Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Н.В. Пелихов

Образование как важнейший фактор устойчивого развития регионов

 

Идея о значимости институций высшего образования в вопросах регионального развития относительно нова. До 1950 года она фактически не имела места в региональной политике. Пожалуй, с этого момента она и получила свое развитие. Поворотным пунктом в международном сообществе в модернизации региональных экономик с ориентацией на активное использование знаний обозначился 1980 год.

Несколько позднее изучению вопросов взаимодействия университета и региона большое внимание в своих работах уделили  специалисты университета Ньюкасла Goddard и Chatterton, развивая идеологию взаимодополняемого процесса управления «университет-регион».

В их описаниях: область управления университетов включает образование, научные исследования и социальные услуги; область управления региона ориентирована на навыки и умения граждан, инновации и культурные потребности. Наибольший интерес представляет зона пересечения этих областей управления, так как именно здесь необходимо искать механизмы и формировать институциональные структуры эффективного взаимодействия.

С сожалением приходится пока согласиться с тем, что сегодня сотрудничество университетов с промышленностью и социальной сферой регионов России по-прежнему относится лишь к их факультативной деятельности. Однако объективности ради, следует заметить, что эта задача и не столь тривиальна.

Не высокий уровень потребности бизнеса в новые знаниях и компетенциях выпускников университетов, исследованиях и разработках или же ее полное отсутствие – один из ключевых показателей несовершенства и стагнации региональной или национальной инновационных систем. «Низкий спрос на новые знания, выпускников вузов со стороны частного бизнеса отражает культурный барьер, ограничивающий прием на работу выпускников вузов. Отсутствие выпускников, в свою очередь, сокращает инновационную способность фирм, оставляя производство в стагнации, пока спрос на выпускников остается низким».

Веками размеренный процесс производства знаний и передачи их своему окружению хорошо укладывался в консервативные модели административного управления, особенно не требуя каких-либо существенных управленческих новаций. Вместе с тем, постепенное изменение динамики социально-экономического развития среды университетского обитания, качественное изменение характерных времен спроса на университетскую продукцию в условиях растущей конкуренции, повлекло за собой и потребность изменения времен производства новых знаний и новой интеллектуальной продукции.

 

В этом контексте следует выделить ряд системных проблем, которые в управлении университетами обсуждаются достаточно часто, но лишь в качестве некоторых концептуальных приложений к еще более общим дискуссиям о судьбах высшего образования России. Любопытно, что зачастую в принятии решений о направленности последующих управленческих действий в модернизации системы образования преобладают скорее административные полномочия, нежели технологии системных построений, целевым образом выводящие ее из состояния стагнации.

Между тем перенос акцентов на поиск системных решений дает возможность выхода на построение принципиально новых технологий создания инновационных образовательных программ, адаптированных к периоду фактического применения знаний для производства конкурентоспособной инновационной продукции нарождающимся перспективным бизнесом, повысить устойчивость регионального развития.

Поскольку любые социально-экономические системы и их подсистемы априорно являются открытыми, то их эволюция с неизбежностью должна учитывать совокупность факторов внешнего воздействия. Это особенно  важно, например, для сильно конкурентных сред.

Теория открытых систем понимает организацию (систему) как совокупность взаимосвязанных подсистем, помещенных в окружающую их сверхсистему – среду.  Открытость системы означает связь со средой, а цель системы – отвечать на запросы этой среды. При этом «внешняя среда диктует условия существования систем и она может «заставить» систему принять решение о реорганизации. Но решение о времени и характере реорганизации система принимает сама на основе своего личного опыта и возможностей».

В этих условиях роль университета заключается не только в том, чтобы успевать подстраиваться под потребности внешней среды, сохраняя при этом высокий уровень качества оказываемых услуг, но и предлагать региону новые знания и решения, определяющие направленность дальнейшего развития территории. Каким бы автономным не становился университет в системе меняющегося законодательства, он не сможет остаться автономным от запросов общества и производственной сферы. Новые тенденции на рынке труда привели к изменению спроса на выпускников университетов и продолжают менять их таким образом, что единственное, что не изменится в настоящее время, так это то, что надо менять себя.

Остановимся коротко на некоторых системных особенностях, имеющих принципиальное значение для построения моделей устойчивого развития регионов на основе новых знаний.

Важнейшим элементом построения устойчивых социально-экономических систем является выявление и соблюдение законов композиции их конструирования. Изменение законов композиции качественно меняют состояние системы, ее свойства, особенности и характеристики. Следовательно, не владение законами композиции на стадии конструирования системы уже здесь закладывает несостоятельность всех усилий по построению системы с необходимыми возможностями, характеристиками и параметрами устойчивости.

Другим важнейшим моментом в построении устойчивых региональных решений является соблюдение принципа достаточности. Суть невыполнения принципа достаточности заключается в том, что если в системе не достаточно представлены все необходимые субъекты и их взаимосвязи, то система может сохранить облик системности, но она может принципиально отличаться от той, которую мы планируем построить.

Для построения модельных социально-экономических решений, отражающих основные закономерности формируемых процессов, имеющих завершенную форму и рассчитанных на долгосрочную перспективу, могут быть использованы так называемые конвергентные модели. Они представляют собой замкнутые циклы, отражающие начальное целеопределение, совокупность структурных взаимосвязей, а также взаимодействий основных субъектов социально-экономической среды, обеспечивающих достижение изначально определенных целей. Условие конвергентности как сходимости результатов управленческого воздействия на инновационную систему первоначальным целевым установкам является важнейшим условием ее устойчивого конкурентоспособного развития. Необходимо отметить, что нарушение условий конвергентности, применительно к конструируемым в регионах России инновационным системам, также является одной из основных причин их неустойчивости и низкой результативности.

Эти модели обладают высокой степенью инвариантности для построения и анализа любого системного решения вне зависимости от его пространственного и временного масштаба и уровня обобщения. Поэтому они могут использоваться в качестве методологической основы для различных проектных построений при соответствующей их адаптации к условиям той или иной задачи. Однако наиболее удобно их использовать для проведения аналитических исследований при решении стратегических задач социально-экономического развития крупных территориальных комплексов, например, субъектов Федерации.

Университеты в своей повседневной образовательной деятельности фактически производят два типа образовательной продукции, удовлетворяя потребности рынка образовательных услуг. Первый из них связан с передачей знаний, навыков, умений, за которыми приходит каждый отдельный гражданин, в том числе, и самостоятельно оплачивая оказанные ему образовательные услуги. Второй – в большей степени отражая потребности различных производств, связан с подготовкой конкретного специалиста, то есть человека, обладающего компетенциями, которые необходимы работодателю именно в тот момент, когда к нему приходит тот или иной выпускник. Вообще говоря, это две принципиально разные задачи пока никоим образом не разделенные в структуре образовательного процесса. Первый вариант бизнес интересует лишь постольку, поскольку нет ничего иного. Однако второй вариант для него представляется наиболее привлекательным, и, по сути, именно за него он и готов платить деньги, мало того способствовать развитию образования.

Любопытно, что опрос мнения студентов, какой тип образования для них представляется более привлекательным, показал, что их мнение разделилось примерно пополам. Таким образом, настраивая систему образования на получение студентами общих широких знаний, мы не учитываем пожеланий, как минимум, половины студентов.

Далее, поскольку процесс создания новых знаний, разработки новых образовательных программ и непосредственно подготовки по ним специалистов занимает длительный период, существенно возрастает роль опережающего маркетинга, определяющего потребность в кадрах на долгосрочную перспективу и отражающего потребность университета в постоянном изучении спроса на образовательные и научные услуги, генерирующие и продвигающие знания, которые будут востребованы и найдут применение достаточно отдаленном будущем.

При ориентире на удовлетворение спроса на выпускников, обладающих знаниями, навыками, умениями и компетенциями, соответствующие периоду их фактической полезности (применения), необходимо освоить механизмы и технологии системного изучения именно будущего спроса на образовательные услуги, адекватные потребностям бизнеса, которые он ожидает в перспективе на 5-7 лет вперед. Эти перспективные параметры должны составить основу начальных (вводных) параметров для моделирования, разработки и реализации нового образовательного продукта.

Таким образом, первым и одним из важнейших требований в постановке инновационных образовательных программ должно стать требование четкого определения именно перспективных параметров создаваемого продукта, изначально подстраиваемого под потребности бизнеса, социальной сферы и устойчивого развития региона.

Удобным схематическим инструментарием построения инновационных образовательных программ могут служить интерактивные схемы их формирования и функционирования, в которых на всех стадиях от постановки задачи, ее решения и реализации создаваемой и динамично обновляемой продукции закладывается необходимость постоянного взаимодействия с потенциальными потребителями образовательных услуг и непрерывно обновляемыми научными знаниями. Здесь начинает проявляться потребность в формировании специализированного инструментария нового профессионального менеджмента, позволяющего обеспечить высокоэффективное сопровождение процесса разработки и продвижения инновационных образовательных программ.

Следующим весьма важным методологическим моментом является то, что на стадии непосредственной разработки и реализации инновационной образовательной программы должны включаться устойчивые механизмы непрерывного взаимодействия со средой постоянного обновления знаний и потенциальными потребителями образовательных услуг. Потребитель так же, как и разработчик, должен четко понимать, какие и в какой момент в будущем ему потребуются новые квалификации, и видеть (мало того: быть уверенным), что реализуемая вузом технология постановки инновационных программ на этапе их реализации способны решить его стратегические кадровые задачи. В этом случае может быть сформирована полноценная устойчивая система стратегических партнерств, обеспечивающая необходимое финансирование процесса обучения бизнесом.

Место и роль потенциальных потребителей будущей вузовской продукции во всем процессе формирования новых знаний и компетенций могут быть многоплановыми. В первом приближении это можно представить следующим образом.

На первой стадии взаимодействие заключается в совместном выявлении стратегических ориентиров развития субъектов внешней среды и определении перечня необходимых компетенции будущих выпускников вуза. На второй – в согласовании закладываемого содержания образования. Хотя здесь безусловный приоритет остается за академической сферой. Взаимодействие на третьей стадии целесообразно при необходимости организации элементов обучения, связанных непосредственно с производством (производственные практики, стажировки, адаптивная лабораторная база и т.д.). Хотя не следует забывать и о социальной среде, и о необходимости формирования основы новых фундаментальных знаний для будущей науки и обеспечения нового уровня образования. На четвертой – потенциальные потребители должны стать основными субъектами оценки динамики качества подготовки «продукции» университета по новым образовательным программам, но опять-таки в схеме интерактивного взаимодействия с разработчиками и исполнителями.

 

Описанная выше технология являет собой некое частное приложение системного использования образования и иных видов интеллектуальных ресурсов в устойчивом развитии региона. Для полноценного устойчивого развития необходима исчерпывающая национальная стратегия изменений, сопряженная с региональными инициативами в условиях России. Подобная стратегия должна базироваться на серьезном анализе успешно функционирующих национальных инновационных систем. Она должна уделять акцентированное внимание человеческим ресурсам, а также должна включать промышленную политику, направленную на развитие перспективных видов экономической деятельности, соответствующих местным особенностям с положительным обратным эффектом для образования. Существует необходимость кардинальных изменений, когда акцент смещается с создания предложения на создание спроса на квалифицированных рабочих.

Необходим комплекс стратегических решений, направленных на превращение интеллектуального потенциала в стратегический ресурс развития страны и ее регионов, играющий важнейшую роль в обеспечении конкурентоспособности России в экономике будущего. Поэтапное превращение интеллектуального потенциала в стратегический ресурс устойчивого развития региона  потребует: формирования региональной политики и институциональных структур оптимизации использования интеллектуального ресурса; постоянно поддерживаемого спектра программ инновационного развития экономики и социальной сферы; целевых программы поддержки развития образования в интересах устойчивого развития, мобильности и наращивания интеллектуальных ресурсов