Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Программы и мероприятия ЮНЕСКО в Республике Саха (Якутия)

Программа «Развитие кочевых школ в Республике Саха (Якутия)»

Целью программы является поддержка развития школьной системы кочевых народов Республики Саха (Якутия), представленных долганами, эвенами, эвенками, юкагирами и чукчами. Многие семьи этих народов, в особенности, молодые, хотят вернуться к исконному образу жизни, заниматься традиционным хозяйством. В этих условиях, создание системы общинного кочевого образования является абсолютно необходимым, учитывая, что коренные народы Севера находятся на пороге исчезновения, и их желание возродить народный, кочевой образ жизни является выражением их желания выжить и развивать свою культуру, языки, традиции и обычаи.

Общей целью проекта является поддержка развития школьной системы для кочевых народов республики посредством открытия новых экспериментальных школ для кочевых народов, выпуска учебных пособий на родном языке, внедрения информационно-коммуникационных технологий и дистанционного образования, а также обучения и переподготовки кадров.

В рамках ЮНЕСКО, проект не централизован и контролируется через Бюро ЮНЕСКО в Москве, тогда как штаб-квартира ЮНЕСКО осуществляет техническую поддержку. С течением времени возможно создание Местного отделения по обеспечению проектных работ (ООПР).

Ассоциированные школы ЮНЕСКО

Одним из приоритетных проектов Национального комитета в области образования является создание в республике Сети ассоциированных школ ЮНЕСКО. Инициированный ЮНЕСКО в 1953 г., Проект ассоциированных школ изначально насчитывал 33 средние школы-участницы из 15 стран-членов ЮНЕСКО. Сегодня этот проект включает уже 7500 организаций в 174 странах, начиная от дошкольных учебных заведений и заканчивая институтами по подготовке преподавателей. Проект ассоциированных школ ЮНЕСКО – один из наиболее успешных и продолжительных проектов этой организации.

Главной целью Ассоциированных школ является продвижение идеалов ЮНЕСКО путем реализации пилотных проектов, для того, чтобы в полной мере подготовить подрастающее поколение к жизни в сложном, постоянно меняющемся мире, в котором все взаимозависимо. Новая стратегия проекта Ассоциированных школ и План действий акцентируют внимание на четырех главных аспектах процесса обучения в XXI веке: учиться узнавать, делать, быть и жить вместе.

В Республике Саха (Якутия) первыми школами, получившими статус ассоциированных, стали Саха-французская школа Намского улуса, включенная в сеть ассоциированных школ 7 июня 1996 г. и Саха-бельгийская гимназия Усть-Алданского улуса, включенная в сеть 23 февраля 2000 г. В августе 2006 г., во время визита Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры в Якутию, сертификаты Ассоциированных школ ЮНЕСКО были вручены еще 10 школам: Кюндяинской средней школе Сунтарского улуса, Школе № 26 г. Якутска, Средней школе № 2 Верхневилюйского улуса, Средней общеобразовательной школе № 38 г. Якутска (Саха-Канадский центр), Центру творческого и гуманитарного развития школьников Олекминского улуса, Средней школе г. Верхоянска, Физико-математическому Форуму «Ленский край» Хангаласского улуса, Бердигестяхской гимназии Горного улуса, Сунтарской средней школе № 2 и Школе № 16 г. Якутска.

Летние международные форумы ассоциированных школ ЮНЕСКО

27 июля 2006 года в с. Октемцы на базе физико-математического форума «Ленский край» состоялась церемония открытия летнего международного форума ассоциированных школ ЮНЕСКО. На форум приехали отдыхать и учиться 75 детей со всех улусов республики, а также школьники из Бельгии. Впервые в этом году здесь отдыхали 46 воспитанников шахматной школы.

В церемонии открытия принимали участие представитель от РС(Я) в Международной организации «Северный форум» А.Н.Божедонова, зам. министра образования Е.П.Никифорова, исполнительный директор фонда «Дети Саха-Азия» О.М.Андросова, директор Форума «Ленский край» А.И.Ноев, представитель от МО РС(Я) по образованию и культуре в Бельгии Л.А.Музафарова-Марлиер.

За время работы форума школьники получили информацию о деятельности ЮНЕСКО, обменялись опытом развития детской дипломатии, воспитания толерантности, распространения миротворческих идей, нравственных и духовных ценностей. Дети встретились с народными мастерами-умельцами, приняли участие во множестве различных мероприятий, таких, как конкурс «Мисс ЮНЕСКО», День Бельгии, соревнование «Уолан», Брейн-ринг. В рамках форума также были организованы экскурсии в Музей мамонта, комплекс «Орто дойду», с. Соттинцы. Кроме того, особо активные школьники приняли участие на сплаве на байдарках по близлежащей реке.

В августе 2007 года состоялся Второй международный форум Ассоциированных школ ЮНЕСКО. В августе 2008 года работал Третий международный форум Ассоциированных школ ЮНЕСКО

Международная экологическая школа под эгидой ЮНЕСКО «Дом, в котором мы живем»

Ежегодно на базе экологической школы «Джикимда», расположенной на территории государственного природного заповедника «Олекминский» в Южной Якутии, проведятся международные экологические школы под эгидой Национального Комитета Республики Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО «Дом, в котором мы живем».

Основной идеей международной экологической школы является развитие международных контактов в области экологического образования и детской дипломатии, способствующей формированию мировой экологической культуры, которая сочетает в себе национальные и общечеловеческие ценности.

Стратегическая цель школы – объединение усилий международных школьных коллективов в процессе обмена опытом и распространения экологических знаний, формирования основных представлений о взаимосвязях человека и природы, освоения нравственных императивов по отношению к природе, приобретения начального опыта защиты природной среды, воспитания экологической ответственности как меры свободы человека в условиях экологической необходимости.

На лекциях экологической школы на стационаре «Джикимда» участникам рассказывают об охране природы – охраняемых территориях мира, России и Якутии, роли международных организаций и фондов в сохранении биологического разнообразия, о фонде WWF, ресурсном резервате «WWF-Саха» (Чаруода), государственном заповеднике «Олекминский» и т.п. Дети узнают много нового из области ботаники, зоологии, почвоведения и водных экосистем.

Кроме занятий экологической школы школьники также принимают участие в полевых экспедициях. Во время этих экспедиций они узнают много нового о Южной Якутии, ее культуре, истории, богатстве животного и растительного мира, о редких и исчезающих видах животных и растений, насекомых и птиц, о памятниках природы и культуры, экологии. Кроме того, школьники освоили различные методы ведения исследований и выполняют самостоятельную исследовательскую работу.

Но, самое главное, участники экспедиций могут увидеть и понять, что мир прекрасен, и что только совместными усилиями всех людей мира можно сохранить единое общечеловеческое достояние – Дикую Природу.

Летняя творческая школа «Дети-ЮНЕСКО-Мир» в Китае

В Республике Саха (Якутия) всестороннему воспитанию и развитию подрастающего поколения уделяется огромное внимание, что видно из большого количества реализуемых образовательных программ. Одной из таких программ является Летняя творческая школа «Дети-ЮНЕСКО-Мир», проводимая под эгидой Национального Комитета Республики Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО.

Наши дети – это наше будущее, а ведь без разносторонне подготовленных детей и юношества невозможно поступательное движение всего общества, всего народа. Поэтому программа летней творческой школы, наряду с образовательными и оздоровительными задачами, ставит целью творческое развитие личности ребенка. В 2005 и 2006 гг. летние творческие школы проводились в курортном городе Бэйдайхэ, расположенном у Желтого моря в Китае. В течение двух недель участники школы отдыхали, учились, ездили на экскурсии, укрепляли свое здоровье и участвовали в различных творческих мероприятиях. Кроме курсов китайского, английского и французского языков, все желающие могли принять участие в подготовке к ЕГЭ по русскому языку или послушать лекции по биологии. В рамках творческой школы работали балетная студия и студия народных танцев. Постоянно проводились вечера дружбы, дни творческих мастерских и выступления творческих групп. Ребята принимали самое активное участие в таких конкурсах, как «Лучшее знание английского языка», «Лучшее знание французского языка», «Знаток русской литературы», «Надежда якутской сцены» и «Надежда якутского балета».

Участники школы также выезжали на экскурсии к знаменитым культурным памятникам, крупнейшим городам и развлекательным центрам Китая. Школьники поднялись на Великую Китайскую стену, посетили знаменитые памятники столицы Китая Пекина – площадь Тяньаньмен, Императорский дворец – побывали в зоопарках, развлекательных парках, аквапарках и ботанических садах.

Пилотная программа ЮНЕСКО по биоэтике в Якутии

Во всех областях науки в последние годы расширяется работа по осмыслению и обсуждению этических проблем, возникающих в ходе прогресса науки и развития новых технологий. Выявление, анализ и решение этих проблем требуют применения универсальных этических принципов и норм, основанных на общечеловеческих ценностях. Биоэтика – это междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использованием высоких технологий в здравоохранении. Программа ЮНЕСКО по биоэтике была основана в 1993 г. С 2002 г. она является одним из приоритетных направлений деятельности ЮНЕСКО. Важным практическим результатом реализации программы явилось принятие Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека в 1997 г. на 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Мировое сообщество единодушно в том, что степень влияния последних научных исследований, в том числе в области генома человека, на развитие человечества еще предстоит оценить. В этой связи с каждым годом программа ЮНЕСКО по биоэтике приобретает все большее значение. В рамках программы ЮНЕСКО не только проводит международные конференции и семинары, но и разрабатывает международно-правовые инструменты в области биоэтики, являясь, таким образом, ведущей организацией в этой области.

В феврале 2005 г. по инициативе Комиссии по делам ЮНЕСКО Республики Саха (Якутия) и Якутским научным центром РАМН и Правительства РС (Я), при поддержке Департамента Этики Науки и Технологий ЮНЕСКО в Париже, был разработан пилотный проект «Развитие биоэтики в Республике Саха (Якутия)».

10-11 мая 2005 г. в Якутске проводилась международная научно-практическая конференция «Генетические аспекты патологии человека. Проблемы сохранения генофонда коренных народов Севера», в рамках которой состоялся семинар «Развитие биоэтики в Республике Саха (Якутия)» с участием экспертов ЮНЕСКО. В ходе работы конференции и семинара отмечалось: «Для разрешения биоэтических проблем возможно применение нескольких стратегий. Обычный путь – это создание этических комитетов. Предлагается создать как Национальный биоэтический комитет Республики Саха (Якутия), так и комитеты локального уровня. Биоэтические проблемы также должны изучаться с фокусом на специфических требованиях популяции. Более того, специалистов и ученых также необходимо обучить в области биоэтики. Должно улучшаться взаимодействие между заинтересованными министерствами, научными институтами и организациями, и должны осуществляться этические принципы, установленные Всеобщей декларацией о геноме человека и правах человека и Международной декларацией о генетических данных человека. Необходимо установить международное сотрудничество в области решения биоэтических проблем».