Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Орлова А.Ф.

Анализ проблем реализации целей в области образования: ситуация в развивающихся странах

 

 

 

В контексте существующих стратегий, развитие (development) - это процесс, направленный на повышение качества жизни людей в терминах уровня доходов и потребления, качества питания, медицинского обслуживания, образовательных услуг и пр., посредством экономического роста. Конечной целью развития должно быть неуклонное повышение благосостояния каждого и обеспечение благ для всех. Соответственно, переход на новые стратегии развития требует смены приоритетов и целей развития цивилизации, т.е. создания условий для социально-экономического роста и развития и более высоких стандартов жизни при полноправном использовании экологических и социальных нормативов. Очевидно, что социальное (мировое) развитие возможно лишь в условиях мирного сосуществования и взаимного сотрудничества среди стран с различными социальными, экономическими и политическими системами.

К сожалению, разрыв между развитыми и развивающимися странами в отношении доходов на душу населения, темпов роста экономического и социального прогресса достаточно велик, что негативно сказывается на международном мире и безопасности.

Очевидно, что без внешней финансовой помощи развивающимся странам успешная реализация национальных планов и программ в контексте развития практически невозможна. Для оказания поддержки усилиям развивающихся стран, в принятой в 1970 году Международной стратегии развития на второе Десятилетие развития ООН, был утвержден целевой показатель официальной помощи на цели развития (ОПР) в размере 0,7% от ВНП экономически развитой страны.

С 1961 г. были приняты четыре Международные стратегии развития, в которых правительства государств-членов подтверждали свое стремление к эффективному сотрудничеству в целях развития, принимая на себя обязательства оказывать всестороннюю помощь и поддержку развивающимся странам. Необходимо отметить то, что в Стратегиях много было сказано о необходимости развития человеческого потенциала в развивающихся странах, были определены приоритетные цели:

  • ·проведение социальной политики в контексте мероприятий по борьбе с неграмотностью, нищетой, болезнями.
  • ·содействие международных специализированных учреждений в вопросах подготовки национальных кадров в таких областях, как образование, здравоохранение и пр.;
  • ·разработка и реализация программ образования, улучшение качества обучения на всех уровнях;
  • ·уменьшение уровня неграмотности населения на 50%.

В действующей Стратегии ЮНЕСКО в области образования, принятой в 2000 г., образование названо ключом к устойчивому развитию, миру и стабильности, как внутри стран, так и в межстрановых отношениях, а государства подтвердили свои стремления в достижении целей в сфере образования к 2015 г. Снова говорится о необходимости получения базового образования, о равном доступе к образовательным программам всех уровней, как молодежи, так и взрослых, как мужчин, так и женщин.

Цели, обозначенные в Стратегии «Образование для всех» перекликаются с соответствующими Целями развития Тысячелетия:

  • ·обеспечение всеобщего начального образования;
  • ·поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин, где одной из задач является ликвидация неравенства полов в сферах начального и среднего образования, а к 2015 г. на всех уровнях образования.

Итак, на протяжении нескольких десятилетий, мировое сообщество декларирует свое стремление к достижению приоритетных целей в области образования. А что происходит на практике? Насколько эффективно реализуются поставленные цели? Проанализируем ситуацию с точки зрения предоставления официальной помощи на цели развития.

В рамках ОПР, перечисленные странами-донорами средства на цели в области образования аккумулируются в соответствующем секторе «Образование», из которого затем направляются в страны-реципиенты на создание в них образовательной инфраструктуры, предоставление образовательных услуг и инвестиций в этой области и пр.

Как известно, одной из важных целей развития является ликвидация неграмотности. Мировое сообщество поставило задачу уменьшить ее уровень на 50%, что предполагает выделение средств на реализацию программ, в большей степени, начального, школьного, образования. Тем не менее, данные статистики стран ОЭСР о распределении средств внутри сектора «Образование» показывают несколько иную картину. На протяжении многих лет, на финансирование программ начального образования было направлено от 8 до 18% средств от общих перечислений в указанный сектор, тогда как на программы высшего образования выделяется от 39 до 89% средств. Конечно, имеет место дорогостоящая подготовка национальных квалифицированных кадров, но, тем не менее, разница в финансировании начального и высшего образования достаточно велика. Наблюдается некоторое несоответствие между декларируемыми целями и их реализацией на практике.

О недостаточном финансировании базового образования в контексте ОПР говорит и статистика ЮНЕСКО, предоставленная Отделу подготовки докладов о развитии человека (ОПДЧР). Несмотря на очевидный прогресс, выразившийся в увеличении средних показателей по развивающимся странам мира, таких как коэффициент охвата начальным, средним и высшим образованием, уровень грамотности взрослого населения, существуют еще страны с удручающе низкими соответствующими показателями, а именно: Кения, Мали, Чад, Нигер и некоторые другие, в которых коэффициент охвата начальным образованием составляет от 32 до 42%, а уровень грамотности взрослого населения составляет от 26 до 32%.

Конечно, помимо неотрегулированных финансовых механизмов, существуют проблемы внутри самих развивающихся стран:

  • ·сложившиеся национальные традиции и обычаи, закрепляющие неравенство полов;
  • ·значительная разница между городами и сельскими районами в контексте образовательной инфраструктуры и пр.

В результате, не все поступившие в начальную школу заканчивают ее. Наиболее проблемными странами в этом случае можно назвать страны Южной и Западной Азии (60—75% закончивших школу), и страны Африки южнее Сахары (менее 50% закончивших школу). По прогнозу Всемирного банка, к 2015 г. число детей, не завершивших начальное образование, может вырасти на 350 тыс. В странах Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, с почти 100-процентным охватом населения начальным образованием, более 90%детей, заканчивают школу.

Деятельность институтов ООН, в вопросах содействия развитию весьма значительна. Важнейшими функциями ООН являются ответственность за достижение целей, привлечение внимания мирового сообщества к вопросам развития и организация контроля за реализацией намеченных программ. ЮНЕСКО активно и последовательно занимается продвижением базового образования, принимает непосредственное участие во многих проектах по развитию культуры, науки и технологии. Благодаря этой работе повысилось качество образования на всех уровнях, включая профессионализм учителей, прошедших специальную подготовку, увеличилась ожидаемая продолжительность обучения, наметился положительный сдвиг в вопросах гендерного равенства, выразившийся, в том числе, в постепенном увеличении показателей охвата девочек начальным образованием и выравниванием соответствующего соотношения между мальчиками и девочками.

Резюмируя вышесказанное необходимо отметить, что, несмотря на существующие проблемы, затрудняющие достижение мировым сообществом приоритетных целей в области образования к намеченному 2015 году, достигнуты существенные результаты в этой сфере. На наш взгляд, необходимо скорректировать систему распределения финансирования в рамках ОПР по уровням образования, в большей степени привлекать частный капитал на цели развития используя экстринсивную мотивацию, а также осуществлять эффективный контроль за адресностью предоставления помощи