Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Т.А.Кочемасова

                                                                                                         

Гуманистические основы и социальные функции искусства

Научно-образовательная программа  Международной кафедры ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры Российской академии художеств

В рамках программы фундаментальных исследований Российской академии художеств, особое внимание уделяется актуальным сегодня процессам взаимодействия сферы изобразительного искусства, науки и образования по проблемам междисциплинарного характера и кросс-культурного диалога в мировом художественном пространстве, изучению динамики культурных процессов в многоплановом контексте этой проблемы (эстетическом и этическом, психологическом и антропологическом, философско-онтологическом и религиозном, политическом, социальном).

Необходимость комплексного подхода многократно подчеркивалась в  научных трудах специалистов разных областей знаний второй половины ХХ  – начала XXI века, и в настоящий момент сохраняет свою актуальность в рамках современных исследовательских программ. Синтез различных подходов нужен не только при выработке наиболее общих представлений о человеке, он важен и при решении частных проблем психологии, медицины, истории искусства и других областей знаний. Многие ученые усиленно работают в этом направлении, как за рубежом, так и в России, подтверждая необходимость исследовательской работы в пространстве диалектического синтеза философского, гуманитарного, естественнонаучного знания (философский, социологический, художественно-критический, конкретно-научный (клинический) и другие подходы) в целях всестороннего изучения жизни человека.

В 2009 году Российской академией художеств на базе Международной кафедры ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры открыта новая программа фундаментальных научных исследований: «Гуманистические основы и социальные функции искусства». Содержание настоящей программы обращает внимание, как на классические, так и на новейшие проблемы феномена художнического сознания, рассмотрение когнитивных процессов творчества (разнообразных форм сознания, реализующих себя непосредственно в акте творчества) совмещается с анализом его мотивационных и социокультурных аспектов.

Творческие инициативы (создание произведений визуального искусства, выставочные проекты, теоретические труды по истории искусства, культурологи, психологии) рассматриваются не только в контексте решения художественных задач, но и проблем связанных с возможностью преобразования общества средствами искусства, утверждения взаимоуважения, взаимопонимания и толерантности в отношениях между народами, представителями различных культур, разных религиозных конфессий. Экология, здоровье общества, социология искусства, психология искусства, арт-терапия рассматриваются как реальные действия, оказывающие значимое влияние на процессы в обществе.

Научно-образовательные и просветительские программы Международной кафедры ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры выстраиваются по следующим направлениям:

- изучение потенциала возможностей искусства в борьбе против негативных тенденций в современном обществе: проблемы воспитания молодежи ( конкретные примеры в рамках презентации);

- искусство как способ утверждения принципов взаимоуважения, толерантности и взаимопонимания между народами: анализ историко-культурного опыта и современные пути решения (конкретные примеры в рамках презентации);

- диалог культур как форма дипломатии XXI века:  искусство в борьбе за мир (конкретные примеры в рамках презентации);

- искусство как форма терапии: сила духа в преодолении физических недугов (конкретные примеры в рамках презентации);

- культура мира и современное образование в целях устойчивого развития (лекционные курсы, мастер-классы, научно-исследовательские программы;  конкретные примеры в рамках презентации).

Участие представителей молодого поколения наряду с известными учеными, видными деятелями культуры призвано показать преемственность разных поколений объединенных существующей системой научных и творческих знаний и возможность утверждения непрерывного диалога в международном гуманитарном пространстве, укрепления образовательной базы в целях устойчивого развития.