UNESCO Press
Russia & UNESCO
Permanent Delegation of the Russian Federation to UNESCO
UNESCO Programme and budget, 2014-2017
UNESCO Medium-Term Strategy, 2014-2021
Herald of UNESCO
Herald of UNESCO60 years with UNESCO
 

Western Caucasus

Cultural criteria: ix, x
Year of inclusion in the List of World Heritage: 1999

The natural tract that has obtained the status of the World Heritage site is very vast and compact: these are almost untouched by man highlands once served for grand-ducal hunting, in area of approximately 300 thousand ha. The tract is situated on the west side of the Great Caucasus, about 50 km north-east of Sochi, and specifically - in the upper reach of the Malaya Laba and Belaya Rivers, sources of the Kuban River.

The central position is held by one of the oldest and known in the country Caucasus Reserve created in 1924, and since 1979 having the status of a biosphere reserve (Krasnodar Territory, Adygei, Karachai-Cherkess), in area of 282.5 thousand ha.

The Heritage site also comprises other valuable high-altitude areas, adjoining the reserve from north and northwest, notably: Bolshoy Thach Nature (regional) Park (3,700 ha, created in 1997) and three monuments of nature of republican importance – the Buyny mountain range (1480 ha, 1996), the Upper Pshekha and Pshekhashkha Rivers (5,776 ha, 1997) and the Upper Tsitse River (1913 ha, 1997), as well as a part of the Caucasus Reserve buffer zone, running along its north and northwest border (5.7 thousand ha, 1 km in width, marked out in 1981).

On this territory over 6 thousand species of plants and animals are registered, which makes it a unique center of biodiversity on a scale of not only the Caucasus, but also Eurasia. This area is known as the largest mountain forest reserve of Europe: forests occupy here at least 60% of the whole area. In the lower part of sides of mountains forests of broad-leaved species grow (beech, oak, maple, hornbeam, chestnut), and higher – those of coniferous species (fir, spruce). In its upper bound (2,000–2,300 m) the forests are framed by transition birch and maple-beech crooked forests. Further the subalpine belt begins with colorful high-grass meadows and Caucasian rhododendron bush, still higher – the Alpine belt with predominance of short grass meadows, and above 3 thousand meters – snow, ice, stony placers.

Altogether in local flora were found over 3 thousand species, of which a half is higher vascular plants, of which every third is recognized precinctive, and every tenth – a relict of previous ages, mainly of Tertiary times. For example, among 165 species of woody and frutescent plants, Caucasus endemics are the following: Georgian oak, longicorn spurge, smooth-cortex wahoo; on the other hand, plants such as Nordmann's Silver Fir, Caucasian Mock Orange, common laurel cherry, common yew, kolhidsky box tree and a number of others are relicts. Furthermore, flora of the highest-altitude zone was recognized the richest (abundance species) and the most original (excess percentage of endemics), where in whole about 900 species of vascular plants were registered, which is substantially higher than the similar indicator for many other Eurasian highlands. 55 species of vascular plants of those found in these parts are inscribed in the Red Book of Russia.

The animal world is impressive too: altogether about 10 species of amphibians were registered, 20 – reptiles, 30 – fishes, 250 – birds, including the nestling here rare birds of prey – golden eagle, bluegrass, osprey, griffon etc. These are also about 90 mammal species, for example, brown bear, wolf, lynx, forest cat, marten, wild boar, chamois, roe deer, European red deer, Caucasian tur and wisent. Among vertebrate animals very many precinctive ones as well as rare and endangered forms were found. Thus, 25 species of vertebrates are inscribed in the Red Book of Russia, and some of them (or more exactly – 8) were even enlisted at that in the International Red Book. There is a big variety of insects and other invertebrates – about 10 thousand species.

Caucasian auroch holds a specific place in the ecosystem – a massive wild bull, once called “dombai” by mountain dwellers. The question is rather abut the mountain subspecies of European bison, whereas other subspecies is flat, mainly inhabits in Bialowieza forest (World Heritage site as well). Earlier bison had been widely distributed in Europe and in the Caucasus, but it was subsequently completely dislodged: In the early 1920s the last freely living individuals were shot. Only taking emergency measures and above all the establishment of the Caucasus Reserve made it possible to revive the extinct animal. Though the purity of the mountain subspecies is now already lost: because the basis of the modern Caucasian run are hybrids – Bialowieza-Caucasian bisons and auroch-bisons. Nevertheless, outwardly these strong animals almost do not differ from their faraway ancestors. Further to calculations of 2002 there were about 250 aurochs in the protected area (what is several times less than 15-20 years ago). The Caucasian auroch figures not only in the Russian but also in the International Red Book.

In the reserve and its environs there are over ten “three-thousandth” mountains, many fanciful rocks and deep gorges, unique forms of weathering, waterfalls (up to 250 m in height), high-altitude lakes; these are also various caves in limestones – caverns, wells and cavities with underground rivers, lakes and waterfalls (including 15 kilometers underground under the Fisht Mountain); these are also a score of mountain glaciers, rogue valleys, cirques, tarns, moraines. We should also mention the deepest – up to 1 km, 10 km in length, Abadzekhskoye gorge in the Upper Tsitse, as well as unique findings of ammonites in the valley of the Belaya River – petrified ancient shells up to 1 m in diameter.

On the territory there are several tourists routes, landscape points are installed, nature museum is created, and about 3–3.5 thousand tourists walk on rocky paths during a season, and the average time of such routes passage is 4–5 days. The most attended place is the area of the Red Glade, situated at south borders of the reserve.

UNESCO Press
Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Программа и бюджет ЮНЕСКО на 2014-17 гг.
Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО на 2014-2021 гг.
Вестник ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО60 лет с ЮНЕСКО
 

Западный Кавказ

Культурные критерии: ix, x
Год включения в Список всемирного наследия: 1999

Природный массив, получивший статус объекта Всемирного наследия, весьма обширен и компактен: это почти не тронутые человеком высокогорья, служившие некогда для проведения великокняжеских охот, площадью примерно 300 тыс. га. Массив расположен в западной части Большого Кавказа, примерно в 50 км к северо-востоку от Сочи, а точнее - в верховьях рек Малая Лаба и Белая, притоков Кубани.

Центральное положение занимает один из старейших и известнейших в стране Кавказский заповедник, созданный в 1924 г., а с 1979 г. имеющий статус биосферного резервата (Краснодарский край, Адыгея, Карачаево-Черкесия), площадью 282,5 тыс. га.

В объект наследия включены и другие ценные высокогорные участки, прилегающие к заповеднику с севера и северо-запада, а именно: природный (региональный) парк Большой Тхач (3700 га, создан в 1997 г.) и три памятника природы республиканского значения – Хребет Буйный (1480 га, 1996 г.), Верховья рек Пшеха и Пшехашха (5776 га, 1997 г.) и Верховья реки Цице (1913 га, 1997 г.), а также часть буферной зоны Кавказского заповедника, проходящая вдоль его северного и северо-западного края (5,7 тыс. га, ширина 1 км, выделена в 1981 г.).

На данной территории зафиксировано более 6 тыс. видов растений и животных, что делает ее уникальным центром биоразнообразия в масштабах не только Кавказа, но и Евразии. Эта местность знаменита как самый крупный горно-лесной резерват Европы: леса занимают здесь не менее 60% всей площади. В нижней части склонов гор растут леса из широколиственных пород (бук, дуб, клен, граб, каштан), а выше – из хвойных (пихта, ель). На своей верхней границе (2000–2300 м) леса обрамлены переходными березовыми и кленово-буковыми криволесьями. Далее начинается субальпийский пояс с красочными высокотравными лугами и зарослями кавказского рододендрона, еще выше – альпийский пояс, с преобладанием низкотравных лугов, а выше 3 тыс. м – снега, льды, каменистые россыпи.

Всего в местной флоре отмечено свыше 3 тыс. видов, из которых половина – это высшие сосудистые растения, из которых каждый третий признан эндемичным, а каждый десятый – реликтом прежних эпох, в основном третичного времени. К примеру, среди 165 видов древесно-кустарниковых растений кавказскими эндемиками являются следующие: дуб грузинский, молочай длиннорогий, бересклет гладкокорый; с другой стороны, такие растения, как пихта Нордманна, чубушник кавказский, лавровишня лекарственная, тис ягодный, самшит колхидский и ряд прочих – являются реликтами. При этом наиболее богатой (обилие видов) и оригинальной (повышенный процент эндемиков) признана флора самой высокогорной зоны, где в целом зафиксировано порядка 900 видов сосудистых растений, что существенно выше аналогичного показателя для многих других евразийских высокогорий. 55 видов сосудистых растений, из числа встречающихся в этих краях, занесены в Красную книгу России.

Впечатляет и животный мир: всего отмечено около 10 видов амфибий, 20 – рептилий, 30 – рыб, 250 – птиц, включая гнездящихся здесь редких хищников – беркута, бородача, скопу, белоголового сипа и др. Это также порядка 90 видов млекопитающих, к примеру, бурый медведь, волк, рысь, лесной кот, куница, кабан, серна, косуля, благородный олень, западнокавказский тур и зубр. Среди позвоночных животных выявлено весьма много эндемичных, а также редких и исчезающих форм. Так, 25 видов позвоночных животных занесены в Красную книгу России, причем некоторые из них (а точнее – 8) попали даже в Международную Красную книгу. Велико разнообразие насекомых и других беспозвоночных организмов – порядка 10 тысяч видов.

Особое место в экосистеме занимает кавказский зубр – массивный дикий бык, некогда называемый горцами «домбаем». Точнее – речь идет о горном подвиде европейского зубра, другой же подвид – равнинный, обитает в основном в Беловежской Пуще (также объект Всемирного наследия). Ранее зубр был распространен в Европе и на Кавказе весьма широко, однако затем был полностью выбит: в начале 1920-х гг. были отстреляны последние вольно живущие особи. Только принятие экстренных мер, и прежде всего учреждение Кавказского заповедника, позволило возродить исчезнувшего из природы зверя. Правда, чистота горного подвида ныне уже утрачена: ведь основу современного кавказского стада составляют гибриды – беловежско-кавказские зубры и зубробизоны. Тем не менее, внешне эти могучие животные почти не отличаются от своих далеких предков. По результатам учетов 2002 г. зубров на заповедной территории было примерно 250 (что в несколько раз меньше, чем 15-20 лет назад). Кавказский зубр фигурирует не только в российской, но и в Международной Красной книге.

В заповеднике и его окрестностях находится более десятка гор-«трехтысячников», множество причудливых скал и глубоких ущелий, уникальных форм выветривания, водопадов (высотой до 250 м), высокогорных озер; это и различные карстовые образования в известняках – пещеры, колодцы и полости с подземными реками, озерами и водопадами (в т.ч. 15-километровое подземелье под горой Фишт); это также десятки горных ледников, троговые долины, цирки, каровые озера, морены. Упомянем и о глубочайшем – до 1 км, при длине 10 км, – Абадзехском ущелье в верховьях реки Цице, а также об уникальных находках аммонитов в долине реки Белой – окаменелые древние раковины до 1 м в диаметре.

По территории проложено несколько туристических маршрутов, оборудованы видовые точки, создан музей природы, и примерно 3–3,5 тыс. туристов проходят по горным тропам за сезон, причем среднее время прохождения таких маршрутов составляет 4–5 дней. Самым посещаемым местом является район Красной Поляны, расположенный у южных границ заповедника.


Этот объект на вебсайте Центра всемирного наследия ЮНЕСКО whc.unesco.org/en/list/900