UNESCO Press
Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Программа и бюджет ЮНЕСКО на 2014-17 гг.
Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО на 2014-2021 гг.
Вестник ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО60 лет с ЮНЕСКО
 

22-25 мая 2013 г. в Ханты-Мансийске состоялась Международная конференция по образованию в интересах устойчивого развитию

Версия для печати

29.10.2013

media/2013/07/konferhant.jpg

Экологические, экономические и социальные показатели свидетельствуют о том, что нынешняя модель прогресса является несостоятельной. Мы живем в мире с растущими проблемами и со все более ограниченными ресурсами. Устойчивое развитие – это возможность скорректировать наш курс (Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун)

Конференция была совместно организована Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Правительством Ханты-Мансийского Автономного округа (Югры) при поддержке Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации, Неправительственного экологического фонда им. В.И.Вернадского, Европейско-Российского Центра эколого-экономического и инновационного развития в связи с завершением Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН (2014).

В работе конференции приняли участие свыше 100 делегатов — ведущие российские и международные эксперты в области образования, руководители кафедр ЮНЕСКО, представители Секретариата ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. К участникам форума обратились Председатель Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО С.В.Лавров, Министр образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливанов, Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа-Югра Н.В.Комарова, Генеральный директор ЮНЕСКО И.Бокова. 

В рамках конференции состоялись две пленарные сессии и четыре круглых стола. Ее проведение было призвано дать ответы на следующие вопросы:

1. «Каковы достигнутые результаты и извлеченные уроки?»

На конференции была проанализирована деятельность в рамках Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН (ДОУР) и отмечены достигнутые результаты. Были представлены инициативы, заинтересованные стороны, сети и идеи, развитию которых способствовало ДОУР, и рассмотрено оказанное ими воздействие. В целях подготовки мероприятий после завершения Десятилетия на Конференции были отмечены успехи, достигнутые в рамках ДОУР, а также возникшие проблемы и извлеченные уроки. Примеры передовой практики позволили проанализировать жизнеспособные подходы к ОУР и определить ключевые области для будущей деятельности.

2. «Каким образом ОУР содействует укреплению качественного образования?»

Образование в интересах устойчивого развития позволяет каждому человеку постичь ценности и приобрести компетенцию, навыки и знания, необходимые для построения будущего, основанного на принципах устойчивого развития. ОУР предполагает включение контента об устойчивом развитии в образование и использование методов преподавания и обучения, помогающих учащимся приобретать такие навыки, как критическое мышление и мотивация их действий для построения лучшего будущего. ОУР содействует повышению роли образования в настоящее время. Исходя из Боннской декларации 2009 г., в которой говорится, что «образование в интересах устойчивого развития задает новое направление для образования и обучения для всех», на конференции была рассмотрена роль ОУР в качестве неотъемлемого компонента качественного образования в XXI веке. 

3. «Каким образом ОУР содействует решению проблем устойчивого развития?»

Устойчивое развитие не может быть достигнуто исключительно за счет технологических решений, политического регулирования или финансовых механизмов. Обеспечение устойчивого развития требует коренного изменения сложившегося мировоззрения, которое повлечет за собой перемены в жизни общества. ОУР, в основе которого лежит принцип взаимозависимости окружающей среды, экономики и общества, может оказать содействие в осуществлении этих изменений. На конференции было отмечено важное значение ОУР в рамках перехода к «зеленой» экономике и обществам, а также его роль в качестве катализатора межсекторального планирования и осуществления программ в таких областях, как изменение климата, биоразнообразие и уменьшение опасности бедствий. На конференции также был рассмотрен вопрос о том, каким образом ОУР может способствовать активизации политики в интересах устойчивого развития и деятельности, способствующей удовлетворению различных глобальных, региональных, национальных и местных потребностей. 

4. «Каковы стратегии построения нашего общего будущего?»

Результатом обзора ДОУР на конференции стала разработка предложений для выработки стратегий в области ОУР после 2014 г. С приближением 2015 г., установленного для достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, а также целей образования для всех, и спустя год после проведения Конференции Рио+20 была отмечена та важнейшая роль, которую играет ОУР в деле достижения глобальных целей в области образования и развития. ОУР вносит конкретный вклад в реализацию повестки дня в области образования и устойчивого развития. Проведение мероприятий в области ДОУР должно продолжаться и после 2014 г. 

По итогам конференции были приняты рекомендации и Ханты-Мансийская декларация.