Management of ecosystem services in Biosphere Reserves

Experience and knowledge exchange between coordinators, managers and researchers

Lundsbrunn, Sweden, July 4, 2011, 11.50-13.00

Workshop report prepared by Lisen Schultz and Flor Luna, Stockholm Resilience Centre

Management of ecosystem services in Biosphere Reserves

This workshop was held at the EuroMAB 2011 conference, and aimed to i) introduce the concept of ecosystem services to participants, ii) facilitate learning and sharing of experiences with working with ecosystem services among participants and iii) collect participants’ ideas for the continued work on ecosystem services in the EuroMAB network. The workshop gathered 54 participants (see Annex 1), including e.g. biosphere reserve managers and coordinators, scientists, civil servants environmental protection agencies, politicians, and NGO representatives.

Why focus on ecosystem services?

Ecosystem services are the benefits that people get from nature, such as clean water, flood protection, fresh air, recycling of nutrients, pollination of crops, and recreational spaces. Working with ecosystem services in biosphere reserves is a practical way of integrating conservation and development, and sustaining ecosystem services is also one of the missions and emerging challenges identified in the Madrid Action Plan (MAP, p.7 and targets 15, 19, 21 and 25). In a time when most ecosystem services are under severe pressure, biosphere reserves play an important role in safeguarding them for all of us. But how is this done in practice? How do we identify, monitor, communicate, and manage ecosystem services in biosphere reserves? What are the lessons learned, and what are the needs? This workshop was the first in a series of events that will support learning among biosphere reserve managers, coordinators and scientists with regards to management of ecosystem services.

Set-up

The workshop topic was introduced through a presentation by Lisen Schultz (SRC), who gave a presentation of the concept and practice of ecosystem services, based on research in biosphere reserves and elsewhere. Lisen emphasized that ecosystem services are generated by social-ecological systems rather than ecosystems alone. The reasons for this is for one, that all ecosystems are shaped by human activities, and two, that people’s perceptions, preferences, and access to ecosystem services influence their existence. There is no ecosystem service unless someone benefits from it. Lisen also briefly described the steps involved in ecosystem service assessments, and emphasized the need for participatory approaches, to bring various perspectives and capacities to the table.

Participants then worked in smaller groups, first to discuss their experiences with working on ecosystem services (good practices as well as challenges), and then to generate ideas for continued action. Ideas and topics were written up on large sheets of papers and all groups were asked to select one idea for continued action that they would like to share with the larger group. The sheets of paper were collected, transcribed and synthesized by researchers at the SRC.

Results

In the first breakout group session, where experiences of working with ecosystem services where discussed, the following key themes emerged:

  • Focusing on ecosystems services can help in fostering sustainable economic activities. Examples mentioned included ecotourism, the generation of non-wood forest products, and organic farming, which are activities that may both use and contribute to ecosystem services.
  • Ecosystem services are useful in educational activities. Experiences shared focused on workshops and other activities targeted to parents, children and parents.
  • Work on ecosystem services can help strengthening local values such as sense of ownership, traditional knowledge, cultural values and social participation.
  • Ecosystem services benefit from co-management approaches, building on participation of local communities and implementing traditional management knowledge.
  • There is a need for tools such as monitoring and valuation of ecosystem services in biosphere reserves.
  • Focusing on ecosystem services can help illuminate trade-offs. There are often conflicts arising from tradeoffs between different ecosystem services and competing values between different groups. Focusing on ecosystem services can help identify what these conflicts, values and tradeoffs are, and enable better-informed decisions.

In the second breakout session, participants put forward a large number of suggestions for continued action that could be clustered in the following themes:

Tools: A third of all the suggestions and nine of the eleven groups mentioned the need for tools to assess and manage ecosystems services, sharing experiences and good practice. Participants called for guidelines, documentation of good experiences, impact evaluations and/or economic evaluations of ecosystems services, and the definition of Biosphere Reserve typologies with regards to ecosystem services. Suggested mechanisms for sharing these tools included an internet-based platform, thematic workshops, a help-desk for managers’ support and thematic sub-networks were mentioned.

Capacity Building: Six out of the eleven participating groups asked for capacity building. Biosphere reserve managers need training and support both with regards to managing and communicating the benefits of ecosystem services in their biosphere reserves (negotiation & communication), and for a better understanding those concepts in a deeper way (increase knowledge). Probably connected to this interest were the suggestions to support the advance of scientific research and the sharing of that knowledge with managers and the community, emphasizing the importance of including local traditional knowledge in this co-production of knowledge.

Cooperative Work Between Key Stakeholders: Almost a tenth of all suggestions were oriented to the joint work between key stakeholders for the proper management of the biosphere reserve, strongly pointing out to the benefits and externalities of ecosystem services exploitation. These suggestions might have a strong connection to the expressed necessity for negotiation and communication tools, as well as to the ecosystem services approach.

Ecosystem Approach: A great amount of the suggestions focused on the Ecosystem Approach as a tool to better understand the importance of the biosphere reserves, connecting to a better management and monitoring, as well as a more equitable distribution of those services. Within this subject, the inclusion of ecosystem services in the national and international legal framework (e.g. in policies and as a part of the nomination and review processes for biosphere reserves) and the formulation of adequate communication tools were identified as key elements. A third identified aspect was the ecosystem services assessment in a more holistic perspective, including non-exchange or monetary values. Suggestions about the different tools were strongly linked to this approach.

Conclusion and commitments

The workshop highlighted the large interest among biosphere reserve managers to learn more about ecosystem services, and how to assess, manage and communicate ecosystem services in effective and inclusive ways. It also highlighted the wealth of experience that already exists in the EuroMAB network, and the need for ways of building on this experience. The following are concrete recommendations generated from the workshop, some of which will be taken forward during 2012.

  1. Update the nomination form and the periodic review to include questions about ecosystem services. There are currently no specific questions about this aspect. Encourage the inclusion of ecosystem services in management and monitoring of biosphere reserves. This recommendation has been noted by UNESCO-MAB for consideration in the current revision of these documents.
  2. Provide capacity-building for biosphere reserve managers on tools for assessment, management and communication of ecosystem services, such as training workshops. EuroMAB should emphasize that valuing ecosystem services is not the same as pricing them, and support managers with tools to assess other values than monetary values, and to assess trade-offs between different values. Support biosphere reserve managers in opening up the concept of ecosystem services to local inhabitants. SRC and UNESCO-MAB will co-host a training workshop during 2012 and are looking for funding to support travel to participants who cannot provide this themselves. Information will be sent out as soon as this funding is secured. SRC will also offer to host a follow-up session during EuroMAB 2013.
  3. Facilitate the exchange of best practices and experiences through a web forum. Increase sharing between EU members and non-EU members. Create a help-desk for BR managers where they can get support on specific problems. Meriem Bouamrane will open a discussion thread on UNESCO-MAB webforum, and researchers at SRC will participate in the discussions. All participants in the WNBR will have access to the forum to post questions, share resources etc
  4. Have more thematic networks for biosphere reserve managers (in addition to the regional networks)
  5. Support the harmonization of the ecosystem service idea with national legislation and international agreements (mainstreaming of ecosystem services).
  6. Assess the ecosystem services generated by the EuroMAB network of biosphere reserves. Assess trends in ecosystem services generated by water objects in Europe (rivers, lakes etc).

The workshop was organized, facilitated and documented by Lisen Schultz and Olof Olsson from the Stockholm Resilience Centre and Meriem Bouamrane from UNESCO.

Acknowledgement

This workshop was co-hosted by Stockholm Resilience Centre (SRC) at Stockholm university, Sweden, and UNESCO-MAB, and funded by SRC via a research grant from Ebba och Sven Schwartz Stiftelse. We thank all participants for their engagement!

Contact persons: Lisen Schultz, lisen.schultz@stockholmresilience.su.se, and Meriem Bouamrane, m.bouamrane@unesco.org

UNESCO Press
Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Программа и бюджет ЮНЕСКО на 2014-17 гг.
Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО на 2014-2021 гг.
Вестник ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО60 лет с ЮНЕСКО
 

Управление экосистемными услугами в Биосферных Резерватах

Обмен опытом и знаниями между координаторами, руководителями и исследователями. Результаты Конференции ЕвроМАБ-2011.

Люндсбрунн, Швеция, 4 июля 2011г., 11.50-13.00

Отчет по семинару подготовлен Лизен Шульц (Lisen Schultz) и Флер Луна (Flor Luna) из Стокгольмского центра изучения устойчивости (Stockholm Resilience Centre)

Управление экосистемными услугами в Биосферных Резерватах

Данный семинар был проведен в рамках конференции ЕвроМАБ-2011 с целью: а) ознакомления участников с понятием экосистемных услуг; б) способствования освоению и обмену опытом работы с экосистемными услугами среди участников и в) сбора идей участников для продолжения работы над экосистемными услугами в сети ЕвроМАБ. Семинар собрал 54 участника, включая, например, руководителей и координаторов биосферных резерватов, ученых,  специалистов из природоохранных организаций, политиков и представителей неправительственных организаций (НПО).

Почему сосредоточено внимание на экосистемных услугах?

Экосистемные услуги - это блага, которые люди получают от природы, такие как чистая вода, борьба с паводками, свежий воздух, использование питательных веществ, опыление сельскохозяйственных культур и места для отдыха. Работа с экосистемными услугами в биосферных резерватах - это практический способ интеграции сохранения и развития, помимо этого, поддержка экосистемных услуг также является одной из миссий и возникающих задач, определенных в Мадридском плане действий (MAP, стр.7 и цели 15, 19, 21 и 25). В то время, когда большинство экосистемных услуг находятся под жестким давлением, биосферные резерваты играют важную роль в их сохранении для всех нас. Но как это делается на практике? Как нам определить, установить контроль, связать и управлять экосистемными услугами в биосферных резерватах? Какие уроки извлечены, и каковы потребности? Этот семинар был первым в серии мероприятий, которые нацелены на обучение руководителей биосферных резерватов, координаторов и ученых по отношению к управлению экосистемными услугами.

Задача

Тема семинара была представлена в ходе выступления Лизен Шульц (Стокгольмский центр изучения устойчивости), которая представила понятие и применение экосистемных услуг, основанные на научных исследованиях в биосферных резерватах и других местах. Лизен подчеркнула, что экосистемные услуги образованы скорее социально-экологическими системами, а не только одними природными экосистемами. Причины этого в том, что, во-первых, все экосистемы формируются в результате деятельности человека, и, во-вторых, что восприятие, предпочтения, а также доступ людей к экосистемным услугам влияет на их существование. Не существует такой экосистемной услуги, из которой бы никто не извлекал пользу. Лизен также кратко описала этапы оценки экосистемных услуг и подчеркнула необходимость подходов, подразумевающих совместное участие, для обсуждения и вовлечения различных перспектив и возможностей.

Затем участники работали в небольших группах, сначала, чтобы обсудить свой опыт работы в области экосистемных услуг (как примеры достижения на практике, так и задачи, которые предстоит решить), а затем сформулировать идеи для дальнейших действий. Идеи и задачи были записаны на больших листах бумаги, и всем группам было предложено выбрать одну идею для дальнейших действий, которой они хотели бы поделиться с остальными. Эти листы были собраны, а информация, записанная на них была переписана и проанализирована исследователями Стокгольмского центра изучения устойчивости.

Результаты

В ходе первого секционного заседания, на котором обсуждался опыт работы с экосистемными услугами, выявились следующие ключевые темы:

  • Сосредоточение внимания на экосистемных услугах может помочь в укреплении устойчивой экономической деятельности. Список примеров включал экотуризм, образование побочных продуктов леса и органическое земледелие. Все вышеперечисленное является видами деятельности, которые могут как использовать, так и способствовать экосистемным услугам.
  • Экосистемные услуги являются полезными в образовательной деятельности. Целенаправленный обмен опытом на семинарах и других мероприятиях, ориентированных на родителей, а также детей и родителей.
  • Работа над экосистемными услугами может содействовать укреплению локальных ценностей, таких как чувство собственности, традиционные знания, культурные ценности и социальное участие.
  • Экосистемные услуги в выигрыше от подходов совместного управления, основывающихся на участии локальных сообществ и воплощающих традиционные знания.
  • Существует потребность в средствах, таких как мониторинг и оценка экосистемных услуг в биосферных резерватах.
  • Сосредоточение внимания на экосистемных услугах может помочь выявить компромиссы. Часто существуют конфликты, возникающие из компромиссов между различными экосистемными услугами и конкурирующими ценностями различных групп. Сосредоточение внимания на экосистемных услугах может помочь определить, что эти конфликты, ценности и компромиссы из себя представляют, и позволит принимать более обдуманные решения.

В ходе второго секционного заседания участники выдвинули большое количество предложений для дальнейших действий, которые могут быть сгруппированы в следующие темы:

Средства: Треть всех предложений и девять из одиннадцати групп упомянули о необходимости средств для оценки и управления экосистемными услугами, обмена опытом и надлежащей практики. Участники обратились к основополагающим принципам, документированию положительного опыта, оценке воздействия и/или экономической оценке экосистемных услуг, а также к определению типологий Биосферных Резерватов относительно экосистемных услуг. Предлагаемые механизмы обмена этими средствами включили интернет-платформу, тематические семинары, справочный стол для поддержки руководителей и тематические подсети.

Укрепление потенциала: Шесть из одиннадцати участвующих групп упомянули о необходимости укрепления потенциала. Руководителям биосферных резерватов необходима подготовка и поддержка как в отношении управления, так и в отношении передачи выгод экосистемных услуг в своих биосферных резерватах (взаимодействие и экологическая коммуникация), а также для лучшего и более глубокого понимания этих понятий (повышение уровня знаний). Вероятно, в связи с интересом, были выдвинуты предложения по поддержке продвижения научных исследований и обмену этими знаниями с руководителями и сообществами, подчеркивая важность включения местных традиционных знаний в этом совместном производстве знаний.

Совместная работа ключевых заинтересованных сторон: Почти десятая часть всех предложений была ориентирована на совместную работу ключевых заинтересованных сторон в целях надлежащего управления биосферными резерватами, решительно указывая на преимущества и внешние эффекты от использования экосистемных услуг. Эти предложения могут быть напрямую связаны с выраженной необходимостью наличия средств взаимодействия и экологической коммуникации, а также подход к экосистемным услугам.

Экосистемный подход: Большое количество предложений ориентировано на экосистемный подход как на инструмент для лучшего понимания важности биосферных резерватов в связи с улучшенным управлением и мониторингом, а также более справедливым распределением этих услуг. В рамках этого вопроса включение экосистемных услуг в национальные и международные правовые рамки (например, в программные мероприятия и как часть процессов выдвижения и рассмотрения для биосферных резерватов) и разработка адекватных средств связи были определены в качестве ключевых элементов. Третий определенный подход - это оценка экосистемных услуг в более целостной перспективе, включая небиржевые или денежные ценности. Предложения о различных средствах были тесно связаны с этим подходом.

Заключение и обязательства

На семинаре руководителями биосферных резерватов был продемонстрирован большой интерес к расширению знаний об экосистемных услугах, а также к тому, как оценивать, управлять и обмениваться экосистемными услугами эффективными и всеохватывающими способами. Также был продемонстрирован богатейший опыт, который уже существует в сети ЕвроМАБ, и необходимость совершенствования этого опыта. Ниже приводятся конкретные рекомендации, исходящие из этого семинара, некоторые из которых будут продвигаться на протяжении 2012 года.

  1. Обновление формы представления кандидатуры и периодическая проверка с целью включения вопросов об экосистемных услугах. В настоящее время нет каких-либо конкретных вопросов об этом подходе. Поощрение включения экосистемных услуг в сферу управления и мониторинга биосферных резерватов. Эта рекомендация была отмечена ЮНЕСКО-МАБ для рассмотрения в ходе пересмотра этих документов.
  2. Обеспечение укрепления потенциала для руководителей биосферных резерватов по использованию средств для оценки, управления и экологической коммуникации экосистемных услуг, таких как учебные семинары. ЕвроМАБ следует отметить, что оценка экосистемных услуг не то же самое, что и определение их стоимости, а также поддержать руководителей с помощью средств для оценки ценностей, отличных от денежных, а также оценить компромиссы между различными ценностями. Поддержка руководителей биосферных резерватов в открытии понятия экосистемных услуг местным жителям. Стокгольмский центр изучения устойчивости и ЮНЕСКО-МАБ совместно проведут семинар в течение 2012 года, а также находятся в поиске финансовой поддержки для оплаты проезда участников, которые не в состоянии оплатить его самостоятельно. Информация будет предоставлена при поступлении предложения о гарантированном финансировании. Стокгольмский центр изучения устойчивости также предложит провести последующие заседания в ходе ЕвроМАБ-2013.
  3. Содействие обмену надлежащей практикой и опытом через веб-форум. Помощь в обмене опытом между членами ЕС и теми, кто не является членами ЕС. Создание справочной службы для руководителей биосферных резерватов, где они могут получить консультации по конкретным вопросам. Мерием Боуамрейн (Meriem Bouamrane) откроет тему с обсуждением на веб-форуме ЮНЕСКО-МАБ, исследователи Стокгольмского центра изучения устойчивости примут участие в обсуждениях. Все участники Всемирной сети биосферных резерватов (WNBR) будут иметь свободный доступ к форуму, чтобы задавать вопросы, делиться ресурсами и т.д.
  4. Наличие большего количества тематических сетей для руководителей биосферных резерватов (в дополнение к региональным сетям).
  5. Поддержка согласованности идеи экосистемных услуг с национальным законодательством и международными соглашениями (учет экосистемных услуг).
  6. Оценка экосистемных услуг, сформированных сетью биосферных резерватов ЕвроМАБ. Оценка тенденций в экосистемных услугах, сформированных водными объектами в Европе (реками, озерами и т.д.).

Семинар был организован, проведен и документирован Лизен Шульц (Lisen Schultz) и Олоф Олссон (Olof Olsson) из Стокгольмского центра изучения устойчивости и Мерием Боуамрейн (Meriem Bouamrane) из ЮНЕСКО.

Благодарности

Этот семинар был организован Стокгольмским центром изучения устойчивости (SRC) при Стокгольмском Университете (Швеция) совместно с ЮНЕСКО-МАБ, и был спонсирован Стокгольмским центром изучения устойчивости (SRC) за счет исследовательского гранта от фонда Эббе и Свен Шварц (Ebba och Sven Schwartz Stiftelse). Мы благодарим всех участников за их участие!

Контактные лица: Лизен Шульц (Lisen Schultz), lisen.schultz@stockholmresilience.su.se, и Мерием Боуамрейн (Meriem Bouamrane), m.bouamrane@unesco.org

Если у читателей данного сообщения возникнут дополнительные вопросы по тематике конференции ЕвроМАБ-2011, то следует обращаться к указанным выше контактным лицам.