - Office Communications Server 2007.

            Кафедрой ЮНЕСКО ГУАП были разработаны и прошли практическую апробацию дистанционные учебные курсы. Кафедра приобрела неоценимый опыт комплексного дистанционно-очного обучения,  получив большое число положительных отзывов студентов и полезных замечаний и рекомендаций, позволивших существенно улучшить образовательный процесс. Уровень выпускных дипломных работ и отзывы с места работы специалистов, прошедших обучение по программе дистанционного и очно-дистанционного  образования показывают высокую эффективность и несомненную целесообразность таких форм высшего образования.

            Накопленный кафедрой ЮНЕСКО ГУАП опыт в сфере очно-дистанционного образования позволяет с уверенностью говорить о востребованности в среде обучающихся и эффективности именно очно-дистанционной формы обучения, позволяющей в отличие от традиционной дистанционной формы обучения создать за время обучения в среде компактно проживающих учащихся определенный университетский социум. Значение такой формы взаимного обучения трудно переоценить. Именно он позволяет студентам в системе классического университета получить навыки командной работы, совместного решения поставленных задач, научиться в процессе межличностного общения грамотно и четко формулировать поставленную задачу, аргументировать свои решения и четко формулировать свои замечания и предложения по решениям предлагаемым другими студентами. По сравнению с обычной дистанционной формой обучения , очно-заочная форма требует больших материальных затрат от университета и дополнительных усилий и мобильности от преподавателя. Однако, она же предоставляет существенные преимущества не только студенту, как это указывалось выше, но и преподавателю, давая ему возможность ознакомиться с реальными задачами, возникающими в процессе работы учащихся конкретного региона.