Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

В.А. Грачев. Президент Неправительственного экологического Фонда имени В.И. Вернадского, д-р техн. наук, профессор, член-корр. РАН

 Ноосферное мировоззрение, устойчивое развитие и образование

 

Идея устойчивого существования Природы-Общества-Человека, идея неизбежности вхождения планеты Земля в качественно новый виток развития, высказанная выдающимся ученым-естествоиспытателем XX века, основателем целого ряда наук и направлений В.И. Вернадским, в наши дни изучаются учёными и специалистами в самых различных областях: экономике, экологии, биологии и многих других науках.

В наши дни особую актуальность приобретает учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, что может послужить основой фундаментальных исследований экологических проблем и практического поиска их разрешения.

Ноосфера – это область взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Можно по-разному относиться к учению о Ноосфере: считать его более религиозным, чем научным, но нельзя отрицать, что надежда человечества в решении многих проблем – на РАЗУМ.

По мнению В.И. Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы состоят в следующем: человечество стало единым, преобразование средств связи и обмена, открытие новых источников энергии, подъем благосостояния, равенство всех людей, исключение войн из жизни общества. В.И. Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Именно в познании закономерностей развития биосферы и лежит ключ к разумному природопользованию. На этом пути развития потребуется смена мировоззрения.

Человечество в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Это уже и есть составляющие ноосферного мировоззрения.

Решение практически любых экологических проблем возможно путем использования передовой научной мысли, а достижения научно-технического прогресса дадут возможность решить любую, даже самую глобальную экологическую проблему. В связи с этим первостепенной становится задача восстановления роли научно-технического прогресса как фактора развития. Очевидно, что это связано с развитием науки в целом и образования как основы любого развития.

Современная концепция устойчивого развития держится на взаимопроникающем развитии трех сфер: экономики, экологии и социальной сферы, также на их эффективности, а эффективность всех этих сфер жизни связана с творческими достижениями: не может быть эффективной экономика без изобретений, инноваций; невозможна хорошая экология без использования НТП и даже в социальной сфере невозможен прогресс без современных достижений НТП, освоения новой медицины, решения вопросов долголетия. Классическая схема устойчивого развития тесно связана с научными идеями В.И. Вернадского.

Наиважнейшей, необходимейшей частью ноосферного процесса является безусловное осознание человечеством и каждым человеком своей роли и своей ответственности за формирование ноосферы. Весь накопленный опыт человечества – духовный, культурный, индивидуальный – должен быть бережно и тщательно изучен и максимально использован для решения этой грандиозной задачи. Нужно научиться понимать мысли и идеи, высказанные не только на разных языках, но и в разных системах понятий.

Ноосферное мировоззрение позволяет правильно понять всю картину мира, ощутить себя как личность в обществе, в Мире и свой Дух в Эфире Всемирного Разума.

В.И. Вернадский говорил, что его мысли опередили время. Нельзя не согласиться. Ноосферное мировоззрение еще только приходит в наше сознание в виде ростков мысли подобной учению о ноосфере. Но в будущем оно может занять достойное место в мировоззрении Человечества.

Великие открытия создадут великие возможности в реализации ноосферного мировоззрения и тогда, как и предполагал В.И. Вернадский, человечество забудет о войнах, межгрупповых распрях и ссорах, и жизнь будет совершенно иная – также как предсказывал В.И. Вернадский, 150-летие со дня рождения которого мир отмечает в 2013 г.

Однако вхождение человека в эпоху разумного существования – эпоху ноосферы невозможно без передовой системы образования, которая в действительности, а не на бумаге воспитывает творческую личность. Творчество – процесс превращения невозможного в возможное. А это решается лишь духом, разумом согласно Законам Мироздания.

Как известно, ноосферное образование ставит своей целью формирование гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления. В.И. Вернадский еще в начале прошлого века писал: «Ценность создается не только капиталом и трудом. В равной мере необходимо для создания предмета ценности и творчество… Источник ценности – только творческий труд».

На сегодняшний день деятельность человека достигла глобальных масштабов воздействия на биосферу, изменяя круговорот веществ, водный баланс планеты, оказывая сильное влияние на почвы, растительность и животный мир. Глобальные экологические проблемы стали реальностью, и человеческий разум поставлен перед выбором парадигмы решения глобальных экологических проблем.

Важнейшей проблемой является проблема современного обучения, которое пока лишь адаптирует человека к уже свершившемуся, а не учит его строить будущее. Перед нами стоит задача созидания ноосферы, формирование ноосферного мировоззрения и человека с ноосферным мышлением, которое предполагает умение проектировать и прогнозировать последствия своего взаимодействия с окружающим миром, способность принимать решения в ситуациях нравственного выбора, ответственность за своё поведение. Для этого требуются обширные знания в области экологии и широкое применение их во всех отраслях деятельности человека. Научная мысль дает в руки человечества такие энергетические и материальные возможности, которые позволяют ему не только брать из биосферы ее богатства, но целесообразно преобразовывать саму биосферу Земли с целью сохранения и умножения всех ресурсов, перевода их в разряд возобновляемых.

Ноосфера объединяет живую разумную природу и социальную сферу, и решение задачи формирования человека с ноосферным мышлением связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира.

Очевидно, что интересы человечества тесно связаны с научной концепцией Вернадского, поэтому задача созидания ноосферы и формирования ноосферного мировоззрения – это задача сегодняшнего дня. Ноосферное мышление намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека, роста производительности, рационального природопользования, сохранения здоровья населения.

Ноосферное мировозрение, творческое воспитание и образование позволят выстроить экономику ноосферного типа – экономику знаний, воплощения творческих замыслов – для благополучия и процветания России и достижения настоящего устойчивого развития человеческой цивилизации.

Сегодня идеи и взгляды Владимира Вернадского — необыкновенно глубоко и разносторонне одаренного человека — особенно актуальны, как в научном, так и в общечеловеческом смысле. Они предоставляют нам возможность размышлять о новых этапах развития Земли, выдвигать новые теории, создавать новые научные направления. Именно в этом и состоит смысл преемственности поколений — в осознании своей ответственности за судьбу мира, в котором мы живем.

Через десятилетия после смерти В.И. Вернадского, его учение продолжает оказывать сильное влияние на формирование современного сознания живущего в XXI веке человечества, и, как часто происходит с великими учеными, опередившими свое время, его научное наследие ещё будет осмысливаться и творчески развиваться следующими поколениями.

Активная позиция и работа Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского по содействию движению России и мирового сообщества в направлении достижения устойчивого экологически ориентированного социально-экономического развития общества на основе гармонии с окружающей средой опирается на научное наследие академика В.И. Вернадского и поддерживается видными научными и общественными деятелями как у нас в стране, так и за рубежом.

Фондом проводится значительная работа по изучению и популяризации учения и научного наследия В.И. Вернадского – гордости отечественной естественнонаучной мысли, одним из первых указавшего не только на роль человечества в преобразованиях на планете, но и высокую ответственность за эту деятельность.

В юбилейный год Фонд проводит ряд торжественных мероприятий. В честь 150-летия со дня рождения В.И. Вернадского Фондом подготовлен сборник, в который вошли размышления ученых о личности и научном творчестве В.И. Вернадского как фундаментальной основе стратегии глобального устойчивого развития и становления ноосферной цивилизации. Совместно с Россотрудничеством, Кабинетом-музеем В.И. Вернадского ГЕОХИ РАН и Архивом РАН фонд создал выставку о жизни и научном наследии ученого, которую развернули в как 150 странах мира, так и в регионах Российской Федерации, как в государственных учреждениях, так и в обычных школах. При поддержке Комиссии по делам ЮНЕСКО России, с Министерством иностранных дел РФ, Россотрудничеством и представительствами Россотрудничества во Франции, Чехии и Германии в юбилейном году организована 2013 года Международная научная экспедиция «Параллели Вернадского».

Всех, кто считает себя нашими единомышленниками, разделяет научные взгляды В.И. Вернадского, признает его идеи в качестве фундаментальной основы движения мирового сообщества по пути устойчивого развития в условиях глобальных экологических изменений, мы приглашаем к плодотворному сотрудничеству и просим присоединиться к юбилейным торжествам. От нашего единого взгляда и совместных усилий будет зависеть успешное осуществление намеченных планов.