Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

С.А. Гончаров

Опыт и предварительные уроки ДОУР: итогово-информационный и аналитико-перспективный взгляд

 

     Я рад приветствовать  участников нашего круглого стола от имени  Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации, а также от имени кафедры ЮНЕСКО Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, которую я представляю. Я рад, что вижу здесь много знакомых людей, с которыми в 2009 году именно здесь, в Ханты-Мансийске, на Международном конгрессе кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития мы приняли ряд стратегически важных документов, основные положения которых заложили основу Плана действий кафедр ЮНЕСКО на вторую половину Десятилетия. Знаменательно, что Правительство Ханты-Мансийского Автономного округа (Югры) вновь активно поддержало предложение Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО о проведении Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития в связи с завершением Десятилетия: это, безусловно,  масштабное событие, имеющее как общенациональное, так и межрегиональное звучание, это признание заслуг научной, педагогической и культурной общественности города как одного из крупнейших  центров международного сотрудничества. Считаю, что Герценовский университет вносит существенный вклад в устойчивое развитие и взаимообогащение таких признанных образовательных центров  России, как город Ханты-Мансийск и город Санкт-Петербург: 80 лет Институт народов севера нашего университета готовит педагогические кадры высшей квалификации, которые формируют интеллектуальную элиту народов Крайнего Севера. И среди них -  много выпускниками Югорского университета.

В рамках подготовки к Всемирной конференции ЮНЕСКО в 2014 г.  (Токио, Япония), на которой будут подведены итоги ДОУР ООН, нам, участникам круглого стола,  предстоит ответить на вопрос «Каковы достигнутые результаты и извлеченные уроки ДОУР?» Чрезвычайно важно, что  ЮНЕСКО как ведущий орган и международный координатор десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития значительно мобилизовала усилия заинтересованных сторон, направленные на повышение осмысления ОУР. Предприняты многочисленные региональные инициативы по аналитическому осмыслению ОУР, значимые в контексте построения глобального сообщества людей -  главной политической задаче XXI века, сформулированной  Генеральным директором Организации И.Боковой в своем  Программном заявлении. 

Полагаю, что в своих выступлениях и презентациях мы должны исходить из содержания двух наиважнейших документов ЮНЕСКО:

Это Международный план мероприятий ДОУР, разработанный Организацией во исполнение решений декабрьской-2002 г. Генеральной Ассамблеи ООН и определивший Цели Десятилетия, проблемы и ценности устойчивого развития, стратегии и ресурсы для проведения ДОУР, основные направления деятельности в области образования в целях устойчивого развития.

Это также Глобальный доклад ЮНЕСКО по ДОУР - Обзор контекстов и структур образования в интересах устойчивого развития, -  являющийся результатом завершения первого этапа процесса мониторинга и оценки Десятилетия к 2009 году.

Напомню, что, рассматривая образование как наиважнейший компонент для обеспечения устойчивости, Международный план мероприятий определил четыре основных направления деятельности в этой области:

-расширение  доступа к высококачественному базовому образованию,

-переориентация существующих образовательных программ,

-повышение уровня общественной информированности и понимания,

-подготовка кадров.

Напомню также, что, оценивая первый этап реализации ДОУР как успешный, ЮНЕСКО рекомендовала партнерам сосредоточить дальнейшие усилия на четырех ключевых областях стратегической деятельности:

-усиление синергии с различными  инициативами в области образования,

-развитие и укрепление потенциала для ОУР,

-накопление, совместное использование и практическое применение  знаний, касающихся ОУР,

-пропагандирование ОУР, повышение осведомленности общественности и обеспечение лучшего понимания вопросов устойчивого развития.

Глобальные рамки мониторинга и оценки хода проведения Десятилетия позволили сформулировать промежуточные итоги ДОУР, которые подробно анализировались на Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития в Бонне (Германия, 2009):

1. Образование в интересах устойчивого развития может внести значительный вклад в поиск ответов на основные вызовы устойчивого развития. В этом – актуальность ОУР для решения проблем устойчивости.

2. Международные партнерские связи и интеграция местных и глобальных компонентов служат решающим элементом для ОУР. Установление партнерских связей для ОУР предусматривает участие многих заинтересованных сторон.

3. Успешная реализация ОУР возможна при создании соответствующего потенциала. ОУР станет центральным аспектом любого образования, если будут созданы вспомогательные структуры на глобальном, национальном и местном уровнях.

4. Приверженность идеям ОУР требует пересмотра процесса преподавания и обучения. Необходимо полностью изменить характер восприятия образования с тем, чтобы ОУР эффективно влияло на его качество.

Полагаю, что мы можем согласиться с этими уроками ОУР и существенно дополнить их с учетом новых изменений и реалий. Особое внимание предлагаю уделить актуальным проблемам в сфере образования, за которыми стоят некие новые тенденции общемировых процессов и которые отчетливо обнаружились в последние несколько лет.

 

 Предварительные итоги Десятилетия позволяют выделить, по меньшей мере, три ведущих тенденции в сфере образования:

Во-первых, это мировая тенденция смены парадигмы образования как ОУР.

Во-вторых, это глобализация  как главный внешний фактор, влияющий на развитие современного образования.

И, в-третьих, это институционализация систем образования для УР.

 

О чем свидетельствуют эти системные изменения к концу Десятилетия?

 

Если становление концепции устойчивого развития связано с глубоким осмыслением состояния и перспектив развития человечества, а образование признано фундаментом устойчивого развития и создания гуманного, равноправного и внимательного к проблемам человека общества, признающее то, что каждый член этого общества имеет свое человеческое достоинство (Всемирный саммит по устойчивому развитию, Йоханнесбург, 2002), то цели и задачи ОУР в значительной степени формировались под влиянием глубокого системного кризиса в образовании и закрепились как ответы ДОУР на основные вызовы устойчивого развития.

В конце ХХ века мировое сообщество в полной мере осознавало несоответствие имеющейся системы образования с ее технологиями и программами, стандартами, их концептуальным и содержательным наполнением, спектром формируемых ими компетенций, качественным составом участников образования и т.д. радикально изменившейся жизненной среде, обществу, запросам личности и семьи, актуальным потребностям современности. Участие в достижении целей Десятилетия в значительно         степени способствовало мотивированному и обоснованному видению места и роли нового образования в новой формирующейся социально-экономической парадигме. В этой парадигме ОУР больше не занимается поиском своей ниши, как это было в первые годы Десятилетия ОУР. В силу проявления все большего интереса в мире к вопросам устойчивости ОУР занимает выгодное положение, чтобы сыграть синергетическую роль среди широкого поля направлений образования. Сюда входят природоохранное образование, образование в интересах глобального гражданства и образование в интересах ответственного потребления, образование по проблематике изменения климата и образование в целях снижения рисков стихийных бедствий. В ХХI веке во всем мире образование во всех его формах признается в качестве важнейшего механизма обеспечения прогресса в целях устойчивого развития общества. Это важный итог ДОУР.

Изменение самой сущности образования влечет за собой адекватное изменение форм образовательной деятельности и типов образовательных пространств. Это один из уроков ДОУР, закрепленный в документах ЮНЕСКО: образование в интересах устойчивого развития все чаще рассматривается как одно из средств обновления преподавания и обучения, направленное на максимальное раскрытие потенциала учащихся. Отход от классической парадигмы образования, определившей в качестве ведущих приоритетов приобретение знаний, обусловлен именно тем, что человек как личность в ней отсутствует: он – объект образовательного процесса. Трансформируется само понятие «педагог», значительно расширяется спектр педагогических профессий, развивается система повышения квалификации и переподготовки кадров, существенно меняется контингент обучающихся. Единственно возможной формой новых педагогических отношений могут быть субъект-субъектные отношения, в которых идея партнерства, сотрудничества и сотворчества занимает главное место.

 

Итоги Десятилетия еще раз убеждают нас в том, что глобализация – главный внешний фактор, влияющий на состояние и развитие современного образования. Этот сложный диалектический процесс, имеющий – подчеркнем – и интеллектуально-духовное измерение: сравнительные преимущества устойчиво развивающегося общества определяются качеством человеческих ресурсов, т.е. восприимчивостью к знаниям, наукам, инновациям и пр. В этом аспекте глобализация задает сфере образования и такой, важный для нашего времени вызов, как толерантность, понимание и принятие чужой культуры, осознание особенностей собственной культуры, что формируется при встрече и диалоге разных культур. В этом же аспекте полезным уроком глобализации для ДОУР является партнерство, поскольку с идеей устойчивости тесно связано развитие совместных действий разного характера на разных уровнях. К ним следует отнести образовательные учреждения, которые устанавливают тесные связи с зарубежными партнерами и организациями, отдельные национальные и региональные системы, вырабатывающие общую стратегию развития для всего мира под эгидой ЮНЕСКО и ООН, и различные международные образовательные организации и ассоциации, способствующие объединению мирового высшего образования в единую систему.

Наиболее успешные и яркие примеры интеграции мировых образовательных институтов и проектирования межгосударственных образовательных систем – программы Европейского союза и Совета Европы, процессы формирования общеевропейского образовательного пространства и рынка: Болонский процесс, программа Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, создание Североамериканского образовательного пространства и др. Вместе с тем, декларируемыми по-прежнему остаются идеи о необходимости формирования единого образовательного пространства на постсоветском пространстве в контексте современных инновационных процессов.

Итоги Десятилетия свидетельствуют и о том, что международный аспект ОУР не стал пока главным, доминирующим в деятельности образовательных организаций, он лишь присутствует как некий ориентир, вектор для национальных задач, решаемых образованием. А общее понимание проблем, связанных  с нравственно-духовным, мировоззренческим потенциалом человека и социума в условиях глобализации, находится еще в зачаточном состоянии.

Одной из безусловно наиболее значимых инициатив ЮНЕСКО стал международный план действий «УНИТВИН», который способствовал формированию и развитию кафедр ЮНЕСКО и их сетей.  Чрезвычайно важный опыт был накоплен кафедрой ЮНЕСКО в Герценовском университете по 10-летнему участию в программе Совета Европы «Европа в школе». Основные идеи этой программы способствовали запуску в 2012 году по инициативе кафедры ЮНЕСКО  нашего университета нового проекта для ассоциированных школ ЮНЕСКО «ЮНЕСКО в школе».

 

Решение задач по достижению целей ДОУР в значительной степени способствовало системным изменениям образования, в том числе и российского образования, в соответствии с запросами общества.

Это важный итог ДОУР: институционализация образования как масштабная программа государства – это политическая и общенациональная задача, цель которой – создание механизмов устойчивого развития. Именно  так определена в государственных документах стратегия развития российского образования в первой четверти ХХI века.

Участие в реализации ДОУР выявило различные концепции понимания ОУР, различные векторы его направленности и подходы к осуществлению.  Однако во всех случаях ОУР подразумевает инновационный контекст развития, при котором система образования сама должна превращаться в центр инновационного развития, генерировать, создавать, внедрять и способствовать диссеминации инновационных проектов и программ. Вместе с тем, практика Десятилетия обнаружила сложность развития образования, которая заключается в парадоксальном сочетании принципиальной поддержки изменений во всех сферах с одновременным сопротивлением нововведениям в собственной. Это важно учитывать и потому, что инновационный характер ОУР создает фундамент для развития инновационных процессов в других сферах общественной практики.

Важным итогом Десятилетия становится признание ведущей роли педагогического образования в ОУР. Понятие педагогического образования становится более широким, емким и сложным, охватывая сферу коммуникации «человек – человек» в новой образовательной парадигме. Вместе с тем, многолетний опыт Герценовского университета по участию в реформировании системы педагогического образования свидетельствует о том, что в контексте ДОУР мы имеем несоответствие современного состояния педагогического образования современной сфере образования в целом. В условиях глобальных и стремительных изменений необходима новая концепция педагогического образования, которая исходит из адекватного понимания целей и задач ОУР, специфики обучающегося человека, путях его социализации и развития, тенденций расширения образовательного пространства. К разработке такой концепции модернизации педагогического образования в России на заключительном этапе ДОУР приступил Герценовский университет по заказу Министерства образования и науки, и я являюсь членом рабочей группы по формированию перспективного плана мероприятий.

Подводя итоги первой половины ДОУР, здесь, в Ханты-Мансийске в 2009 году мы подчеркивали, что парадигма устойчивого общественного развития должна базироваться на полноценной теории развития личности. Сегодня мы еще в большей степени убеждены, что существенным выводом Десятилетия (для России, по крайней мере) является разрыв гуманитарной теории и образовательной практики. Как свидетельствуют аналитики, роль человеческого фактора и качества человеческой личности в современных процессах развития общества только возрастает, а они определяются в значительной степени именно педагогическим образованием, формирующим базовые качества личности. В контексте завершения ДОУР Герценовскому университету, разработчику национальной программы системы подготовки специалистов для образования и социальной сферы на базе гуманитарных технологий, есть чем поделиться в этой области.

Следует признать и то, что именно в педагогике, которая за годы советской власти развивалась вне широкого гуманитарного аспекта, сложилась наиболее острая ситуация. Современная педагогическая наука требует широкого междисциплинарного взаимодействия. Необходима разработка новой философии образования, в которой одну из ведущих позиций должно занять педагогическое образование как  фактор  реализации ОУР в новых социальных реалиях. История образования фиксирует, что новые педагогические системы создавались и вводились философами-профессионалами, а история педагогики есть отражение истории философии.

Проблемы образования, остро проявившиеся в ходе ДОУР в России, имеют существенно общие черты с тем, что происходит во всех  цивилизованных странах. Это дает нам возможность анализировать отечественные проблемы образования и искать решения, используя мировой опыт, и вместе с тем решать мировые проблемы на отечественном материале с учетом различий в национальных условиях.