Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Урсу-Архипова Антонина Петровна. Начальник управления государственной политики в сфере общего образования Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, канд. филол. наук, г. Ханты-Мансийск

Состояние и перспективы  экологического образования  в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Экологическое образование и формирование экологической культуры  обучающихся являются одними из приоритетных направлений образовательной   политики в  Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и реализуются   путем развития в субъекте  региональной системы  непрерывного и комплексного экологического образования и просвещения. 

При постановке основных задач экологического образования на современном этапе  мы ориентируемся на тенденции усиления экологической составляющей в образовании, заложенные в Концепции экологического образования в интересах устойчивого развития, Концепции и требованиях нового федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Среди них: 

  • развитие системы непрерывного экологического образования;
  • включение вопросов экологии, этнокультурных традиций по вопросам рационального природопользования, охраны окружающей среды в содержание основной образовательной программы образовательных учреждений;
  • подготовка и переподготовка в сфере психолого-педагогической готовности и способности педагогических кадров к современной профессиональной деятельности по экологическому образованию на всех уровнях системы общего и дополнительного образования. 

В целях интегративности экологического образования  ведется работа по развитию региональной нормативно-правовой базы как инструмента формирования региональной политики в сфере экологического образования и воспитания. Внесены дополнения в Закон «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в части содержания образования с учетом региональных, национальных и этнокультурных  особенностей, в том числе экологической направленности. 

Региональный базисный учебный план определил перечень предметов регионального компонента.

Разработан ряд инструктивно-методических документов, определяющих включение экологического образования в предметные области в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в т.ч внеурочную деятельность обучающихся.

Нормативные и методические документы позволили задать определенную структуру региональной модели экологического образования.

Все программы дошкольного образования ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста,  целостный взгляд на природу. Наряду с комплексными программами «Радуга», «Истоки», «Из детства в отрочество»  используются парциальные программы экологической направленности «Юный эколог», «Тропинка в мир», «Природа и человек» и др. Формирование культуры природопользования заложено в региональной   программе дошкольного образования «Югорский трамплин».

Эти управленческие решения обеспечили  100% -ю реализацию программ экологической направленности в дошкольном образовании, 44% ДОУ выбрали экологическое направление приоритетным в своей деятельности.

Экологическое образование в общеобразовательных учреждениях осуществляется:

  • на однопредметной основе (преподавание экологии);
  • на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы, факультативы, практикумы);
  • по смешанной модели конструирования учебного процесса;
  • по особой учебно-воспитательной модели экологического образования, отличной от базового плана.  Речь идет о технологии  индивидуализации обучения.

Новая задача экологического образования продиктована содержанием  федерального образовательного стандарта, где в начальной школе акцент смещен в сторону региональной составляющей.

На ступени начального образования - эколого-краеведческий курс «Мы – дети природы», отдельный курс «Краеведение».

В основной школе изучается курс «Экология и география ХМАО – Югры» (43,6% - отдельным часом, в 56,4% - интегрировано с предметами «География», «Экология», «ОБЖ» и др.).    Доля   образовательных учреждений, реализующих экологическое образование, в рамках учебного плана  составляет  100%,  внеурочной деятельности -  67%.    

Задача обновления содержания школьного экологического образования с учетом  социокультурных традиций региона определила стажировочные  региональные  площадки по апробационной теме «Этнокультурная и экологическая составляющая ФГОС ОО». Сегодня 13% ОУ реализуют стандарты основной школы в опережающем режиме. Опыт  площадок по экологическому образованию представлен педагогам округа в рамках обучающих сессий – форме повышения квалификации на рабочем месте.

Среднее общее образование реализует экологическое образование в индивидуальных образовательных траекториях с учетом профильного образования. ФГОС старшей ступени рассматривает экологическое образование с позиции формирования общих компетентностей безопасности жизнедеятельности.  Принято решение об участии школ округа в опытно-экспериментальной работе по апробации учебно-методических материалов интегрированного курса «Экология и безопасность жизнедеятельности».

Задачей экологического образования в начале XXI в. является не только приобретение знаний о проблемах окружающей среды, но и формирование  рационального природопользования – «зеленой экономики». 

Реализация такого  заказа становится возможной в условиях социальной направленности всей сферы образования, через активное включение  участников в  социальные практики и курсы социальной направленности. Так, для старшей ступени в настоящий момент перерабатывается образовательный модуль «Азбука бизнеса» в рамках социального партнерства с окружными структурами по поддержке и развитию бизнеса.

Экологическое направление занимает ведущее место в системе дополнительного образования: создано 434 объединения экологической направленности, охват обучающихся и воспитанников составил более 7 тыс. чел.  

Новые социальные требования к системе образования направлены на  воспитание нравственных, инициативных, коммуникабельных, предприимчивых, ответственных, социально активных граждан.

Реализация такого государственного заказа становится возможным только при социальной направленности всей сферы образования, через активное включение ее участников в  социальные практики. 

Специфика социальной практики на каждой ступени общего образования определяется возрастными особенностями детей. В начальной школе - это   внеклассная и внеурочная деятельность.  В основной школе  социальная практика проявляется  в активной волонтерской деятельности, участии в социальных и исследовательских проектах, деловых и ролевых играх.

Для старшеклассников социальная практика становится не только деятельностью для развития коммуникативной и гражданской культуры, социального проектирования,   а  технологией реализации компетентностного образования в школе.   

В 2012 -2013 учебном году в системе  образования субъекта реализованы три проекта социальной направленности: 

  • · Социально значимый просветительский проект - окружной экологический марафон «Моя Югра - моя планета!».     Участники марафона – школьники, воспитанники детских садов, учреждений дополнительного образования детей.
  • ·Акция «Аллея выпускников». Участники – выпускники 9, 11 классов образовательных учреждений, педагоги, родители, а также представители   заинтересованных организаций.
  • ·Окружной конкурс экологических листовок «Сохраним природу и культуру народов Югры».

Доля  участников социально-значимых мероприятий  составила более 94% от общего количества обучающихся (178 тыс. чел.).

В целях развития социально-экологических практик рассматриваются ресурсы экологического бизнеса:

- экологический туризм;

- исследовательские работы в сфере ресурсосбережения;

-производство «экологически дружественных» товаров в рамках школьных бизнес-инкубаторов;

- опытно-экспериментальная деятельность на базе школьных технопарков в области экотехнологий.

 Таким образом,  экологическое образование и формирование экологической культуры  обучающихся в округе имеют системный характер и способность к поступательному развитию. 

Потребности образовательной практики:

- формирование современного понятийно-терминологического аппарата экологического образования в интересах устойчивого развития;

- психолого-педагогическое обеспечение экологического образования в интересах устойчивого развития;

- разработка учебно-методических комплексов и включение их в федеральный перечень учебных пособий по проблемам: «этнос и культура природопользования», «экологическое образование в интересах устойчивого развития для обучающихся и студентов в современных условиях», «экологическое образование и безопасность жизнедеятельности».

В стратегии 2020 развития окружной системы образования  отмечено, что образование является важнейшим инструментом устойчивого развития.  На современном этапе  экологическое образование должно способствовать  формированию у  обучающихся и молодежи   экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний, ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни.