UNESCO Press
Russia & UNESCO
Permanent Delegation of the Russian Federation to UNESCO
UNESCO Programme and budget, 2014-2017
UNESCO Medium-Term Strategy, 2014-2021
Herald of UNESCO
Herald of UNESCO60 years with UNESCO
 

Lake Baikal

Cultural criteria: vii, viii, ix, x
Year of inclusion in the List of World Heritage: 1996

One of the biggest sites of the World Natural Heritage represents a huge area (8.8 million hectares) situated in the south of Eastern Siberia, not far from Mongolian borders. In the center of this area, at a height 456 meters above sea level there is the Baikal water area, and its external borders are mainly outlined by the so called “first columbine”, i.e. the question is about a huge “cup”, limited by high mountain ranges – Khamar-Daban, Primorsky, Baikal, Barguzinsky, Ulan-Burgasyetc.

The Baikal holds a world championship at several important parameters at once. Thus, this is the oldest freshwater reservoir of our planet – it is usually determined as 25 million years of age. Furthermore, the Baikal occupying an enormous ancient graben (tectonical fault) belonging to one of the world’s largest rift systems, is recognized the deepest lake of the world – its ultimate depth mark is 1,620 meters. And by its general dimensions the Baikal also ranges among the largest lakes of the world: it is 636 kilometers in length, and its water smooth surface stretches for 3.15 million hectares (this is the biggest lake in Russia, and in the world it ranks 6th). The Baikal contains a huge amount of freshwater – approximately 20% of all the world’s reserves. The Baikal waters’ transparence is amazing too – one can see items at a depth of up to 40 meters.

The lake is notable for rich and very uncommon freshwater life: 3/4 of several thousand species and varieties of plants and animals inhabiting this lake are recognized precinctive, which by world standards is an extremely high indicator. Among endemics there are major elements of the lake ecosystem such as epischura, Baikal cisco and phoca (Baikal seal), as well as viviparous fishes – Baikal oilfish plus quite a number of rare forms of water invertebrates (sponges, freshwater shrimps etc.)

The Baikal is a valuable fishing reservoir: 17 of 50 fish species are of great fishing importance; this list beginning with the most known Baikal cisco also includes sturgeon, whitefish, grayling, ide, carp etc.

At last, the Baikal is famous for its beauty, which attracts to its banks tourists from all corners of the country and from abroad, this is one of the most popular in the whole Russia regions of ecologic tourism (observation of animals, training paths), as well as sport tourism (mountain and water tours) and commercial tourism (collecting taiga gifts, hunting and fishing). Here are a lot of picturesque bays, excellent beaches; the shores are adorned by fanciful cliffs and rock outcrops. On the lake water tours are carried out (particularly, by several big cruise ships), and along the southwest shore one can travel on the old Around Baikal railway (1904), with a lot of tunnels and bridges, a real monument of engineering. On Baikal Lake's shore (discovered by Russian earliest explorers in the middle of the XVII century) traces of settlements of late Stone, Bronze and Iron Ages, old burial places are founded, here are a lot of interesting monuments of history and culture. At the present time a Big Baikal Path (BBP) around the whole Baikal is being designed.

Considerable part of the Baikal shore is occupied by various especially protected territories forming some sort of “reservation necklace” around the lake. This “necklace” comprises three reserves – the Barguzinsky reserve (Buryatia, the northeast shore, the Barguzinsky mountain range, 374.3 thousand hectares of area, created in 1916, has the status of a Biosphere Reserve), the Baikal reserve (Buryatia, the south shore, the Khamar-Daban mountain range, 165.7 thousand hectares, 1969, Biosphere Reserve) and the Baikal-Lensky reserve (Irkutskaya oblast, the northwest shore, the Baikal mountain range, sources of the Lena river, 660 thousand hectares, 1986). These are also two national parks – the Pribaikal National Park (Irkutskaya oblast, the whole west and southwest shore of the lake, area of the Primorsky mountain range, including the Olchon island and the Angara source; 418 thousand hectares, 1986) and the Trans-Baikal National Park (Buryatia, the east shore, the Barguzinsky mountain range, the Holy Nose Peninsula, Lake Arangatui, the Barguzinsky and Chivyrkuisky Bays, the Ushkany Islands, 267 thousand hectares, 1986). The section of the World Heritage also covers 1/10 part of the territory of the Tunkinsky National Park in Buryatia. The “reservation necklace” also comprises quite a number of preserves and natural monuments, including two federal preserves – that on Lake Frolicha and the Kabansky preserve (the latter is in the delta of the Selenga river, a wetland of international importance, is protected in accordance with the Ramsar Convention). The natural environment of the Baikal is noteworthy, firstly, by the fact that it fulfils an important defense (buffer) function with respect to the water area. It is clear that the fortune of the lake itself depends in many respects on ecological state of the landscapes surrounding the Baikal.

Secondly, the Baikal’s natural environment itself represents a great value: because they are vast forests and bogs, richest fauna and flora, exotic Alpine forms of relief (glacial lakes and cirques, canyons, sharp crests). The shore and foothills are mainly covered with steppes and forest-steppes, low-hill terrains and medium lands – pine, larch, foliage, cedar and fir forests, they are followed by cedar elfin woods, rhododendrons, mountain tundras and bald mountains.

The flora of the coastal zone of Lake Baikal is represented by over 800 species of higher plants, including quite a number of precinctive and rare forms (thus, in the Pribaikal National Park grow rare plants – large-flowered ladies'-slipper, Turchaninov hair grass, incised violet).

Among approximately 50 mammal species inhabiting the coastal zone - bogs, steppes and forest-steppes, submontane and mountain forests, as well as high-altitude bald mountains and tundras, the most typical are such as wild caribou, maral, moose deer, musk deer, wild boar, brown bear, wolf, fox, sable (including the famous Barguzinsky subspecies), ermine, Siberian weasel, squirrel, chipmunk, marmot-tarbagan, otter and musk beaver. Large rookeries of Baikal seals are situated on the Ushkany Islands; the total number of this animal in the Baikal is now 60-70 thousand.

And let us mention among birds (there are about 250 species of them) on the contrary, the rarest birds listed in the Red Book of Russia: peregrine falcon, osprey, golden eagle, hooded crane and white-tailed (sea) eagle (the two latter are even listed in the International Red Book). Large accumulations of swimming birds are observed in the area of Lake Arangatui, and in winter – in non-freezing sources of the Angara River.

UNESCO Press
Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Программа и бюджет ЮНЕСКО на 2014-17 гг.
Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО на 2014-2021 гг.
Вестник ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО60 лет с ЮНЕСКО
 

Озеро Байкал

Культурные критерии: vii, viii, ix, x
Год включения в Список всемирного наследия: 1996

Один из самых крупных объектов Всемирного природного наследия представляет собой гигантский ареал (8,8 млн га), располагающийся на юге Восточной Сибири, недалеко от границ с Монголией. В центре этого ареала, на высоте 456 м над уровнем моря, находится акватория Байкала, а внешние его рубежи в основном очерчены так называемым «первым водосбором», т.е. речь идет об огромной «чаше», ограниченной высокими горными хребтами – Хамар-Дабаном, Приморским, Байкальским, Баргузинским, Улан-Бургасы и др.

Байкал держит мировое первенство сразу по нескольким важным параметрам. Так, это самый старый пресноводный водоем нашей планеты - его возраст обычно определяют в 25 млн лет. Далее, Байкал, занимающий огромный древний грабен (тектонический сброс), принадлежащий одной из крупнейших в мире рифтовых систем, признан самым глубоким озером мира - его максимальная глубинная отметка составляет 1620 м. Да и по своим общим размерам Байкал также попадает в число крупнейших озер мира: он имеет протяженность 636 км, а водная гладь его простирается на площади 3,15 млн га (в России это самое крупное озеро, в мире – на 6-м месте). В Байкале заключен гигантский объем пресной воды – примерно 20% всех мировых запасов. Потрясает и прозрачность байкальских вод – отдельные предметы видны на глубине до 40 м. Озеро отличается богатейшей и самой необычной пресноводной жизнью: из нескольких тысяч видов и разновидностей растений и животных, населяющих это озеро, 3/4 признаны эндемичными, что по мировым меркам является исключительно высоким показателем. Среди эндемиков – такие ключевые элементы озерной экосистемы, как рачок-эпишура, байкальский омуль и нерпа (байкальский тюлень), а также живородящие рыбы – голомянки плюс целый ряд редких форм водных беспозвоночных (губки, раки-бокоплавы и т.д.).

Байкал является ценным рыбопромысловым водоемом: из 50 видов рыб 17 имеют большое промысловое значение; в этот список, который начинается с самого известного байкальского омуля, попадают также осетр, сиг, хариус, язь, сазан и т.д.

Наконец, Байкал славен своими красотами, что привлекает на его берега туристов из всех уголков страны и из-за рубежа, это один из самых популярных во всей России районов экологического туризма (наблюдения за животными, учебные тропы), а также спортивного (горные и водные походы) и промыслового (сбор даров тайги, охота и рыбалка). Здесь много живописных бухт, есть отличные пляжи, берега украшают причудливые утесы и скальные обнажения. По озеру осуществляются водные экскурсии (в т.ч. на нескольких крупных круизных кораблях), а вдоль юго-западного берега можно проехаться по старинной Кругобайкальской железной дороге (1904 г.), с массой тоннелей и мостов, являющейся настоящим памятником инженерного искусства. На берегах Байкала (который был открыт русскими первопроходцами в середине XVII в.) обнаружены следы поселений времен неолита, бронзового и железного веков, древние захоронения, здесь находится множество интересных памятников истории и культуры. В настоящее время вокруг всего Байкала проектируется Большая Байкальская Тропа (ББТ).

Значительная часть байкальского побережья занята различными особо охраняемыми территориями, которые образуют вокруг озера как бы «заповедное ожерелье». В это «ожерелье» входят три заповедника – Баргузинский (Бурятия, северо-восточное побережье, Баргузинский хребет, площадь 374,3 тыс. га, создан в 1916 г., имеет статус биосферного резервата), Байкальский (Бурятия, южный берег, хребет Хамар-Дабан, 165,7 тыс. га, 1969 г., биосферный резерват) и Байкало-Ленский (Иркутская область, северо-западный берег, Байкальский хребет, истоки реки Лены, 660 тыс. га, 1986 г.). Это также два национальных парка – Прибайкальский (Иркутская область, все западное и юго-западное побережье озера, район Приморского хребта, с включением острова Ольхон и истоков Ангары; 418 тыс. га, 1986 г.) и Забайкальский (Бурятия, восточный берег, Баргузинский хребет, полуостров Святой Нос, озеро Арангатуй, Баргузинский и Чивыркуйский заливы, Ушканьи острова, 267 тыс. га, 1986 г.). В границы участка Всемирного наследия попадает также 1/10 часть территории Тункинского национального парка, в Бурятии. В «заповедное ожерелье» входит и целый ряд заказников и памятников природы, включая два федеральных заказника – на озере Фролиха и Кабанский (последний – в дельте реки Селенга, водно-болотное угодье международного значения, охраняется согласно Рамсарской конвенции). Естественное окружение Байкала примечательно, во-первых, тем, что оно выполняет важнейшую защитную (буферную) функцию по отношению к акватории. Понятно, что от экологического состояния окружающих Байкал ландшафтов во многом зависит судьба самого озера.

Во-вторых, природное окружение Байкала представляет огромную ценность само по себе: ведь это обширные леса и болота, богатейшая фауна и флора, экзотичные альпийские формы рельефа (ледниковые озера и цирки, каньоны, острые гребни). Побережье и предгорья в основном покрыты степями и лесостепями, низкогорья и среднегорья – сосновыми, еловыми, лиственничными лесами, кедрачами и пихтарниками, выше их сменяют кедровый стланик, рододендроны, горные тундры и гольцы.

Флора прибрежной зоны озера Байкал представлена более чем 800 видами высших растений, включая целый ряд эндемичных и редких форм (так, в Прибайкальском национальном парке произрастают редкие растения – башмачок крупноцветковый, луговик Турчанинова, фиалка надрезанная).

Среди примерно 50 видов млекопитающих, которые обитают в прибрежной зоне на болотах, в степях и лесостепях, в предгорных и горных лесах, а также посреди высокогорных гольцов и тундр, наиболее типичными являются такие, как дикий северный олень, марал, лось, кабарга, кабан, бурый медведь, волк, лисица, соболь (в т.ч. знаменитый баргузинский подвид), горностай, колонок, белка, бурундук, сурок-тарбаган, выдра и ондатра. Крупные лежбища байкальской нерпы расположены на Ушканьих островах, общая численность этого зверя на Байкале составляет ныне 60-70 тыс.

А среди птиц (которых около 250 видов) упомянем, наоборот, наиболее редких, занесенных в Красную книгу России, как-то: сапсан, скопа, беркут, черный журавль и орлан-белохвост (последние два – также в Международной Красной книге). Большие скопления водоплавающих птиц отмечаются в районе озера Арангатуй, а зимой – в незамерзающих истоках Ангары.


Этот объект на вебсайте Центра всемирного наследия ЮНЕСКО whc.unesco.org/en/list/754