Ms AntoninaUrsu-Arkhipova. Head, State Policy on Education Directorate, Education and Youth Policy Department, Khanty-Mansijsk Autonomous Okrug – Ugra, PhD in Philology, Khanty-Mansijsk

State of the art and prospects of ecological education in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug (Yugra)

Environmental education and environmental culture of students is the priority of education policy in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug (Yugra) and it is implemented through the development of  regional system of continuous and comprehensive environmental education and awareness.

In setting the main objectives of environmental education at the present stage we focus on strengthening of environmental component in the formation as put forward in the concept of environmental education for sustainable development, the concept and the requirements of the new federal state educational standards of general education.


 Among them:

 

  • development of a system of continuous environmental education;
  • integration of environmental, ethnic and cultural traditions on the management of natural resources, protection of the environment in the content of the basic educational program of educational institutions;
  • training and retraining in the field of psycho-pedagogical willingness and ability of teachers to the modern professional work in environmental education at all levels of general and additional education.

In order to achieve integrative environmental education we develop regional legal framework as a tool for shaping regional policy in the field of environmental education. Amendments to the Law "Education in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra" were introduced in terms of educational content from  regional, national, ethnic and cultural characteristics, including environmental focus.

Regional basic education plan identified a list of subjects of the regional component.

A number of methodical documents defining the inclusion of environmental education in the subjects within the federal state educational standards of general education including extracurricular activities of students has been developed.

Regulatory and guidance documents will set a certain structure of the regional model of environmental education.

All pre-school education program are focused on a new concept of education of children of preschool age, holistic view of nature. In addition to comprehensive programs "Rainbow", "Origins", "From childhood to adolescence" partial program of ecological orientation "Young Environmentalist", "Path to Peace", "Nature and Man", etc.  are used.

Culture of environmental management is shaped by the regional program of pre-school Education "Ugra springboard".

These management solutions provided 100% of the implementation of environment-related programs in pre-school education, 44% of schools have chosen  environment-related subjects as priorities of its activities.

Environmental education in secondary schools is carried out:

  • on the basis of teaching ecology;
  • on the basis of a multi-disciplinarity through environmental approach to the content of the main subjects of the educational program, electives, workshops;
  • by mixed-model design of the educational process;
  • according to a special educational model of environmental education, different from basic plans. It is a technology of individualization of learning.

The new task of environmental education is dictated by the content of the federal educational standards, where a primary school focus is shifted to the regional component.

In primary education there are - Environmental and Regional Studies course "We are the children of nature" and a separate course "Local History".

In general education there is a course for students "Ecology and Geography of Khanty-Mansiysk - Yugra" (43.6% - individual hour in 56.4% - is integrated with the objects "Geography", "Ecology", "Life safety", etc.). The share of educational institutions implementing environmental education in the curriculum is 100%, extra-curricular activities - 67%.

The task of updating the content of school environmental education based on socio-cultural traditions of the region defined internship regional platform for approbation on "Ethno-cultural and ecological component of the educational standards". Today, 13% of schools implement standards of basic school in advance mode. Experience of the platforms on environmental education is introduced to teachers in the district training sessions - the form of training in the workplace.

Secondary education implements environmental education in individual educational tracks, taking into account the profile of education. Federal State Educational Standards of senior level consider environmental education as the background for the formation of general competencies of life safety. A decision of  the schools´ participation in experimental work on the testing of teaching materials integrated course "Ecology and life safety" in the District was taken.

The task of environmental education at the beginning of the XXI-st century is not only the acquisition of knowledge about the environment, but also the formation of environmental management capacities - the "green economy".
The fulfillement of such an order is made possible in terms of social orientation of the whole sphere of education, through the active involvement of the participants in the social practices and social orientation courses. Thus, for the upper grades new  educational module "ABC of business" is being developed in terms of social partnership with district structures to support the development of  business.

Ecological education occupies a leading role in the system of additional education as well: 434 ecological associations have been established, which include 7 thousand students and pupils.

New social requirements for the system of education are focused on upbringing of high moral, enthusiastic, outgoing, adventurous, responsible, socially active citizens.
The implementation of such a government order is possible only through social orientation of the entire education sector and the active involvement of its members in the social practices.

Specificity of social practices at each stage of general education is determined by the age characteristics of children. In elementary school – it is extra-curricular and extra-school activities. In primary school, social practices are revealed in the active volunteer activities, participation in social and research projects, business and role-playing games.

For high school students social practice is not only the activity for the development of communicative and civic culture, social planning  but also technology for  implementation of competency education in school.

In 2012-2013 three projects of social orientation were implemented in the system of educationof the District:

Socially significant educational project - District Environmental marathon "My Yugra is my planet!". Marathon participants - students, pupils of kindergartens and institutions of additional education of children.
The action "Alley of graduates." Participants - graduates of 9, 11 classes of educational institutions, teachers, parents and representatives of interested organizations.

The district competition of ecological flyers "Let us preserve the nature and culture of the people of Ugra".

The share of students-participants in these socially significant events exceeded  94% of the total number of students (178 thousand).
In order to promote social and environmental practices, environmental business resources are considered:

  • Eco-tourism;
  • Research work in the field of resource protection;
  • Production of "environmentally friendly" products within the school business incubators;
  • Research activity on the basis of school techno-parks in environmental technology.

Thus, environmental education and shaping of environmental culture of students in the district are systemic in nature, and have the trend for further development.
The needs of educational practice:

  • Formation of the modern conceptual and terminological glossary of environmental education for sustainable development;
  • Psycho-pedagogical maintenance of environmental education for sustainable development;
  • Development of teaching materials and their inclusion in the federal list of textbooks on "ethnicity and culture of nature management", "environmental education for sustainable development for students in modern conditions", "environmental education and life safety."

The 2020 District Education Strategy notes that education is a vital tool for sustainable development. At the present stage the environmental education should foster in students and youth environmental an outlook based on the unity of scientific and practical knowledge, responsible and positive emotional value attitude towards their health, the environment, improvement of  the quality of life.

Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Урсу-Архипова Антонина Петровна. Начальник управления государственной политики в сфере общего образования Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, канд. филол. наук, г. Ханты-Мансийск

Состояние и перспективы  экологического образования  в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Экологическое образование и формирование экологической культуры  обучающихся являются одними из приоритетных направлений образовательной   политики в  Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и реализуются   путем развития в субъекте  региональной системы  непрерывного и комплексного экологического образования и просвещения. 

При постановке основных задач экологического образования на современном этапе  мы ориентируемся на тенденции усиления экологической составляющей в образовании, заложенные в Концепции экологического образования в интересах устойчивого развития, Концепции и требованиях нового федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Среди них: 

  • развитие системы непрерывного экологического образования;
  • включение вопросов экологии, этнокультурных традиций по вопросам рационального природопользования, охраны окружающей среды в содержание основной образовательной программы образовательных учреждений;
  • подготовка и переподготовка в сфере психолого-педагогической готовности и способности педагогических кадров к современной профессиональной деятельности по экологическому образованию на всех уровнях системы общего и дополнительного образования. 

В целях интегративности экологического образования  ведется работа по развитию региональной нормативно-правовой базы как инструмента формирования региональной политики в сфере экологического образования и воспитания. Внесены дополнения в Закон «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в части содержания образования с учетом региональных, национальных и этнокультурных  особенностей, в том числе экологической направленности. 

Региональный базисный учебный план определил перечень предметов регионального компонента.

Разработан ряд инструктивно-методических документов, определяющих включение экологического образования в предметные области в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в т.ч внеурочную деятельность обучающихся.

Нормативные и методические документы позволили задать определенную структуру региональной модели экологического образования.

Все программы дошкольного образования ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста,  целостный взгляд на природу. Наряду с комплексными программами «Радуга», «Истоки», «Из детства в отрочество»  используются парциальные программы экологической направленности «Юный эколог», «Тропинка в мир», «Природа и человек» и др. Формирование культуры природопользования заложено в региональной   программе дошкольного образования «Югорский трамплин».

Эти управленческие решения обеспечили  100% -ю реализацию программ экологической направленности в дошкольном образовании, 44% ДОУ выбрали экологическое направление приоритетным в своей деятельности.

Экологическое образование в общеобразовательных учреждениях осуществляется:

  • на однопредметной основе (преподавание экологии);
  • на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы, факультативы, практикумы);
  • по смешанной модели конструирования учебного процесса;
  • по особой учебно-воспитательной модели экологического образования, отличной от базового плана.  Речь идет о технологии  индивидуализации обучения.

Новая задача экологического образования продиктована содержанием  федерального образовательного стандарта, где в начальной школе акцент смещен в сторону региональной составляющей.

На ступени начального образования - эколого-краеведческий курс «Мы – дети природы», отдельный курс «Краеведение».

В основной школе изучается курс «Экология и география ХМАО – Югры» (43,6% - отдельным часом, в 56,4% - интегрировано с предметами «География», «Экология», «ОБЖ» и др.).    Доля   образовательных учреждений, реализующих экологическое образование, в рамках учебного плана  составляет  100%,  внеурочной деятельности -  67%.    

Задача обновления содержания школьного экологического образования с учетом  социокультурных традиций региона определила стажировочные  региональные  площадки по апробационной теме «Этнокультурная и экологическая составляющая ФГОС ОО». Сегодня 13% ОУ реализуют стандарты основной школы в опережающем режиме. Опыт  площадок по экологическому образованию представлен педагогам округа в рамках обучающих сессий – форме повышения квалификации на рабочем месте.

Среднее общее образование реализует экологическое образование в индивидуальных образовательных траекториях с учетом профильного образования. ФГОС старшей ступени рассматривает экологическое образование с позиции формирования общих компетентностей безопасности жизнедеятельности.  Принято решение об участии школ округа в опытно-экспериментальной работе по апробации учебно-методических материалов интегрированного курса «Экология и безопасность жизнедеятельности».

Задачей экологического образования в начале XXI в. является не только приобретение знаний о проблемах окружающей среды, но и формирование  рационального природопользования – «зеленой экономики». 

Реализация такого  заказа становится возможной в условиях социальной направленности всей сферы образования, через активное включение  участников в  социальные практики и курсы социальной направленности. Так, для старшей ступени в настоящий момент перерабатывается образовательный модуль «Азбука бизнеса» в рамках социального партнерства с окружными структурами по поддержке и развитию бизнеса.

Экологическое направление занимает ведущее место в системе дополнительного образования: создано 434 объединения экологической направленности, охват обучающихся и воспитанников составил более 7 тыс. чел.  

Новые социальные требования к системе образования направлены на  воспитание нравственных, инициативных, коммуникабельных, предприимчивых, ответственных, социально активных граждан.

Реализация такого государственного заказа становится возможным только при социальной направленности всей сферы образования, через активное включение ее участников в  социальные практики. 

Специфика социальной практики на каждой ступени общего образования определяется возрастными особенностями детей. В начальной школе - это   внеклассная и внеурочная деятельность.  В основной школе  социальная практика проявляется  в активной волонтерской деятельности, участии в социальных и исследовательских проектах, деловых и ролевых играх.

Для старшеклассников социальная практика становится не только деятельностью для развития коммуникативной и гражданской культуры, социального проектирования,   а  технологией реализации компетентностного образования в школе.   

В 2012 -2013 учебном году в системе  образования субъекта реализованы три проекта социальной направленности: 

  • · Социально значимый просветительский проект - окружной экологический марафон «Моя Югра - моя планета!».     Участники марафона – школьники, воспитанники детских садов, учреждений дополнительного образования детей.
  • ·Акция «Аллея выпускников». Участники – выпускники 9, 11 классов образовательных учреждений, педагоги, родители, а также представители   заинтересованных организаций.
  • ·Окружной конкурс экологических листовок «Сохраним природу и культуру народов Югры».

Доля  участников социально-значимых мероприятий  составила более 94% от общего количества обучающихся (178 тыс. чел.).

В целях развития социально-экологических практик рассматриваются ресурсы экологического бизнеса:

- экологический туризм;

- исследовательские работы в сфере ресурсосбережения;

-производство «экологически дружественных» товаров в рамках школьных бизнес-инкубаторов;

- опытно-экспериментальная деятельность на базе школьных технопарков в области экотехнологий.

 Таким образом,  экологическое образование и формирование экологической культуры  обучающихся в округе имеют системный характер и способность к поступательному развитию. 

Потребности образовательной практики:

- формирование современного понятийно-терминологического аппарата экологического образования в интересах устойчивого развития;

- психолого-педагогическое обеспечение экологического образования в интересах устойчивого развития;

- разработка учебно-методических комплексов и включение их в федеральный перечень учебных пособий по проблемам: «этнос и культура природопользования», «экологическое образование в интересах устойчивого развития для обучающихся и студентов в современных условиях», «экологическое образование и безопасность жизнедеятельности».

В стратегии 2020 развития окружной системы образования  отмечено, что образование является важнейшим инструментом устойчивого развития.  На современном этапе  экологическое образование должно способствовать  формированию у  обучающихся и молодежи   экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний, ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни.