Anzhelica Orlova

Analysis Problems in Implementing of Educational Goals:

Status in Developing Countries

 

 

 

 

In the context of existing strategies, development is understood as a process aimed at improving the quality of human life in terms of the level of income and consumption, quality of diet, medical care, educational services, etc. through economic growth. The ultimate goal of development should be steady growth of welfare of everyone and of public weal. Consequently, changed strategies require a change in priorities and goals of civilization development, i.e. conditions for social and economic growth and higher life standards whereby environmental and social standards are fully utilized. It is obvious that social (global) development is possible only within peaceful coexistence and cooperation of countries with various social, economic and political systems.

The gap between developed and developing countries is regrettably wide in terms of pro capita income, economic growth rate and social progress, which has adverse effects on international peace and security.

It is obvious that successful implementation of developing countries’ national development plans and programs is hardly possible without foreign financial aid. With a view to support developing countries’ efforts, the UN International Development Strategy for the Second Development Decade fixed a target indicator of the official development assistance (ODA) in the amount of 0.7% of a developed economy’s GNP.

Four International Development Strategies have been adopted since 1961, where member state governments reaffirmed their commitment to efficient cooperation for the purpose of development and undertook to provide all-round support and assistance to developing countries. It should be stressed that the Strategies gave a lot of attention to the development of human potential in developing countries, setting the following priorities:

  • ·social policy in the context of efforts to fight illiteracy, poverty, diseases;
  • ·support from specialized international institutions in terms of training of domestic specialists in such spheres as education, medical care, etc;
  • ·elaboration and implementation of educational programs, improved quality of education at all levels;
  • ·reduction of illiteracy by 50%.

The 2000 UNESCO’s Strategy currently in force names education as the key to sustainable development, peace and stability both within and between countries, and the states reaffirmed their commitment to achieving the educational goals by 2015. The Strategy reaffirmed the need for basic education, equal access to educational programs at all levels for young people and adults, men and women.

 The Education for Everyone strategy has goals that are common with those set forth in the Millennium Development Goals:

  • ·universal primary education;
  • ·promoting equality of men and women and expanding the rights and opportunities for women, with one of the objectives being elimination of gender inequality in primary and secondary education, and by 2015 at all levels of education.

So, over a few decades global community has declared its commitment to achieve priority goals in the sphere of education. And in practice? Are the goals being efficiently achieved? Let us look at the situation from the point of view of official development assistance.

Within the ODA, funds provided by donor countries for educational purposes are accumulated within respective Education Sector to be subsequently sent to recipient countries to build an educational infrastructure, render educational services, make investments, etc.

As is known, one of the essential development objectives is elimination of illiteracy. Global community has set a goal to reduce illiteracy by 50%, which implies funding of programs for mostly primary school education. However, OECD statistics of the allocation of funds from the Education Sector gives a different view. Over years, eight to eighteen per cent of the total contributions to the sector have been allocated to primary education programs, while programs of higher education have received from 39 to 89 per cent of the funds. Of course, there is expensive training of national skilled labour, and yet the gap between the funds allocated to primary and to higher education is quite big. There is a mismatch between the declared goals and their practical implementation.

Insufficient financing of basic education in the context of the ODA is supported by UNESCO statistics, made available to the Human Development Report Office (HDRO). Despite the obvious improvement reflected in the increased developing countries’ averages, such as the primary, secondary and higher education coverage ratios, adult literacy rate, there are countries whose respective averages are still depressingly low, namely Kenya, Mali, Chad, Niger and some others, where the coverage is from 32 to 42 per cent, and the literacy rate is from 26 to 32 per cent. 

Surely, beside the imperfect financial mechanisms there are problems inside the developing countries:

  • ·national customs and traditions fixing gender inequality;
  • · significant disparity between urban and rural areas in terms of educational infrastructure, etc.

As a consequence, not every primary school student finishes primary school. The worst most difficult countries in this respect are the South and West Asian states (survival rate to the last grade of primary education 60 to 75%) and Sub-Saharan Africa (survival rate below 50%). The World Bank forecast says that the school survival rate in countries of the East- and Southeast Asia, Latin America, where the primary enrollment ratio is close to 100%, is more than 90%.

UN institutions make significant efforts towards promotion of development. The most important UN functions are accountability for goal achievement, drawing attention of the global community to the development issues, and control over implementation of programs. UNESCO is active and persistent in promoting basic education and directly involved in numerous projects for cultural, scientific and technological development. Thanks to this work we see notable improvement in the quality of education at all levels, including qualifications of teachers who were given special training, in the expected time of schooling, progress has been made in terms of gender equity that expressed itself, inter alia, in an increase in the girls primary education coverage ratio and the leveling of the respective boys to girls ratio.

To draw the line, it should be noted that despite the challenges on the way to achieving priority goals in the sphere of education by 2015, the achievements are notable. In our view, the system of the ODA funds allocation should be improved in regard of the educational levels, private capital should be attracted to a greater extent with extrinsic motivation, and efficient control should be exercised over the adequacy of assistance allocation.

Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Орлова А.Ф.

Анализ проблем реализации целей в области образования: ситуация в развивающихся странах

 

 

 

В контексте существующих стратегий, развитие (development) - это процесс, направленный на повышение качества жизни людей в терминах уровня доходов и потребления, качества питания, медицинского обслуживания, образовательных услуг и пр., посредством экономического роста. Конечной целью развития должно быть неуклонное повышение благосостояния каждого и обеспечение благ для всех. Соответственно, переход на новые стратегии развития требует смены приоритетов и целей развития цивилизации, т.е. создания условий для социально-экономического роста и развития и более высоких стандартов жизни при полноправном использовании экологических и социальных нормативов. Очевидно, что социальное (мировое) развитие возможно лишь в условиях мирного сосуществования и взаимного сотрудничества среди стран с различными социальными, экономическими и политическими системами.

К сожалению, разрыв между развитыми и развивающимися странами в отношении доходов на душу населения, темпов роста экономического и социального прогресса достаточно велик, что негативно сказывается на международном мире и безопасности.

Очевидно, что без внешней финансовой помощи развивающимся странам успешная реализация национальных планов и программ в контексте развития практически невозможна. Для оказания поддержки усилиям развивающихся стран, в принятой в 1970 году Международной стратегии развития на второе Десятилетие развития ООН, был утвержден целевой показатель официальной помощи на цели развития (ОПР) в размере 0,7% от ВНП экономически развитой страны.

С 1961 г. были приняты четыре Международные стратегии развития, в которых правительства государств-членов подтверждали свое стремление к эффективному сотрудничеству в целях развития, принимая на себя обязательства оказывать всестороннюю помощь и поддержку развивающимся странам. Необходимо отметить то, что в Стратегиях много было сказано о необходимости развития человеческого потенциала в развивающихся странах, были определены приоритетные цели:

  • ·проведение социальной политики в контексте мероприятий по борьбе с неграмотностью, нищетой, болезнями.
  • ·содействие международных специализированных учреждений в вопросах подготовки национальных кадров в таких областях, как образование, здравоохранение и пр.;
  • ·разработка и реализация программ образования, улучшение качества обучения на всех уровнях;
  • ·уменьшение уровня неграмотности населения на 50%.

В действующей Стратегии ЮНЕСКО в области образования, принятой в 2000 г., образование названо ключом к устойчивому развитию, миру и стабильности, как внутри стран, так и в межстрановых отношениях, а государства подтвердили свои стремления в достижении целей в сфере образования к 2015 г. Снова говорится о необходимости получения базового образования, о равном доступе к образовательным программам всех уровней, как молодежи, так и взрослых, как мужчин, так и женщин.

Цели, обозначенные в Стратегии «Образование для всех» перекликаются с соответствующими Целями развития Тысячелетия:

  • ·обеспечение всеобщего начального образования;
  • ·поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин, где одной из задач является ликвидация неравенства полов в сферах начального и среднего образования, а к 2015 г. на всех уровнях образования.

Итак, на протяжении нескольких десятилетий, мировое сообщество декларирует свое стремление к достижению приоритетных целей в области образования. А что происходит на практике? Насколько эффективно реализуются поставленные цели? Проанализируем ситуацию с точки зрения предоставления официальной помощи на цели развития.

В рамках ОПР, перечисленные странами-донорами средства на цели в области образования аккумулируются в соответствующем секторе «Образование», из которого затем направляются в страны-реципиенты на создание в них образовательной инфраструктуры, предоставление образовательных услуг и инвестиций в этой области и пр.

Как известно, одной из важных целей развития является ликвидация неграмотности. Мировое сообщество поставило задачу уменьшить ее уровень на 50%, что предполагает выделение средств на реализацию программ, в большей степени, начального, школьного, образования. Тем не менее, данные статистики стран ОЭСР о распределении средств внутри сектора «Образование» показывают несколько иную картину. На протяжении многих лет, на финансирование программ начального образования было направлено от 8 до 18% средств от общих перечислений в указанный сектор, тогда как на программы высшего образования выделяется от 39 до 89% средств. Конечно, имеет место дорогостоящая подготовка национальных квалифицированных кадров, но, тем не менее, разница в финансировании начального и высшего образования достаточно велика. Наблюдается некоторое несоответствие между декларируемыми целями и их реализацией на практике.

О недостаточном финансировании базового образования в контексте ОПР говорит и статистика ЮНЕСКО, предоставленная Отделу подготовки докладов о развитии человека (ОПДЧР). Несмотря на очевидный прогресс, выразившийся в увеличении средних показателей по развивающимся странам мира, таких как коэффициент охвата начальным, средним и высшим образованием, уровень грамотности взрослого населения, существуют еще страны с удручающе низкими соответствующими показателями, а именно: Кения, Мали, Чад, Нигер и некоторые другие, в которых коэффициент охвата начальным образованием составляет от 32 до 42%, а уровень грамотности взрослого населения составляет от 26 до 32%.

Конечно, помимо неотрегулированных финансовых механизмов, существуют проблемы внутри самих развивающихся стран:

  • ·сложившиеся национальные традиции и обычаи, закрепляющие неравенство полов;
  • ·значительная разница между городами и сельскими районами в контексте образовательной инфраструктуры и пр.

В результате, не все поступившие в начальную школу заканчивают ее. Наиболее проблемными странами в этом случае можно назвать страны Южной и Западной Азии (60—75% закончивших школу), и страны Африки южнее Сахары (менее 50% закончивших школу). По прогнозу Всемирного банка, к 2015 г. число детей, не завершивших начальное образование, может вырасти на 350 тыс. В странах Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, с почти 100-процентным охватом населения начальным образованием, более 90%детей, заканчивают школу.

Деятельность институтов ООН, в вопросах содействия развитию весьма значительна. Важнейшими функциями ООН являются ответственность за достижение целей, привлечение внимания мирового сообщества к вопросам развития и организация контроля за реализацией намеченных программ. ЮНЕСКО активно и последовательно занимается продвижением базового образования, принимает непосредственное участие во многих проектах по развитию культуры, науки и технологии. Благодаря этой работе повысилось качество образования на всех уровнях, включая профессионализм учителей, прошедших специальную подготовку, увеличилась ожидаемая продолжительность обучения, наметился положительный сдвиг в вопросах гендерного равенства, выразившийся, в том числе, в постепенном увеличении показателей охвата девочек начальным образованием и выравниванием соответствующего соотношения между мальчиками и девочками.

Резюмируя вышесказанное необходимо отметить, что, несмотря на существующие проблемы, затрудняющие достижение мировым сообществом приоритетных целей в области образования к намеченному 2015 году, достигнуты существенные результаты в этой сфере. На наш взгляд, необходимо скорректировать систему распределения финансирования в рамках ОПР по уровням образования, в большей степени привлекать частный капитал на цели развития используя экстринсивную мотивацию, а также осуществлять эффективный контроль за адресностью предоставления помощи