Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Д. С. Ермаков

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

 

Обобщая содержание международных документов и выводы ряда исследователей, в качестве рабочего определения можно принять следующее: образование в интересах / для устойчивого развития (ОУР) – процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств (знаний, умений и навыков, отношений, компетенций, черт личности, стиля деятельности людей и сообществ), обеспечивающий повышение качества жизни в пределах естественной емкости природных экосистем.

В Российской Федерации разработаны (хотя не приняты в качестве официальных документов) Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации, а также План действий по формированию и развитию образования для устойчивого развития в Российской Федерации (Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития / под ред. Н. С. Касимова, 2008). К настоящему времени в области ОУР в нашей стране имеются определенные наработки на всех уровнях образования.

С 1992 г. в ряде детских садов реализуется проект «Повестка дня на XXI век для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)». Проект призван обеспечить экологическую безопасность; здоровую среду для роста и развития; необходимые условия для формирования основ экологической культуры (Потапова Т. В., Морозова О. В., Волков В. А., 2003). Реализация ОУР в российских ДОУ ведется также в рамках международной программы «Эко-школы / Зеленый флаг» (см. ниже). С 2009 г. реализуется проект Международной организации дошкольного образования (ОМЕP) для детей от 0 до 8 лет в области образования для устойчивого развития, в основе которого – соблюдение прав ребёнка, осознание разнообразия культур и их отношения к природе, отказ от потребительского подхода, вторичное использование и экономия природных ресурсов, их справедливое распределение (Рыжова Н. А., 2011).

На уровне общего образования реализуется, например, программа «Эко-школы / Зеленый флаг» проводится (в России с 2003 г.) международной организацией по экологическому образованию (Foundation or Environmental Education) и направлены на улучшение качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития. Методология программы основана на стандартах экологической оценки и менеджмента ISO 14001 и предполагают создание экологического совета школы; исследование экологической ситуации в школе и её ближайшем окружении; разработку плана действий, мониторинг и оценку его выполнения, включение экологической тематики в школьные курсы, социальное партнерство, принятие экологического кодекса (Мадисон О. Г.).

Первый отечественный курс «Устойчивое развитие» (10–11 кл.) был разработан (учебное пособие и рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, сборник интерактивных упражнений и игр) и апробирован в 2002–2005 гг. Курс построен во взаимосвязи двух основных содержательных линий. Первая раскрывает сущность концепции устойчивого развития как стратегии управления окружающей средой, направленной на повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений. Вторая содержательная линия включает компетенции, необходимые для разработки «повесток 21» – планов действия по устойчивому развитию местных сообществ, улучшению состояния окружающей среды на основе учета интересов различных секторов общества (государственного, предпринимательского, общественного) с учетом их потребностей на основе демократических механизмов. Практическая часть предполагает разработку и реализацию «повестки 21» для школы. Методический аппарат курса основан на интерактивных методах обучения (Калинин В. Б., Ермаков Д. С., Гайворон Т. Д. и др., 2004).

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10–11 кл. (учебное пособие для учащихся, рабочая книга для учителя) введен в столице в рамках регионального компонента учебного плана. Технология изучения курса разработана на основе методики критического мышления. Предложена комплексная система управления на основе индикаторов устойчивого развития для образовательного учреждения (организация образовательной среды, участие в местном самоуправлении, совершенствование системы управления в образовательном учреждении, рациональное использование ресурсов) (Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Плюснина Т. А. и др., 2012). Аналогична разработка «Экология и устойчивое развитие Республики Башкортостан» (Миркин Б. М., Наумова Л. Г., 2010).

На уровне начальной школы масштабных отечественных инициатив в области ОУР не обнаружено (хотя за рубежом такие проекты реализуются).

Весьма активно развивается ОУР в системе дополнительного образования детей. В сотрудничестве с зарубежными партнерами реализуются проекты в Республике Бурятия, Омской обл. и др. Научно-методическим центром в данной сфере может служить консорциум Детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и Санкт-Петербургской общественной организации содействия экологическому образованию «ЭкО». В рамках сотрудничества этими организациями реализована на основе социального партнерства Стратегия образования для устойчивого развития в Санкт-Петербурге, подготовлено одно из первых отечественных методических пособий по ОУР (Корякина Н. И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., 2000), разработан ряд эффективных учебных материалов. Ряд программ в области экологического образования для устойчивого развития реализуется в Московском детском эколого-биологическом центре (Аргунова М. В., Ахметшина Г. М., Батяшева В. Г., 2009).

На основе научно-методических исследований, обобщения педагогического опыта лабораторией экологического образования Института содержания и методов обучения РАО и Научным советом по проблемам экологического образования при Президиуме РАО разработана (руководитель чл.-корр. РАО А. Н. Захлебный) и утверждена Президиумом РАО в 2010 г. Концепция экологического образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе (ЭОУР). Цель общего ЭОУР – формирование у обучающихся экологического мышления и его творческое применение, накопление личного и совместного опыта рефлексивно-оценочной и практической деятельности, ориентированной на ценности устойчивого развития как условие становления экологической культуры гражданина, его ответственного отношения к соблюдению правовых и нравственных норм в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности жизни. Ключевые понятия концепции – экологическая культура, экологическая грамотность, экологическое мышление, экологическая этика, устойчивое развитие, императивы (экологические, правовые, этические), принцип предосторожности, экологическая безопасность.

Профессиональное образование. Одним из пионеров является Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, где в 1995 г. создана кафедра, в 2000 г. – Институт проблем устойчивого развития. В ряде российских вузов созданы специализированные кафедры, лаборатории, институты, центры.

В 2003 г. в федеральный компонент государственных образовательных стандартов экологических специальностей введена дисциплина «Устойчивое развитие человечества». Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения по направлению подготовки «Экология и природопользование» (2009 г.) предусматривают изучение дисциплины «Устойчивое развитие». Изданы соответствующие учебники (Мамедов Н. М. (ред.), 2002; Марфенин Н. Н., 2006; Миркин Б. М., Наумова Л. Г., 2006).

Программы дополнительного профессионального образования реализуются, в основном, в форме краткосрочного повышения квалификации («Управление природопользованием и охрана окружающей среды», «Глобальное устойчивое развитие и обращение с отходами», «Мировая экономика и устойчивое развитие»). Активная работа по повышению квалификации специалистов, работающих в области устойчивого развития, на уровне дополнительного профессионального образования ведется в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках международной Программы сотрудничества в области устойчивого развития и экологического менеджмента. Разработан курс повышения квалификации «Устойчивое развитие и экологический менеджмент», включающий модули: 1) концептуальные основы устойчивого развития; 2) ключевые аспекты устойчивого развития (экологические, социальные, политические и правовые, экономические); 3) программы перехода к устойчивому развитию; 4) реализация принципов устойчивого развития в основных секторах народного хозяйства; 5) управление процессом перехода к устойчивому развитию; 6) профессиональная деятельность в области устойчивого развития и подготовка кадров; 7) практическая реализация проектов в области устойчивого развития (примеры успешных и тиражируемых проектов по переходу к устойчивому развитию в различных секторах народного хозяйства; мастер-классы слушателей; комплексный практикум на примере конкретного проекта в области устойчивого развития) (Ермаков Д. С., Славинский Д. А., Черникова С. А., 2008). В Московском институте открытого образования работает кафедра экологического образования и устойчивого развития, осуществляющая повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогов (Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Плюснина Т. А. и др., 2012).

В целом университеты занимают наиболее активную позицию в процессе продвижения устойчивого развития (Степанов С. А., 2009).

Научные исследования. Устойчивое развитие не входит в число приоритетных направлений развития науки и технологий в Российский Федерации, а также не относится к критическим технологиям Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 889). Действующая в нашей стране номенклатура специальностей научных работников (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 25.02.2009 г. № 59) не предусматривает подготовку кандидатов и докторов наук непосредственно в области устойчивого развития. Наиболее близкой является специальность 23.00.04 Политические проблемы международных отношений и глобального развития (политические, юридические науки). В то же время с 1989 г. по 2011 г. (по данным электронного каталога Российской государственной библиотеки) выполнено около 900 научно-квалификационных работ на тему устойчивого развития. Подавляющее число диссертационных исследований – по экономическим наукам (83,8 %); в области естественных наук имеются отдельные работы по географии (2,3 %), биологии (0,9 %) сельскому хозяйству (0,3%). Философское осмысление проблематики устойчивого развития также выражено относительно слабо (3,6 %), как явно недостаточна и разработка научно-методических основ ОУР в рамках педагогики (1,2 %).

Просвещение и деятельность общественных организаций в области устойчивого развития. Формирование экологической культуры относится к основным механизмам реализации государственной политики в области экологического развития (Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г., утв. Президентом Российской Федерации 30.04.2012 г.). Общественное «зелёное» движение зародилось в России еще в 1924 г., когда было создано Всероссийское общество охраны природы. С конца 1980-х гг. в нашей стране функционируют международные природоохранные организации – Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) и «Гринпис». Участие граждан, общественных организаций / объединений в решении задач охраны окружающей среды является одним из принципов хозяйственной и иной деятельности, деятельности органов власти. По их инициативе проводится общественная экологическая экспертиза, заключение которой учитывается при принятии решений о реализации хозяйственной и иной деятельности. Одним из направлений исследований, проводимых неправительственными организациями, является развитие системы индикаторов устойчивого развития и их внедрение на региональном уровне. При Общественной палате Российской Федерации создан Институт устойчивого развития представляет (объединение экспертов в области экологии, экономики и устойчивого развития), имеющий отделения в регионах (Доклад о реализации принципов устойчивого развития в Российской Федерации. Российский взгляд на новую парадигму устойчивого развития. Подготовка к «Рио+20», 2012).

Однако до завершения начатой работы ещё далеко. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты проведенного нами в 2011–2012 гг. опроса экспертов – специалистов в области ОУР (научные сотрудники, преподаватели вузов, методисты, активисты общественных организаций); всего 16 чел., д-р наук, проф. – 44 % (в том числе чл.-корр. РАО – 1), канд. наук, доц. – 44 %; средний педагогический стаж: всего – 27 лет, в области ОУР – 12 лет. Средняя оценка реализации задач стратегии Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН для ОУР в Российской Федерации (по 3-балльной шкале: 0 – деятельность не начата; 1 – деятельность осуществляется; 2 – деятельность развивается; 3 – деятельность завершена) составляет всего 0,5. В частности:

1) обеспечение того, чтобы механизмы политики, нормативно-правовая база содействовали поощрению ОУР: 1.1) принятие необходимых предварительных мер, способствующих поощрению ОУР – 0,7; 1.2) содействие, оказываемое механизмом политики, нормативно-правовой базой и функциональными рамками поощрению ОУР – 0; 1.3) содействие развитию синергизма между процессами, связанными с устойчивым развитием и ОУР в рамках национальной политики – 0,1;

2) содействие устойчивому развитию посредством формального и неформального обучения и просвещения: 2.1) рассмотрение ключевых тем устойчивого развития в рамках формального образования – 0,8; 2.2) четкое определение стратегий осуществления ОУР – 0,3; 2.3) поощрение использования общеинституционального подхода к ОУР – 0,2; 2.4) учет вопросов ОУР в рамках систем оценки / повышения качества образования – 0,2; 2.5) наличие методов и инструментария ОУР в областях неформального образования и просвещения – 0,4; 2.6) организация ОУР с участием широкого круга заинтересованных сторон – 0,5;

3) освоение педагогами знаний, позволяющих включать вопросы устойчивого развития в преподаваемые ими предметы: 3.1) включение вопросов ОУР в рамки подготовки преподавателей – 0,8; 3.2) наличие у преподавателей возможностей для сотрудничества в области ОУР – 0,9;

4) обеспечение доступа к надлежащим учебным материалам и учебно-методическим пособиям по ОУР: 4.1) выпуск учебных материалов и учебно-методических пособий по ОУР – 0,9; 4.2) наличие механизмов контроля за качеством учебных материалов и учебно-методических пособий по ОУР – 0,2; 4.3) наличие доступа к учебным материалам и учебно-методическим пособиям по ОУР – 0,9;

5) содействие исследованиям в области ОУР: 5.1) содействие научным исследованиям в области ОУР – 0,7; 5.2) содействие развитию ОУР – 0,0; 5.3) содействие распространению результатов исследований в области ОУР – 0,4;

6) укрепление сотрудничества в области ОУР на всех уровнях в пределах региона ЕЭК – 0,6.

В качестве затруднений, связанных с реализацией ОУР в Российской Федерации, эксперты указывают в целом слабую информированность специалистов, общественности по вопросам устойчивого развития и ОУР; неопределенность понятия ОУР, его целей и содержания, игнорирование проблемы со стороны государственных органов управления образованием и природопользованием, недостаточное финансирование; отсутствие федеральных нормативных документов по ОУР, недостаточный уровень научно-методических исследований; более сильную связь ОУР с экологическим образованием, нежели с социально-экономическим; отсутствие системы подготовки и повышения квалификации преподавателей в области ОУР, а также низкую востребованность компетенций в области ОУР самими педагогами; формальный подход к реализации ОУР («образование об устойчивом развитии»); недостаток и малый масштаб научно-практических конференций, семинаров (в том числе для молодых специалистов); отсутствие направления подготовки профессионального образования по устойчивому развитию, а также невостребованность специалистов в данной области; снижение за последнее время числа международных проектов, отрыв от международного контекста, попытка построения концепции ОУР на основе отечественных идей об экологической культуре, ноосфере.

Вместе с тем отмечается значительный потенциал ОУР как для повышения качества образования в области охраны окружающей среды (например, энерго- и ресурсосбережение), так и для системы образования в целом – переход от репродуктивного к творческому обучению, развитие критического мышления, воспитание свободной личности, непрерывное образование в течение всей жизни, компетентностный подход, реализация ценностей экологической этики, объединение различных видов воспитания, социальное партнерство образовательных и необразовательных (культурных, природоохранных, производственных, общественных и пр.) организаций, модернизация устаревшей отечественной системы образования в целом (исходя из общешкольной модели ОУР) и её интеграция в международные образовательные системы.

Насколько возможна реализация идей образования для устойчивого развития в отечественной школе? В какой мере педагоги готовы к этому?

Для ответа на эти вопросы в 2011–2012 гг. было проведено анкетирование 200 педагогов г. Москвы, Чувашской Республики, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Пермского края, Архангельской, Калининградской, Курской, Челябинской обл. (всего 200 чел.; учителя, преподаватели, педагоги дополнительного образования – руководители образовательных учреждений – 9,5 %, прочие специалисты – 1,5 %, сотрудники общественных организаций – 3 %, иное / не указано – 9 %; педагогический стаж, лет: 0–5 – 10 %; 6–10 – 9,5 %; 11–15 – 14,5 %; 16–20 –18,5 %; более 20 – 37,5 %; нет данных – 10,5 %; стаж работы в области ОУР, лет: 0–5 – 32 %; 6–10 – 8,5 %; 11–15 – 2 %; 16–20 –1 %; более 20 – 2 %; нет данных – 54,5 %).

77,4 % опрошенных знают о необходимости реализации ОУР во всех образовательных учреждениях, на всех ступенях образования. Источниками информации послужили: администрация образовательных учреждений – 16,6 %; коллеги – 19,6 %; средства массовой информации – 27,1 %; педагогические издания – 29,1 %; иное (семинары, конференции, курсы и пр.) – 16,6 %.

Подавляющее большинство (84,7 %) считает ОУР необходимым, 14,7 % затрудняются с ответом. В числе причин, обусловливающих необходимость ОУР, отмечаются (в порядке уменьшения частоты): выход из цивилизационного кризиса, сохранение окружающей среды обитания человечества, повышение качества жизни, сбережение здоровья, гармоничное, коэволюционное развитие биосферы, человека и социума; природы, и общества и производства (13,5 %); обеспечение будущих поколений человечества, жизни потомков (7 %); повышение уровня экологической грамотности, культуры, компетентности, экологического сознания как учащихся, так и работников, руководителей, граждан в целом; мотивации экологичного образа жизни населения (5,5 %); разностороннее, гармоничное развитие личности учащихся (5,5 %); модернизация системы образования, использование инновационных технологий обучения, воспитания и просвещения (4 %); необходимость изменения приоритетов, перехода к новой парадигме, определения целей дальнейшего развития цивилизации (4 %); сохранение биосферы, жизни, живой природы на планете Земля (2,5 %); условие выживания вида Человек разумный (2 %); решение экологических проблем (1,5 %). 3,5 % затруднились ответить по причине низкой осведомленности и недостатка информации.

Эффективность форм, в которых может быть реализовано ОУР, оценивается следующим образом (по 5-балльной шкале: 1 – совсем не эффективно; 5 – наиболее эффективно): отдельный предмет– 2,8; отдельные темы в разных предметах – 3,0; факультатив, кружок – 3,3; самостоятельная, домашняя работа – 2,5; дистанционное, компьютерное обучение – 2,7. Наиболее удобной формой в настоящее время представляется внеучебная работа, учебные проекты (3,8). В числе прочего предлагаются работа в общественных организациях, проживание в экопоселениях.

Ниже представлены оценки степени изучения ключевых тем, предусмотренных Стратегией ЕЭК ООН для ОУР в образовательных учреждениях (по 2-балльной шкале: 0 – не изучается / не следует изучать; 2 – изучается / следует изучать глубоко) – как это имеет место на сегодняшний день (числитель) и как это представляется желательным (знаменатель): биологическое разнообразие – 1,2 / 1,7; качество питьевой воды – 0,9 / 1,6; охрана окружающей среды – 1,4 / 1,9; устойчивый экологический туризм – 0,4 / 1,3; преобразование села – 0,2 / 1,3; изучение и сохранение местных традиций – 0,8 / 1,6; здоровье, профилактика СПИД – 1,1 / 1,7; устойчивое потребление – 0,6 / 1,5; права человека – 1,1 / 1,7; культурное разнообразие – 0,9 / 1,5; мир, межкультурное взаимопонимание – 0,8 / 1,5; сокращение бедности – 0,4 / 1,4; равенство полов – 0,6 / 1,2; распространение информации, ИКТ – 1,2 / 1,7 балла. В среднем реальность (0,8) отличается желаемого (1,6 балла) в два раза. При этом максимальные расхождения имеющейся и необходимой глубины изучения отмечаются для тем, связанных с сельской жизнью (1,1), бедностью (1,0), потреблением ресурсов (0,9), экологическим туризмом (0,9), питьевой водой (0,8), местными традициями (0,8 балла).

Необходимые учебно-методические материалы для реализации ОУР имеют менее половины (43,0 %) опрошенных. В основном, это ранее изданные пособия (научно-популярные книги, книги для чтения и т.п.) – 29,5 %, а также материалы, опубликованные в методических журналах, газетах, сборниках – 20,7 %. 14,9 % педагогов имеют учебно-методические пособия, подготовленные издательствами, 13,8 % используют собственные разработки, а также коллег (11,7 %).

Лишь малая часть (10,8 %) оценивает свою методическую подготовку как достаточную для реализации ОУР (30,4 % затрудняется ответить). И, наоборот, хотели бы повысить свою квалификацию в данной области 85,3 % (затруднились с ответом 14,2 %). В числе наиболее привлекательных форм – тематические курсы повышения квалификации по ОУР (53,2 %), семинары, конференции (52,6 %), обмен опытом с коллегами, посещение открытых уроков, мастер-классов (48,4 %). Отмечается также самостоятельное изучение методической литературы (21,1 %).