Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Социальные аспекты

Международный конгресс кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития

Круглый стол: деятельность кафедр ЮНЕСКО по социальным вопросам в интересах устойчивого развития.

17 - 18 сентября 2009 г.

Идеи круглого стола: обсуждение структуры, содержания и организационных мероприятий для интенсификации сетевого сотрудничества кафедр ЮНЕСКО в интересах устойчивого развития региональных и международных социально-экономических систем и решения ключевых социальных вопросов; формирование перечня инновационных инициатив в социальной сфере; изучение лучших практик кафедр ЮНЕСКО в контексте образования для устойчивого развития в социальной сфере; формирование определенного уровня однородности и равномерности информационного пространства и информационной культуры населения, социальные сети – основа для развития транснациональной коммуникативности и межкультурного диалога; культура ответственного потребления товаров и услуг как основа высокого качества жизни будущих поколений; актуальность преодоления информационного неравенства для укрепления единства общества и образования; поиск инновационных путей популяризации идей устойчивого развития в средствах массовой коммуникации

Руководитель заседания: ректор Астраханского государственного университета, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие», д.э.н., проф. Александр Павлович Лунев.

Доклад руководителя заседания А.П.Лунева на тему: «Информационная культура населения – основа социально-устойчивого развития общества»

Вопросы для обсуждения:

Формирование определенного уровня однородности и равномерности информационного пространства и информационной культуры населения – залог социально-устойчивого развития общества.

Формирование гуманной и толерантной социальной среды через изучение языков и общественное неформальное дополнительное образование

Сотрудничество кафедр ЮНЕСКО по созданию сети трансфера социальных инициатив и проектов для устойчивого развития регионов и формирования информационной культуры населения

Консолидация деятельности кафедр ЮНЕСКО в сфере развития культуры устойчивого потребления через потребительские сети, формирования портрета социально-ответственного потребителя и моделей устойчивого потребления с низким уровнем негативного воздействия на окружающую среду.

Сотрудничество кафедр ЮНЕСКО с организациями и предприятиями в целях снижения энергопотребления при производстве продукции, уменьшения загрязнения окружающей среды, разработки и внедрения инновационных технологий экологически чистого производства.

Какая социальная ключевая проблема/неустойчивый фактор в Вашей стране/ регионе может быть сформулирована для поиска решения в сети трансфера социальных инициатив и проектов?

Какие значимые социальные инициативы и проекты в Вашей стране/ регионе могут быть представлены в сети трансфера социальных инициатив и проектов с целью распространения опыта?

Предложения кафедр ЮНЕСКО по совместной подготовке междисциплинарных учебных курсов дополнительного образования в сфере устойчивого потребления, информационной культуры для различных целевых групп слушателей.

Какие новые технологии, информационные и медиа-ресурсы должны быть созданы для эффективного неформального образования населения в течение всей жизни

Предложения кафедр ЮНЕСКО по созданию международных междисциплинарных студенческих команд для проведения маркетинговых и социологических исследований, направленных на выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на формирование информационной культуры населения и устойчивое потребление.

Обсуждение вопросов и дискуссия по проблематике заседания

Обсуждение итогового документа.

Итоговый документ заседания круглого стола по теме:

Деятельность кафедр ЮНЕСКО по социальным вопросам в интересах устойчивого развития

17 - 18 сентября 2009 года состоялось заседание круглого стола «Деятельность кафедр ЮНЕСКО по социальным вопросам в интересах устойчивого развития» в рамках международного конгресса кафедр ЮНЕСКО по устойчивому развитию. В работе круглого стола приняли участие представители кафедр ЮНЕСКО – участниц Конгресса и другие лица, заинтересованные в изучении социальных аспектов устойчивого развития современного общества. Заслушав и обсудив доклады и выступления представителей кафедр ЮНЕСКО по социальным вопросам в интересах устойчивого развития, участники круглого стола отмечают:

* Актуальность инициатив президента РФ Д.А. Медведева по социально-экономическому и политическому развитию России, обозначенных в статье «Россия вперед» и в других выступлениях президента РФ.

* Необходимость в разработке единого стандарта в области образования для устойчивого развития, включающего рекомендации по формированию уровней сложности и профессиональных компетенций. Необходимость формирования навыков ответственного принятия решений в социо-культурной сфере и обучения практике внедрения таких решений. Это возможно с использованием имитационных моделей и игр.

* Необходимость воспитания у населения культуры потребления в интересах устойчивого социально-экономического развития стран и регионов, просвещения потребителей по вопросам экологических, социальных и экономических последствий их потребительских предпочтений и действий.

* Необходимость разработки ключевых методологических основ для устойчивого производства и потребления продуктов питания и энергопотребления, интеграции вопросов защиты окружающей среды и стратегии развития ключевых экономических кластеров государства или региона.

* Необходимость поиска новых способов информирования молодежи в целях воспитания культуры здорового образа жизни и профилактики социально-значимых заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, табакокурение и др.

* Формирование информационной культуры населения и преодоление информационного неравенства ­ ­— важнейший вызов глобального информационного общества. Поэтому актуальной просветительской задачей кафедр ЮНЕСКО является воспитание гражданина нового типа, готового к транснациональным коммуникациям и межкультурному диалогу в социальных и потребительских сетях.

* Возрастающую потребность в различных видах неформального дополнительного образования, которые позволяют быстро и эффективно удовлетворять постоянно изменяющиеся социо-культурные и образовательные потребности личности, развивать мотивацию к познанию, развивать информационную культуру как отдельной личности, так и общества в целом.

Кафедры ЮНЕСКО, изучающие социальные аспекты устойчивого развития современного общества, включают в свои программы подготовку и проведение междисциплинарных и мультидисциплинарных просветительских курсов для различных целевых групп слушателей, широко применяют дистанционные образовательные технологии для организации неформального дополнительного образования населения, проводят научные исследования социальных вопросов развития глобального информационного общества и устойчивого производства и потребления. Для расширения и интенсификации сотрудничества кафедр ЮНЕСКО по социальным вопросам в интересах устойчивого развития необходимо:

* шире использовать новые возможности глобального информационного общества по созданию международных социальных сетей для обмена знаниями, инициативами и проектами;

* развивать кооперацию ученых для совместной подготовки междисциплинарных учебных и просветительских курсов, учебных пособий и книг, проведения научных исследований в целях устойчивого развития регионов, формирования информационной культуры населения, преодоления информационного и экономического неравенства;

* организовывать международные студенческие команды для выполнения новых социальных проектов, научных исследований, что позволит готовить специалистов нового типа, владеющих не только набором профессиональных компетенций, но и способных к межкультурному диалогу, этнокультурной толерантности.

На основании обсуждения докладов и сообщений предложены следующие рекомендации для включения в решение Конгресса кафедр ЮНЕСКО:

1)Создать сеть кафедр ЮНЕСКО по социальным аспектам устойчивого развития для трансфера социальных инициатив и проектов для сбора, анализа, оценки и обмена социальными инициативами и проектами, формирования информационной культуры населения.

2)Создать единую виртуальную площадку российских кафедр ЮНЕСКО для презентации базовых элементов материального культурного наследия регионов РФ и формирования виртуального пространства региональной материальной культуры, сохранения и развития культурного многообразия России, расширения доступа к региональной локальной культуре для населения России и мирового сообщества в целом

3)Обратить особое внимание на разработку кафедрами ЮНЕСКО совместных учебных и просветительских программ, проведение совместных междисциплинарных научных исследований, направленных на преодоление информационного неравенства населения в различных регионах/странах.

4)Считать одной из приоритетных задач кафедр ЮНЕСКО формирование у населения культуры устойчивого потребления с целью уменьшения негативных воздействий на человека и окружающую среду, снижения энерго- и ресурсо-потребления.

5)Считать необходимым разработку кафедрами ЮНЕСКО программ, направленных на профилактику социально-значимых заболеваний (наркомания, алкоголизм, табакокурение и др.)

6)Поддержать концептуальные идеи и предложения Д.А. Медведева по модернизации государства и общества, базирующиеся на парадигме непрерывного развития.

7)Предложить ЮНЕСКО разработать стандарт в области образования для устойчивого развития

8)Использовать новые обучающие технологии такие как имитационное моделирование и деловые игры для формирования практических навыков принятия решений в социо-культурной сфере

9)Всемерно способствовать сохранению культурного, исторического и природного наследия для устойчивого развития региона/страны, планировать и координировать на кафедрах ЮНЕСКО научные исследования в области охраны и устойчивого использования культурного и природного наследия. Уделять большее внимание международному региональному сотрудничеству в сфере туризма как механизму устойчивого развития.

10)Развивать партнерские связи и механизмы взаимодействия кафедр ЮНЕСКО в сфере социальных вопросов устойчивого развития общества путем организации академической мобильности преподавателей и студентов, развития совместных междисциплинарных и мультидисциплинарных научных исследований и проектов.

11)Оказывать помощь, особенно развивающимся странам и странам переходного периода в преодолении информационного неравенства и формировании культуры устойчивого потребления.

12)Повышать качество учебных программ и курсов, разрабатываемых кафедрами ЮНЕСКО, с целью формирования социально ответственных граждан и преодоления информационного неравенства.

13)Организовать проведение крупной международной конференции под эгидой ЮНЕСКО «На перекрестке великих цивилизаций: сохранение культурно-исторического наследия Нижнего Поволжья в интересах устойчивого развития региона» в г. Астрахани в сентябре 2010 года

14)Организовать проведение Международной научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО « Электронная культура – XXI век» в г. Астрахани в октябре 2011 года.

Для реализации данных рекомендаций участники заседания просят поддержать следующие инициативы.

1.Проект «Международная сеть трансфера социальных инициатив и проектов для устойчивого развития регионов и формирования информационной культуры населения» на базе кафедры ЮНЕСКО «Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие» Астраханского государственного университета.

2.Проект «Международное сотрудничество кафедр ЮНЕСКО для развития устойчивого потребления через потребительские сети» на базе кафедры ЮНЕСКО «Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие» Астраханского государственного университета.

3.Поддержать развитие проекта «Транзит - Р» КИУЭС (г. Королев) по созданию международной низкоорбитальной инфомагистрали университетов России и кафедр UNITWIN (низкоорбитальный спутник ЮНЕСКО) в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

4.Провести в марте 2010 г. международную научно-практическую конференцию «Регионы для устойчивого развития РФ» под эгидой ЮНЕСКО на базе кафедры ЮНЕСКО Новосибирского государственного университета «Устойчивое развитие, науки об окружающей среде и социальные проблемы».

5.Провести в апреле 2010 г. конкурс для школьников «Здоровой нации – больше информации» на базе кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития» Московского государственного медико-стоматологического университета.

6.Провести в ноябре 2010 г. конференцию под эгидой ЮНЕСКО «Российские регионы в прошлом, настоящем и будущем: поиск путей устойчивого развития» на базе кафедры ЮНЕСКО Академии управления «ТИСБИ» (г. Казань, Республика Татарстан).

7.Рекомендовать провести конгресс кафедр ЮНЕСКО по вопросам искусства и художественного воспитания по инициативе кафедры ЮНЕСКО изобразительных искусств и архитектуры Российской Академии Художеств.