Sergei Goncharov

Practices and Provisional Lessons of the UN Decade of ESD:

concluding informational and potential analytical aspects

On behalf of the Coordination Committee of the UNESCO Chairs in the Russian Federation and particularly on behalf of the UNESCO Chair at the Herzen State Pedagogical University of Russia which I have the honour to represent I am happy to welcome the participants of the Round Table. I am happy to see a lot of familiar people whom I met in 2009 in Khanty-Mansyisk at the UNESCO International Congress on Education for Sustainable Development when we adopted a number of important documents which underpinned the UNESCO plan for the second half of the Decade. It is remarkable that Khanty-Mansyisk government whole-heartedly supported the suggestion of the Russian UNESCO Committee to hold the International Conference on the outcomes of the UN Decade of ESD. This undoubtedly is an outstanding event of national as well as regional significance. This is a sign of recognition of the city’s scientific, pedagogical and cultural achievements promoting it to the status of an important center for international cooperation. I am sure that Herzen university makes a considerable contribution to the sustainable development and mutual enrichment of Khanty-Mansyisk and Saint Petersburg: for 80 years Herzen’s Institute of the Peoples of the Far North has been educating teachers of the highest qualification, and it is they who are the intellectual elite of the peoples of the Far North, as well as the graduates of Ugra State University.

By way of preparation for the UNESCO World Conference in Tokyo in 2014 where we will draw the conclusions of the UN Decade of ESD, the participants of the Round Table will have to answer the following questions: what are the results we achieved and what are the lessons we learnt during this decade? It is important that UNESCO as a major UN body and international coordinator for the DESD mobilized the efforts of all stakeholders in an attempt to evaluate the ESD outcomes.  In various parts of the world regional initiatives have been launched to comprehend ESD analytically, and it has additional value in the context of the XX century major political task as postulated in Director General I.Bokova’s statement – to build a global community.

I believe that in our speeches and presentations we should proceed from UNESCO’s two key documents:

The first document  is the International Plan of ESD actions, developed with the view to put into practice the decisions of UN General Assembly of December 2002 which defined the Decade’s objectives, problems and ESD values, strategies and resources, and activity areas.

The second document is the Global UNESCO DESD Report which outlined ESD contexts and  structures and which came as a result of the first stage of the Decade’s monitoring and evaluation as of 2009.

Let me remind, that as far as education is considered a major component for ensuring sustainability, the International Plan of ESD Actions outlined four main areas of activity in this field:

-enhancing accessibility to high-quality basic education,

-revision of existing educational programs,

-increasing the level of public awareness and comprehension,

-staff training.

Let me also remind, that estimating the first stage of DESD as successful, UNESCO has recommended the partners to focus their further effort on four key areas of strategic activity:

-enhancement of synergy with various educational initiatives,

-development and strengthening of the ESD potential,

-accumulation, sharing and practical application of the ESD knowledge,

-ESD promotion, raising public awareness and providing better understanding of the ESD issues.

Global monitoring and evaluation of the Decade allowed us to draw provisional results of the DESD, which were thoroughly analyzed at the UNESCO World Conference on ESD in Bonne (Germany, 2009):

1. Education for sustainable development can make a considerable contribution to tackling  major challenges of sustainable development. It proves the significance of ESD for solving the problem of sustainability.

2. International partnerships and integration of local and global components are decisional factors for the ESD. Establishing ESD partnerships involves many interested parties.

3. Successful implementation of  ESD is only possible when relevant conditions and circumstances are created. ESD will become the central aspect of any educational system, if supporting structures are created at the global, national and local level. 

4. Adherence to the ESD ideas brings about revision of the teaching and learning processes. Understanding educational processes should undergo a radical change we want ESD to have an beneficial impact on its quality.

I believe that we can agree with these ESD results and broaden them with regard to new developments. I suggest that special attention should be paid to the burning issues of education, brought about by certain new trends in global processes and made evident in the recent years.

 

The provisional results of the DESD allow us to speak of at least three leading tendencies in education:

Firstly, it is the global tendency for ESD paradigm shift.

Secondly, it is globalization and its influence on modern education.

Thirdly, it is the process of institutionalization of the ESD systems.

 

At the end of the Decade, what do these systemic changes suggest?

 

If the concept of sustainable development came into being due to the process of critical evaluation of the humanity’s condition and perspectives, and education is seen as a basis for sustainable development and creating a humane world (the World Summit on Sustainable Development, Johannesburg, 2002),  then we can assert that the ESD goals were formulated with regard to the systemic crisis in education, and they have become the DESD answers to the challenges of sustainable development.

In late XX century the world community came to realize the disparity between the existing educational system with its technologies, programs and standards, their content, the range of competencies, the quality of academic staff and student body, etc. and the radically changed society and social environment, contemporary personal or family needs and demands. Attaining the Decade objectives brought about re-evaluation of the role and place of education in a new social and economic environment. In the new paradigm ESD does not have to look for its place in the traditional education system, as it happened during the first years of the Decade. Due to the world’s interest to the issues of sustainable development ESD takes an advantageous position in its effort to synergize different educational trends. Here we count in environmental education, global citizenship education, responsible consumption education, climate change education, and education on reducing the consequences of natural hazards. In ХХI century education in the variety of its forms is recognized as an effective mechanism to secure progress for sustainable development. It is an important lesson of the DESD.

The changing nature of education entails corresponding changes in education forms and types of educational environment. It is one of the DESD lessons which found its expression in the UNESCO documents: ESD is often regarded as a means for renovating teaching and learning with an aim to disclose the students’ personal potential. The shift from the traditional educational paradigm, where the priority was given to obtaining knowledge, was conditioned by the system’s inherent flaw, namely – the exclusion of personality from the educational process, where man is perceived as an object rather than subject of the educational process. The idea of a pedagogue is being transformed, too: the range of pedagogical professions broadens, the system for teacher upgrading and post-university training is developed, the quality of the student body changes considerably. The only possible form of relations in education now is the subject-subject relations, where the idea of partnership, cooperation an collective creation comes to the foreground.

 

The Decade outcomes prove that globalization is the main external factor which has direct influence on the condition and development of education in the modern world. It is a complex dialectical process which – we underline it – has an intellectual and spiritual dimension: comparative advantages of the sustainably developing societies are conditioned by the quality of the human resource, i.e. by the people’s open-mindedness to knowledge, science, innovation, etc. In this respect globalization in education brings forward such an important for our times concept as tolerance, understanding and appreciation of another culture, learning about one’s own culture, which can only be obtained in the dialogue between different cultures. In terms of globalization the idea of partnership acquires a special significance, because sustainability invariable depends on the joint efforts made on different levels of the education system. Here we talk about educational institutions establishing connections with foreign partners and organizations, separate national and regional systems working together to create a joint UNESCO or UN strategy, and various international educational bodies and associations striving to make education a unified world system.

The most successful examples of integration among educational institutions and of developing inter-state educational systems are the programs of the European Union and the European Counsel purported to create a unified all-European educational space: Bologna process, the ASEAN program, the APEC program, the NAEG program and others. At the same time, unfortunately, popular ideas about creating a single educational environment in the NIS countries do not go beyond declarations.

The Decade outcomes show that the international aspect of the ESD has not come to dominate the activity of educational institutions; it exists only as a reference point for national educational tasks. We have not as yet achieved a common, general understanding  of the problems connected with man’s morals, worldview, and society in the global world.

One of the most prominent UNESCO initiatives was the international plan of actions UNITWIN which contributed to developing a network of UNESCO Chairs. The UNESCO Chair at Herzen University has accumulated valuable experience during its ten years of participation in the European Counsel program “Europe in Schools”. The principles of this program prompted the launch of the project “UNESCO in Schools” initiated by the Herzen UNESCO Chair in 2012.

 

Tackling the problems associated with attaining DESD objectives brought about the systemic changes in education, including Russian education, to answer better the demands of the present-day society.

Another important DESD lesson is institutionalization of education as a large-scale national program aimed at creating mechanisms for sustainable development. This is how the Russian educational strategy was postulated in state documents in the first quarter of the XXI century.

Participation in DESD revealed certain differences in understanding ESD, its vectors and approaches to its implementation. However, in all cases ESD means the innovative development, when the education system itself should turn into the center for innovative development and generate, implement and disseminate innovative projects and programs. At the same time, the DESD revealed the complexity of the educational development, when the support of the changes in different spheres of life paradoxically goes hand in hand with the resistance to change within the education system itself. It is necessary to take this factor in consideration, because the innovative character of ESD creates a foundation for innovative processes in other spheres of social life.

An important outcome of the Decade is the recognition of the leading role of the pedagogical education in ESD. The notion of the pedagogical education broadens and becomes more complex embracing the communication sphere “man-man” in a new educational paradigm. Alongside that, for many years Herzen university has been on the edge of the reforms in the field of pedagogical education, and our experience shows that in the DESD we deal with the disparity between the modern state of pedagogical education and the modern state of education at large. Drastic global changes ask for a new concept of pedagogical education, which would take account of the ESD goals and tasks, the specificity of the learner, ways of his socialization and development, current tendencies for broadening the educational space. Herzen university was requested by the Ministry of Education and Science to develop a modernization concept for the pedagogical education in Russia, and I have the honour to represent the working group responsible for drafting the plan of pertaining actions.

When in 2009 here in Khanty-Mansyisk we drew conclusions of the first half of the DESD we underlined that the paradigm of sustainable development should be grounded on a full-fledged theory of personal development. Today, we are even more certain that an important lesson of the Decade (at least for Russia) is acknowledging of rupture between humanitarian theory and educational practice. Analysts testify that at the modern stage of social development the role of the human factor and the quality of human personality increase, and they both are determined by the pedagogical education forming basic human qualities. Now that the DESD is in its final lap, Herzen university as an author of the national program for training specialists in education and social sphere on the basis of humanitarian technologies, can share its findings in this sphere.

We should acknowledge the fact that in the Soviet times pedagogy developed outside a broad humanitarian field, and it is in this sphere that we face the most dramatic situation. Modern pedagogy requires broader inter-disciplinary approaches. We need to develop a new philosophy of education, where pedagogical education should take a leading position due to being the main contributor to ESD in new social contexts. The history of education proves that new pedagogical systems were created and introduced by professional philosophers, and the history of pedagogy is a reflection of the history of philosophy.

The problems in Russian education, revealed by the DESD, have a lot in common with the problems in other developed countries. It enables us to analyze them and seek for solutions with reference to the world practices, and at the same time to seek solutions for the world problems on the national level, taking into consideration national differences.

Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

С.А. Гончаров

Опыт и предварительные уроки ДОУР: итогово-информационный и аналитико-перспективный взгляд

 

     Я рад приветствовать  участников нашего круглого стола от имени  Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации, а также от имени кафедры ЮНЕСКО Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, которую я представляю. Я рад, что вижу здесь много знакомых людей, с которыми в 2009 году именно здесь, в Ханты-Мансийске, на Международном конгрессе кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития мы приняли ряд стратегически важных документов, основные положения которых заложили основу Плана действий кафедр ЮНЕСКО на вторую половину Десятилетия. Знаменательно, что Правительство Ханты-Мансийского Автономного округа (Югры) вновь активно поддержало предложение Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО о проведении Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития в связи с завершением Десятилетия: это, безусловно,  масштабное событие, имеющее как общенациональное, так и межрегиональное звучание, это признание заслуг научной, педагогической и культурной общественности города как одного из крупнейших  центров международного сотрудничества. Считаю, что Герценовский университет вносит существенный вклад в устойчивое развитие и взаимообогащение таких признанных образовательных центров  России, как город Ханты-Мансийск и город Санкт-Петербург: 80 лет Институт народов севера нашего университета готовит педагогические кадры высшей квалификации, которые формируют интеллектуальную элиту народов Крайнего Севера. И среди них -  много выпускниками Югорского университета.

В рамках подготовки к Всемирной конференции ЮНЕСКО в 2014 г.  (Токио, Япония), на которой будут подведены итоги ДОУР ООН, нам, участникам круглого стола,  предстоит ответить на вопрос «Каковы достигнутые результаты и извлеченные уроки ДОУР?» Чрезвычайно важно, что  ЮНЕСКО как ведущий орган и международный координатор десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития значительно мобилизовала усилия заинтересованных сторон, направленные на повышение осмысления ОУР. Предприняты многочисленные региональные инициативы по аналитическому осмыслению ОУР, значимые в контексте построения глобального сообщества людей -  главной политической задаче XXI века, сформулированной  Генеральным директором Организации И.Боковой в своем  Программном заявлении. 

Полагаю, что в своих выступлениях и презентациях мы должны исходить из содержания двух наиважнейших документов ЮНЕСКО:

Это Международный план мероприятий ДОУР, разработанный Организацией во исполнение решений декабрьской-2002 г. Генеральной Ассамблеи ООН и определивший Цели Десятилетия, проблемы и ценности устойчивого развития, стратегии и ресурсы для проведения ДОУР, основные направления деятельности в области образования в целях устойчивого развития.

Это также Глобальный доклад ЮНЕСКО по ДОУР - Обзор контекстов и структур образования в интересах устойчивого развития, -  являющийся результатом завершения первого этапа процесса мониторинга и оценки Десятилетия к 2009 году.

Напомню, что, рассматривая образование как наиважнейший компонент для обеспечения устойчивости, Международный план мероприятий определил четыре основных направления деятельности в этой области:

-расширение  доступа к высококачественному базовому образованию,

-переориентация существующих образовательных программ,

-повышение уровня общественной информированности и понимания,

-подготовка кадров.

Напомню также, что, оценивая первый этап реализации ДОУР как успешный, ЮНЕСКО рекомендовала партнерам сосредоточить дальнейшие усилия на четырех ключевых областях стратегической деятельности:

-усиление синергии с различными  инициативами в области образования,

-развитие и укрепление потенциала для ОУР,

-накопление, совместное использование и практическое применение  знаний, касающихся ОУР,

-пропагандирование ОУР, повышение осведомленности общественности и обеспечение лучшего понимания вопросов устойчивого развития.

Глобальные рамки мониторинга и оценки хода проведения Десятилетия позволили сформулировать промежуточные итоги ДОУР, которые подробно анализировались на Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития в Бонне (Германия, 2009):

1. Образование в интересах устойчивого развития может внести значительный вклад в поиск ответов на основные вызовы устойчивого развития. В этом – актуальность ОУР для решения проблем устойчивости.

2. Международные партнерские связи и интеграция местных и глобальных компонентов служат решающим элементом для ОУР. Установление партнерских связей для ОУР предусматривает участие многих заинтересованных сторон.

3. Успешная реализация ОУР возможна при создании соответствующего потенциала. ОУР станет центральным аспектом любого образования, если будут созданы вспомогательные структуры на глобальном, национальном и местном уровнях.

4. Приверженность идеям ОУР требует пересмотра процесса преподавания и обучения. Необходимо полностью изменить характер восприятия образования с тем, чтобы ОУР эффективно влияло на его качество.

Полагаю, что мы можем согласиться с этими уроками ОУР и существенно дополнить их с учетом новых изменений и реалий. Особое внимание предлагаю уделить актуальным проблемам в сфере образования, за которыми стоят некие новые тенденции общемировых процессов и которые отчетливо обнаружились в последние несколько лет.

 

 Предварительные итоги Десятилетия позволяют выделить, по меньшей мере, три ведущих тенденции в сфере образования:

Во-первых, это мировая тенденция смены парадигмы образования как ОУР.

Во-вторых, это глобализация  как главный внешний фактор, влияющий на развитие современного образования.

И, в-третьих, это институционализация систем образования для УР.

 

О чем свидетельствуют эти системные изменения к концу Десятилетия?

 

Если становление концепции устойчивого развития связано с глубоким осмыслением состояния и перспектив развития человечества, а образование признано фундаментом устойчивого развития и создания гуманного, равноправного и внимательного к проблемам человека общества, признающее то, что каждый член этого общества имеет свое человеческое достоинство (Всемирный саммит по устойчивому развитию, Йоханнесбург, 2002), то цели и задачи ОУР в значительной степени формировались под влиянием глубокого системного кризиса в образовании и закрепились как ответы ДОУР на основные вызовы устойчивого развития.

В конце ХХ века мировое сообщество в полной мере осознавало несоответствие имеющейся системы образования с ее технологиями и программами, стандартами, их концептуальным и содержательным наполнением, спектром формируемых ими компетенций, качественным составом участников образования и т.д. радикально изменившейся жизненной среде, обществу, запросам личности и семьи, актуальным потребностям современности. Участие в достижении целей Десятилетия в значительно         степени способствовало мотивированному и обоснованному видению места и роли нового образования в новой формирующейся социально-экономической парадигме. В этой парадигме ОУР больше не занимается поиском своей ниши, как это было в первые годы Десятилетия ОУР. В силу проявления все большего интереса в мире к вопросам устойчивости ОУР занимает выгодное положение, чтобы сыграть синергетическую роль среди широкого поля направлений образования. Сюда входят природоохранное образование, образование в интересах глобального гражданства и образование в интересах ответственного потребления, образование по проблематике изменения климата и образование в целях снижения рисков стихийных бедствий. В ХХI веке во всем мире образование во всех его формах признается в качестве важнейшего механизма обеспечения прогресса в целях устойчивого развития общества. Это важный итог ДОУР.

Изменение самой сущности образования влечет за собой адекватное изменение форм образовательной деятельности и типов образовательных пространств. Это один из уроков ДОУР, закрепленный в документах ЮНЕСКО: образование в интересах устойчивого развития все чаще рассматривается как одно из средств обновления преподавания и обучения, направленное на максимальное раскрытие потенциала учащихся. Отход от классической парадигмы образования, определившей в качестве ведущих приоритетов приобретение знаний, обусловлен именно тем, что человек как личность в ней отсутствует: он – объект образовательного процесса. Трансформируется само понятие «педагог», значительно расширяется спектр педагогических профессий, развивается система повышения квалификации и переподготовки кадров, существенно меняется контингент обучающихся. Единственно возможной формой новых педагогических отношений могут быть субъект-субъектные отношения, в которых идея партнерства, сотрудничества и сотворчества занимает главное место.

 

Итоги Десятилетия еще раз убеждают нас в том, что глобализация – главный внешний фактор, влияющий на состояние и развитие современного образования. Этот сложный диалектический процесс, имеющий – подчеркнем – и интеллектуально-духовное измерение: сравнительные преимущества устойчиво развивающегося общества определяются качеством человеческих ресурсов, т.е. восприимчивостью к знаниям, наукам, инновациям и пр. В этом аспекте глобализация задает сфере образования и такой, важный для нашего времени вызов, как толерантность, понимание и принятие чужой культуры, осознание особенностей собственной культуры, что формируется при встрече и диалоге разных культур. В этом же аспекте полезным уроком глобализации для ДОУР является партнерство, поскольку с идеей устойчивости тесно связано развитие совместных действий разного характера на разных уровнях. К ним следует отнести образовательные учреждения, которые устанавливают тесные связи с зарубежными партнерами и организациями, отдельные национальные и региональные системы, вырабатывающие общую стратегию развития для всего мира под эгидой ЮНЕСКО и ООН, и различные международные образовательные организации и ассоциации, способствующие объединению мирового высшего образования в единую систему.

Наиболее успешные и яркие примеры интеграции мировых образовательных институтов и проектирования межгосударственных образовательных систем – программы Европейского союза и Совета Европы, процессы формирования общеевропейского образовательного пространства и рынка: Болонский процесс, программа Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, создание Североамериканского образовательного пространства и др. Вместе с тем, декларируемыми по-прежнему остаются идеи о необходимости формирования единого образовательного пространства на постсоветском пространстве в контексте современных инновационных процессов.

Итоги Десятилетия свидетельствуют и о том, что международный аспект ОУР не стал пока главным, доминирующим в деятельности образовательных организаций, он лишь присутствует как некий ориентир, вектор для национальных задач, решаемых образованием. А общее понимание проблем, связанных  с нравственно-духовным, мировоззренческим потенциалом человека и социума в условиях глобализации, находится еще в зачаточном состоянии.

Одной из безусловно наиболее значимых инициатив ЮНЕСКО стал международный план действий «УНИТВИН», который способствовал формированию и развитию кафедр ЮНЕСКО и их сетей.  Чрезвычайно важный опыт был накоплен кафедрой ЮНЕСКО в Герценовском университете по 10-летнему участию в программе Совета Европы «Европа в школе». Основные идеи этой программы способствовали запуску в 2012 году по инициативе кафедры ЮНЕСКО  нашего университета нового проекта для ассоциированных школ ЮНЕСКО «ЮНЕСКО в школе».

 

Решение задач по достижению целей ДОУР в значительной степени способствовало системным изменениям образования, в том числе и российского образования, в соответствии с запросами общества.

Это важный итог ДОУР: институционализация образования как масштабная программа государства – это политическая и общенациональная задача, цель которой – создание механизмов устойчивого развития. Именно  так определена в государственных документах стратегия развития российского образования в первой четверти ХХI века.

Участие в реализации ДОУР выявило различные концепции понимания ОУР, различные векторы его направленности и подходы к осуществлению.  Однако во всех случаях ОУР подразумевает инновационный контекст развития, при котором система образования сама должна превращаться в центр инновационного развития, генерировать, создавать, внедрять и способствовать диссеминации инновационных проектов и программ. Вместе с тем, практика Десятилетия обнаружила сложность развития образования, которая заключается в парадоксальном сочетании принципиальной поддержки изменений во всех сферах с одновременным сопротивлением нововведениям в собственной. Это важно учитывать и потому, что инновационный характер ОУР создает фундамент для развития инновационных процессов в других сферах общественной практики.

Важным итогом Десятилетия становится признание ведущей роли педагогического образования в ОУР. Понятие педагогического образования становится более широким, емким и сложным, охватывая сферу коммуникации «человек – человек» в новой образовательной парадигме. Вместе с тем, многолетний опыт Герценовского университета по участию в реформировании системы педагогического образования свидетельствует о том, что в контексте ДОУР мы имеем несоответствие современного состояния педагогического образования современной сфере образования в целом. В условиях глобальных и стремительных изменений необходима новая концепция педагогического образования, которая исходит из адекватного понимания целей и задач ОУР, специфики обучающегося человека, путях его социализации и развития, тенденций расширения образовательного пространства. К разработке такой концепции модернизации педагогического образования в России на заключительном этапе ДОУР приступил Герценовский университет по заказу Министерства образования и науки, и я являюсь членом рабочей группы по формированию перспективного плана мероприятий.

Подводя итоги первой половины ДОУР, здесь, в Ханты-Мансийске в 2009 году мы подчеркивали, что парадигма устойчивого общественного развития должна базироваться на полноценной теории развития личности. Сегодня мы еще в большей степени убеждены, что существенным выводом Десятилетия (для России, по крайней мере) является разрыв гуманитарной теории и образовательной практики. Как свидетельствуют аналитики, роль человеческого фактора и качества человеческой личности в современных процессах развития общества только возрастает, а они определяются в значительной степени именно педагогическим образованием, формирующим базовые качества личности. В контексте завершения ДОУР Герценовскому университету, разработчику национальной программы системы подготовки специалистов для образования и социальной сферы на базе гуманитарных технологий, есть чем поделиться в этой области.

Следует признать и то, что именно в педагогике, которая за годы советской власти развивалась вне широкого гуманитарного аспекта, сложилась наиболее острая ситуация. Современная педагогическая наука требует широкого междисциплинарного взаимодействия. Необходима разработка новой философии образования, в которой одну из ведущих позиций должно занять педагогическое образование как  фактор  реализации ОУР в новых социальных реалиях. История образования фиксирует, что новые педагогические системы создавались и вводились философами-профессионалами, а история педагогики есть отражение истории философии.

Проблемы образования, остро проявившиеся в ходе ДОУР в России, имеют существенно общие черты с тем, что происходит во всех  цивилизованных странах. Это дает нам возможность анализировать отечественные проблемы образования и искать решения, используя мировой опыт, и вместе с тем решать мировые проблемы на отечественном материале с учетом различий в национальных условиях.