Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Евгений Кузьмин. Председатель Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»

Образование в эпоху информационного общества – построение обществ знаний

 

Мне очень приятно сегодня быть с вами и от лица Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Российского комитета этой Программы приветствовать всех участников и гостей конференции. Я благодарен организаторам конференции за приглашение принять в ней участие.

Я не педагог и не организатор образования, и я не занимаюсь политикой в сфере образования. В рамках Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех» я занимаюсь изучением наиболее общих проблем глобального информационного общества, таких как доступность информации, сохранение информации, информационная этика, использование информации, информационная грамотность, сохранение и развитие многоязычия в киберпространстве. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» - это единственная международная Программа, которая изучает все эти проблемы в их взаимосвязях, на основе междисциплинарного подхода с участием всех заинтересованных сторон (multistakeholders). Мы приглашаем участвовать в наших проектах и мероприятиях специалистов из сферы культуры, образования, науки, коммуникации и информации, практиков, теоретиков, управленцев, политиков. Мы считаем важным таким образом организовывать нашу деятельность, поскольку именно на стыке разных наук и разных подходов вырабатывается целостный взгляд на мир, на процессы и проблемы в глобальном информационном обществе, на способы и средства их решения.

Некоторые из наших размышлений и выводов имеют прямое отношение к образованию.

Почти все страны заявляют сегодня о том, что они стремятся к построению обществ знания, то есть ориентированных на человека обществ, в которых информация и знания признаются важнейшим ресурсом и играют определяющую роль в развитии. Из этого следует, что мы должны думать о таком образовании, которое позволит сегодняшним детям быть активными участниками и строителями обществ знания и самостоятельно решать встающие перед ними проблемы – профессиональные, личные, общественные, национальные, глобальные.

При этом мы должны отдавать себе отчёт в следующем. Процессы взросления и социализации сегодня по большей части происходят за пределами традиционной образовательной среды. Сегодня едва ли не главным воспитателем детей, особенно подростков, становится не учитель, не родители, не книги, а телевидение и Интернет, создатели которых не ставят перед собой цель развивать мышление, язык, способности, творческое воображение, воспитывать мораль и нравственность. Мы живём в условиях принципиально новой информационной среды, наши дети всё больше времени проводят в Интернете, и для многих из них виртуальная среда подменяет реальную жизнь.

В чём же принципиальные отличия сегодняшней информационной среды от той, которая существовала ещё 25-30 лет назад, когда детьми было большинство сидящих в этом зале?

Раньше публично доступный контент создавало ограниченное число авторов, издательств, теле- и радиокомпаний. Сегодня в роли авторов, издательств, теле- и радиокомпаний могут выступать практически все жители планеты, у которых есть доступ в Интернет с компьютера или любого другого гаджета.

Раньше число распространяемых копий того или иного печатного текста было ограниченным. Распространение по большей части происходило на ограниченной территории, в пределах одной страны или региона, одной культуры, одного языка. Сегодня распространение информации имеет глобальный масштаб.

Период времени, в течение которого раньше целенаправленно распространялся тот или иной контент, тоже был ограниченным. Циркулировал только актуальный контент. По мере своего устаревания контент выходил из оборота, переставал быть повсеместно доступным и в итоге концентрировался только в самых крупных архивах и в библиотеках.

Сегодня в Интернете всем и одновременно доступна как актуальная информация, так и устаревшая. Далеко не всегда можно их различить, и для того, чтобы это сделать, часто требуются специальные навыки.

Объемы создаваемой и циркулирующей электронной информации растут экспоненциально. Только текстовой информации в прошлом году появилось больше, чем во всех в книгах, которое создало человечество за всю свою историю. При этом доля текстовой информации в общем объеме информации постоянно уменьшается,  и сейчас она составляет менее 0,1%. Остальное – это аудиовизуальная информация:  фильмы, видеоклипы, музыка, изображения.

Кто создавал публично доступные тексты раньше, в бумажную эпоху? Как правило, это были наиболее образованные, компетентные и сознающие свою ответственность люди. Прежде чем появиться в публичном пространстве, информация проходила через сито отбора в издательствах. Информация, созданная одними квалифицированными людьми,  сначала оценивалась, а потом тщательно выверялась другими квалифицированными людьми – рецензентами, редакторами, корректорами, бюро проверки, наконец, цензорами. Графоманы издательствами отсекались. Были хорошо известны авторы и распространители контента.

В настоящее время почти во всём мире признано право человека на самовыражение. В результате в электронной информационной среде огромное количество графоманов, неумных, необразованных, безответственных и злонамеренных людей также создают общественно доступный контент, свободно распространяют его и даже навязывают. Поэтому информационная среда, прежде всего Интернет, полна не только полезной информации, но и (по большей части!) – бесполезной, бессмысленной, вредной, ложной, дезориентирующей и просто опасной. Огромные объемы информации создаются и распространяются анонимно. Профессиональный контроль отсутствует как на этапе создания информации, так и на этапе предоставления к ней доступа.

Мы живём в избыточной и загрязнённой информационной среде, и она воздействует на нас помимо нашей воли. И если опасность загрязнения окружающей нас физической среды хорошо осмыслена и весь мир борется за сохранение безопасной физической среды обитания, то опасность загрязнения информационной среды едва-едва только начинает осознаваться.

Это всё глобальные проблемы.

Сегодняшний глобализированный мир осваивается ребенком не со слуха, не с помощью чтения, а с помощью образов, которые он с раннего детства видит на экране телевизоров и компьютеров. Такое познание мира не требует тренировки и напряжения интеллекта, воображения и памяти. Неудивительно, что во всем мире снижается интерес к чтению, к грамотному освоению серьезных текстов, их восприятие становится всё более поверхностным. Количество активных квалифицированных читателей сокращается во всех социальных группах, количество и качество прочитываемого материала падает. Чтение вытеснено на периферию образа жизни. Уровень читательской и общекультурной компетенции людей в разных странах год от года снижается, причем не только у детей, но и у работающего взрослого населения. Это тоже глобальная проблема, порождённая развитием электронных СМИ, Интернета, индустрии развлечений. Основным мотивом к поиску и потреблению информации в Интернете становится жажда развлечений, а не познавательные потребности.

Из-за того, что люди меньше читают, они хуже овладевают богатством языка и потому им всё труднее выразить сколько-нибудь сложную мысль даже на своём родном языке, всё хуже понимают сложную письменную и устную речь, глубокие смыслы усложняющейся реальности. Всё меньше людей энциклопедически образованных, способных к глубокому всестороннему анализу. На смену им приходит поколение Интернета, которое вместо того, чтобы квалифицированно искать, читать, анализировать информацию, исповедует простой и быстрый метод “copy and paste” («скопируй и вставь»). Это тоже глобальная проблема.

Информация сегодня не знает государственных границ. Люди, живущие в одной культуре, постоянно и всё больше сталкиваются с терминами, смыслами, образцами, моделями, клише, стереотипами, наработанными в рамках другой культуры, заимствуют всё это, оперируют всем этим, часто некритично и даже бездумно. При этом происходят не только процессы культурного обогащения, но и культурной экспансии. Всякие инокультурные заимствования, будучи перенесёнными в другую социокультурную среду без учёта её социокультурных особенностей, порождают последствия неожиданные, часто прямо противоположные ожидавшимся.

Открытость информационного пространства приводит к тому, что многие страны утрачивают свой информационный и культурный суверенитет.

Многие молодые и не очень молодые люди, общающиеся в социальных сетях, часто с совершенно незнакомыми людьми, добровольно отказываются от приватности, и далеко не всегда понимают последствия подобной открытости.

Средства массовой коммуникации всё больше превращаются в средства массовых развлечений и манипулирования. В Интернете и в глобальных СМИ совершается огромное количество манипуляций массовым сознанием.

Информации стало в триллионы раз больше, считается, что и основных источников информации теперь намного-намного больше, а чем больше информации, чем она разнообразнее, тем больше плюрализм, тем лучше для демократии или для экспорта демократии. Но ведь сотни размножающихся каналов цифрового телевидения покупают информацию – и тексты, и картинки – у двух десятков семей, которые владеют почти всеми основными мировыми медиа. Поэтому все СМИ «кормят» людей во всех странах, по сути, одним и тем же контентом.

Сегодняшняя информационная среда стирает понятие идеала и нормы – и в поведении, и в содержании высказывания, и в языке – письменном и устном. Детям доступно то, что раньше было запретно. Они, как правило, потребляют контент, созданный сверстниками, и ими воспринимается как норма то, что и как пишут и говорят им подобные.

Родители зачастую обращаются с компьютерами и другими устройствами менее умело, чем их дети, поэтому они не пользуются авторитетом в этой области у своих чад и не могут научить их грамотному существованию в сложной информационной среде. Да и не всегда взрослые обладают для этого необходимыми компетенциями. В этой связи особенно возрастает роль институтов сферы образования.

То, о чем я вам сейчас рассказываю, – вовсе не апокалипсическая картина мира. Это – современная нам информационная и коммуникационная среда, об особенностях которой надо знать, чтобы выработать эффективную стратегию поведения, чтобы развивать сферу образования в правильном направлении с учётом произошедших и происходящих изменений.

Вот почему в своем докладе я хочу остановиться на необходимости сформировать у детей умения самостоятельно ответственно и осмысленно жить в условиях этой принципиально новой информационной реальности. 

Во всём мире сейчас все чаще можно слышать о необходимости формировать у людей способность понимать и формулировать свои информационные потребности, умения и навыки искать и находить нужную информацию, оценивать ее, правильно использовать, создавать собственный информационный продукт и распространять его, понимать информационные потребности других людей. Это касается как информации на аналоговых носителях, так и цифровой информации, как Интернета, так и традиционных библиотек и архивов.

К жизни в информационном обществе людей надо готовить с раннего детства, начиная со школы и даже с детского сада, и далее в учреждениях среднего профессионального образования, в университетах. Это поможет им преодолевать «информационные джунгли» и, продираясь сквозь них, сформировать у себя верную картину мира и найти своё собственное достойное место в нём.

На протяжении последних десятилетий в мировой практике развиваются и внедряются две близкие концепции – концепция медиаграмотности и концепция информационной грамотности.

Медиаграмотность подразумевает способность понимать специфический язык средств массовой информации, овладение этим языком, умение ориентироваться в бурных потоках информации, которую обрушивают на нас СМИ.

Информационная грамотность предполагает не только владение компьютерными технологиями, но и формирование у человека с раннего детства и в ходе всего дальнейшего обучения потребностей в информации, а также ясное понимание того, что практически на любой вопрос в традиционных библиотеках или в Интернете уже существует множество разнообразных ответов, требующих вдумчивого отношения и осознанного выбора. Акцентирую ваше внимание на том, что грамотность в сфере ИКТ, то есть умение хорошо пользоваться компьютером, составляет не более 10% в общем объёме концепции информационной грамотности, разделяемой и развиваемой всё большим количеством стран.

Информационная грамотность включает, с одной стороны, высокоинтеллектуальные процедуры, связанные с поиском, анализом, синтезом, критической оценкой информации, а с другой – неотделимость поиска и смысловой обработки информации от мотивационного компонента и эффективного использования найденной информации в работе, учёбе, в любой другой деятельности.

В России мы долго говорили о том, что надо воспитывать информационное мышление, информационную ментальность, формировать информационную культуру личности. Решение этой крупномасштабной задачи мы видели в интеграции усилий образовательных учреждений и библиотек.

Совсем недавно в рамках ЮНЕСКО при активном участии Программы «Информация для всех» была достигнута договоренность об объединении всех имеющихся концепций и в дальнейшем использовать интегративный термин «медиа- и информационной грамотность».

В 2012 г. в  России прошла Международная конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания». По итогам работы конференции представителями 40 стран мира была принята «Московская декларация о медиа- и информационной грамотности». Сегодня это высоко цитируемый документ. ЮНЕСКО и Альянс цивилизаций ООН в марте 2013 г. объявили, что намерены строить свою дальнейшую работу на основе определений, идей и положений именно этого документа.

Реализуется План совместных действий с Международной федерацией библиотечных ассоциаций и институтов (ИФЛА), в частности разработаны Рекомендации о продвижении медиа- и информационной грамотности для политиков высокого уровня, для правительств. Разработана и издана Учебная программа ЮНЕСКО для преподавателей медиа- и информационной грамотности. В настоящее время ЮНЕСКО разрабатывает индикаторы медиа- информационной грамотности. Наши польские коллеги подготовили прекрасный Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. Месяц назад мы опубликовали его на русском языке. Все эти материалы можно найти на нашем сайте www.ifapcom.ru.  

Таким образом, формирование медиа- и информационной грамотности населения – это новое направление деятельности, активно развиваемое в наиболее продвинутых образовательных учреждениях во многих странах мира. Мы приглашаем педагогов и учреждения образования обратить на него самое пристальное внимание. Со своей стороны,  я могу заверить, что ЮНЕСКО и ее Программа «Информация для всех» готовы к сотрудничеству и взаимодействию в этой сфере.