UNESCO Press
Russia & UNESCO
Permanent Delegation of the Russian Federation to UNESCO
UNESCO Programme and budget, 2014-2017
UNESCO Medium-Term Strategy, 2014-2021
Herald of UNESCO
Herald of UNESCO60 years with UNESCO
 

Uvs Nuur Basin

Cultural criteria: ix, x
Year of inclusion in the List of World Heritage:

Ubsunur (Ubsu-Nur, Uvs-Nuur) is a quite big (70 by 80 km) shallow (up to 15 m) brine lake, situated at the border of Tuva and Mongolia, in the west part of the vast (from west to east – up to 600 km, from south to north – 160 km) and closed (i.e. blind) intermountain kettle. The north part of this kettle is the territory of Russia (Tuva), and the south one is that of Mongolia.

Transfrontier Heritage site consists of 12 odd clusters in total area of 1,069 thousand ha. In Russia there are seven clusters thereof, in total area of 258.6 thousand ha, the other five are situated in Mongolia (these are four clusters of the Uvs Nuur Nature Reserve and the Tes-Hem preserve, overall 810. 2 thousand ha).

Russian clusters are seven (of nine) clusters of the Ubsunur kettle biosphere reserve, created in 1993. These clusters are situated in different parts of the drainage basin of Lake Ubsunur that is why they prove to be quite different from one another by their natural conditions. But in whole they represent all fundamental types of landscapes typical for Central Asia.

Thus, the Mongun-Taiga cluster is situated in the highest place of the Ubsunur kettle (and the whole Tuva): it includes a high-mountain massif of the same name (3,970 m) with eternal snows and small glaciers, stony placers, areas of cold mountain tundras; Alpine severe topography predominates here. In the Ular cluster (valley of the Ular River) there are also high-altitude complexes, but conditions here are not so rigorous: these are bald mountains, mountain tundras and alpine meadows, as well as mountain taiga (park larch, cedar and spruce forests). The Aryskannyg cluster are high-altitude and mountain taiga complexes (larch admixed with cedar, pine, birch and poplar), situated in the basin of the river of the same name, on the south slope of the Tannu-Ola ridge.

The Oruku-Shinaa cluster are wetlands, reedbeds, low forest, and the Ubsunur cluster is the northeast end of the lake basin, overstepping the Russian territory, together with the boggy coast.

The Yamaalyg cluster is an extending for 10 km rocky butte with an entourage of a foothill plain occupied by dry steppe. Finally, in the Tsugeer-Els cluster one can see a real desert, with sand massifs practically not secured by verdure, as well as feather-grass and desert steppes with rocky torso mountains, imparting special picturesqueness to the area. Among pure verdure there are dwarf peashrub, wormwood sage, stemless silverweed, leban, rye lyme grass etc. Here, with an entourage of dry steppes, Lake Tore-Hol lies with pure fresh water.

Thus, Ubsunur represents the rarest case, when in a relatively small area so contrast landscapes are found, such as, on the one hand, severe taiga and glacier highlands, and a real sandy desert on the other one. Furthermore the Ubsunur deserts can be defined as northernmost in the whole Eurasia and mountain tundras as southernmost.

The general number of higher plants species growing on the Russian part of the Heritage site is over 1 thousand, thereof seven species are enlisted in the Red Book of Russia, for example, Tuvinian locoweed, Mongolian oxytrope, Altai rhubarb, feather grass.

The faunal list of the Ubsunur kettle reserve includes over 80 mammal species and about 350 species of birds. Furthermore, the Red Book of Russia includes eight mammal species (red dog, snow leopard, Siberian argali, dzeren, forest caribou, tarbagan, marbled polecat, manul) and 34 birds species (hooded crane, Dalmatian pelican, spoonbill, bar-headed goose, swan goose, Bewick's swan, osprey, golden eagle, white-tailed (sea) eagle, gyrfalcon, peregrin etc.). At the same time four mammal species (red dog, snow leopard, Siberian argali, dzeren) and 12 birds species (for example, white-tailed (sea) eagle and hooded crane), recognized rare on a global basis, also figure in the International Red Book.

Lake Ubsunur together with adjoining meadow bogs and saline serves as a place of concentration of a great number of birds of passage and waterfowl. In certain seasons one can see here a lot of gooses and ducks, as well as swans, sandpipers, herons, cormorants, gulls and tarrocks, coots and great-crested grebe etc.

Semidesert and steppe landscapes being predominant in low-lying parts of the inland kettle, are populated by a variety of animals, among which birds are the most widely represented (particularly Mongolian lark, houbara bustard and demoiselle crane) as well as gnawing animals (jerboas, sousliks, gnawer beetles etc.).

Within the mountain-tundra-forest frame of the Ubsunur kettle, besides the above mentioned very rare snow leopard and argali, the following are found as well: Siberian wild mountain goat, moose deer, caribou, maral, roe deer, musk deer, Indian wolf and red dog, brown bear, lynx, Pallas' cat, skunk bear, marten, sable, marbled polecat, tarbagan. These are also birds of all kinds – rock ptarmigan, Altai snowcock, capercaillie, fritillary, heath cock, nutcracker, griffon vulture, lammergeier, saker falcon, golden eagle, peregrin etc.

In the kettle monuments of cultural heritage are found: necropolises, rock paintings, stone statues. The most valuable from this viewpoint is the Yamaalyg cluster (to the west of the city Erzin), where ancient barrows of Scythian, Hun-Sarmat and Turkic tribes are concentrated (in whole about 300 barrows), as well as prehistoric rock paintings of the Bronze Age were found, applied on stone by red paint and representing various animals (horses, bulls, argali).

UNESCO Press
Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Программа и бюджет ЮНЕСКО на 2014-17 гг.
Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО на 2014-2021 гг.
Вестник ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО60 лет с ЮНЕСКО
 

Убсунурская котловина

Культурные критерии: ix, x
Год включения в Список всемирного наследия:

Убсунур (Убсу-Нур, Увс-Нуур) – это довольно крупное (70 х 80 км) мелководное (до 15 м) соленое озеро, расположенное на границе Тувы и Монголии, в западной части обширной (с запада на восток – до 600 км, с юга на север – 160 км) и замкнутой (т.е. бессточной) межгорной котловины. Северная часть этой котловины приходится на территорию России (Тува), а южная – на территорию Монголии.

Трансграничный объект наследия состоит из 12 разрозненных участков общей площадью 1069 тыс. га. Из них в России – семь участков, суммарной площадью 258,6 тыс. га, остальные пять находятся в Монголии (это четыре кластера природного резервата Увс-Нуур и заказник Тэс-Хем, в сумме 810, 2 тыс. га).

Российские участки – это семь (из девяти) кластеров биосферного заповедника Убсунурская котловина, созданного в 1993 г. Данные участки располагаются в разных частях водосборного бассейна озера Убсунур, поэтому они оказываются весьма отличными друг от друга по своим природным условиям. Однако в целом они представляют все основные типы ландшафтов, характерные для Центральной Азии.

Так, участок Монгун-Тайга расположен в самом высоком месте Убсунурской котловины (и всей Тувы): он включает одноименный высокогорный массив (3970 м) с вечными снегами и небольшими ледниками, каменистыми россыпями, участками холодных горных тундр; здесь преобладает сильно расчлененный альпийский рельеф. На участке Улар (долина реки Улар) также представлены высокогорные комплексы, однако условия здесь уже не столь суровы: это гольцы, горные тундры и альпийские луга, а также горная тайга (парковые лиственничные леса, кедрачи, ельники). Участок Арысканныг – это высокогорные и горно-таежные комплексы (лиственница с примесью кедра, сосны, березы и тополя), расположенные в бассейне одноименной реки, на южном склоне хребта Танну-Ола.

Участок Оруку-Шынаа – это водно-болотные угодья, заросли тростника, мелколесье, а участок Убсунур – это северо-восточная оконечность акватории озера, заходящая на российскую территорию, вместе с заболоченным побережьем.

Участок Ямаалыг – это протягивающийся на 10 км скалистый останец, расположенный в окружении подгорной равнины, занятой сухой степью.

Наконец, на участке Цугээр-Элс можно увидеть настоящую пустыню, с практически не закрепленными растительностью песчаными массивами, а также ковыльную и опустыненную степь со скалистыми останцовыми горами, придающими местности особую живописность. Среди скудной растительности – карагана карликовая, полынь холодная, лапчатка бесстебельная, прутняк, колосняк ржаной и т.д. Здесь же, в окружении сухих степей, лежит озеро Торе-Холь с чистой пресной водой. Таким образом, Убсунур представляет собой редчайший случай, когда на относительно небольшой по размерам территории встречаются столь контрастные ландшафты, как, с одной стороны, суровая тайга и ледниковые высокогорья, и настоящая песчаная пустыня – с другой. Причем пустыни Убсунура можно определить как самые северные во всей Евразии, а горные тундры – как самые южные.

Общее число видов высших растений, произрастающих на российской части объекта наследия, – более 1 тыс., из них семь видов занесены в Красную книгу России, к примеру, астрагал тувинский, остролодочник монгольский, ревень алтайский, ковыль перистый.

В фаунистическом списке заповедника Убсунурская котловина – свыше 80 видов млекопитающих и примерно 350 видов птиц. При этом в Красную книгу России занесены восемь видов млекопитающих (красный волк, снежный барс, алтайский горный баран, дзерен, лесной северный олень, тарбаган, перевязка, манул) и 34 вида птиц (черный журавль, кудрявый пеликан, колпица, горный гусь, сухонос, малый лебедь, скопа, беркут, орлан-белохвост, кречет, сапсан и др.). При этом четыре вида млекопитающих (красный волк, снежный барс, алтайский горный баран, дзерен) и 12 видов птиц (например, орлан-белохвост и черный журавль), признанные редкими в глобальном масштабе, фигурируют также в Международной Красной книге.

Озеро Убсунур вместе с прилегающими заболоченными лугами и солончаками служит местом концентрации большого числа перелетных и водоплавающих птиц. В определенные сезона года здесь можно увидеть массу гусей и уток, а также лебедей, куликов, цапель, бакланов, чаек и крачек, лысуху и чомгу и т. д.

Полупустынные и степные ландшафты, которые являются преобладающими в низинных частях бессточной котловины, населены самыми разными животными, среди которых наиболее широко представлены пернатые (в т.ч. монгольский жаворонок, дрофа-красотка и журавль-красавка) и грызуны (тушканчики, суслики, песчанки и т.д.).

В горно-тундрово-лесном обрамлении Убсунурской котловины, помимо упомянутых выше крайне редких ирбиса и аргали, встречаются: сибирский козерог, лось, северный олень, марал, косуля, кабарга, серый и красный волк, бурый медведь, рысь, дикий кот манул, росомаха, куница, соболь, перевязка, тарбаган. Это также самые разнообразные птицы – тундряная куропатка, алтайский улар, глухарь, рябчик, тетерев, кедровка, белоголовый сип, бородач, балобан, беркут, сапсан и др.

В котловине найдены памятники культурного наследия: древние захоронения, наскальные рисунки, каменные изваяния. Наибольшую ценность с этой точки зрения представляет участок Ямаалыг (к западу от города Эрзин), где концентрируются древние курганы скифских, гунно-сарматских и тюркских племен (всего порядка 300 курганов), а также обнаружены доисторические наскальные рисунки эпохи бронзы, нанесенные по камню красной краской и отображающие различных животных (лошади, быки, дикие горные бараны).


Этот объект на вебсайте Центра всемирного наследия ЮНЕСКО whc.unesco.org/en/list/769