Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

«Наша новая школа»

Версия для печати

25.01.2010

«...Создавая условия для роста рождаемости, мы должны думать о том, чтобы такого рода современные условия распространялись и дальше – на период, когда происходит становление молодого организма, на период развития молодых граждан, я имею в виду школьный период.

Сегодня мы рассмотрим с вами проект национальной инициативы «Наша новая школа». Он готовился больше года, я об этом детально говорил в Послании 2009 года и концептуально говорил ещё в Послании 2008 года. В ближайшие дни национальная инициатива будет мною подписана. Мы также обсудим план первоочередных действий по модернизации общего образования в 2010 году, который представлен Правительством. На его реализацию, напомню, из государственного бюджета планируется выделить более 15 миллиардов рублей. Все мероприятия, соответственно, должны быть выполнены полностью и в срок.

На что хотел бы обратить отдельное внимание. Во-первых, в течение ближайших трёх лет во всех регионах должна быть введена новая система оплаты труда педагогов. Мы с вами занимались введением новой системы оплаты труда, но в её предварительной форме она называлась у нас нормативно-подушевой системой оплаты на протяжении нескольких лет. Напомню, что у нас был 31 регион, в которых эти пилотные проекты внедрялись, в которых эти пилотные проекты применялись. Работа по пилотным проектам дала очень неплохой результат, в некоторых регионах, просто я бы сказал, весьма обнадеживающий, где-то, может быть, более сложный, но тем не менее мы переходим к сплошному внедрению новой системы оплаты труда педагогов на основе того эксперимента, который проводился в регионах последние несколько лет.

Речь идёт не только об увеличении фонда оплаты труда, но и о целом комплексе стимулов для тех, кто добивается высоких результатов. Это должна быть современная, грамотная, разумная система, которая будет стимулировать учителей к тому, чтобы они правильным образом применяли свой труд, стимулировать к хорошей работе. Тем более что наступивший год объявлен Годом учителя, и надо сделать всё возможное и для такого рода стимулирования, и в целом для повышения престижа учительской профессии, учительского труда.

Второй момент. В ряде регионов уже началась работа по поручениям, которые были даны мною в Послании Президента, в том числе по повышению качества педагогического образования. Нужно активнее внедрять новую систему повышения квалификации педагогов. Напомню, что в нашей стране очень значительный корпус учителей – 1 миллион 350 тысяч учителей. Если вдуматься, эта цифра очень и очень существенная.

В прошлом году свою квалификацию повысили 130 тысяч учителей. Новые модели повышения квалификации также применялись в 31 регионе. Надо эту работу продолжать.

В бюджетных проектах и в целом в бюджетах субъектов Федерации средства на эти цели предусмотрены. В этом году новая система должна заработать в 45 регионах.

Третье. Уже к лету этого года должны быть разработаны методические рекомендации по учёту внеучебных достижений в новых образовательных стандартах. Надеюсь, что со следующего учебного года такого рода учёт достижений будет применяться.

Четвертое. Как мы и договаривались, мною утверждён план по совершенствованию проведения Единого государственного экзамена. Я в конце прошлого года проводил на эту тему отдельное совещание. Необходимо обеспечить реализацию этого плана и устранить те недостатки, которые выявила комиссия, образованная мною в прошлом году. Об этом просили, кстати, лидеры крупнейших политических партий и педагогической общественности. Я встречался с учителями, они мне сами называли и достоинства Единого государственного экзамена, которые они видят, и те проблемы, которые существуют.

Пятое. Создание системы поиска и сопровождения молодёжи, которая обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем к тому, чтобы развивать «умную» экономику, экономику, основанную на знаниях. Такого рода молодых людей мы обязаны сопровождать с момента появления первых результатов в школе и, соответственно, в университетский период, и постуниверситетский период. Надо в этом контексте и расширять сеть школ-интернатов при федеральных университетах, модели дополнительного, то есть заочного и дистанционного образования при национальных исследовательских университетах, и другие возможности использовать...»