Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Завершилась V Международная школа молодых ученых "Экология крупных водоемов и их бассейнов"

Версия для печати

04.09.2013

media/2013/4/10.jpg

С 22 по 30 августа  на биостанции ИГУ «Большие Коты» (на Байкале, в 70 км от Иркутска) проходила  V Международная школа молодых ученых «Экология крупных водоемов и их бассейнов». В этом году в ней приняли участие около 70 студентов, ученых, преподавателей из Германии, США, Франции, Швейцарии и России. Организаторами школы молодых ученых выступили биолого-почвенный и географический факультеты ИГУ, кафедра водных ресурсов ЮНЕСКО при Иркутском государственном университете. Школа поддержана проектами Программы стратегического развития университета и грантом РФФИ.

Открыл школу в административном корпусе ИГУ ректор ИГУ Александр Аргучинцев. Он познакомил иностранных участников с университетом, рассказал о важных вехах его развития и основных направлениях деятельности, а ведущие ученые Российской Академии Наук (Сибирское отделение) Кузьмин, Шимараев, Леви представили интересные сообщения о современных исследованиях оз. Байкал.

Открытие школы продолжилось 23 августа на территории биологической станции Большие Коты красивой акцией поднятия флагов университетов-партнёров: Иркутского госуниверситета, университета Кристиана Альбрехта (Киль, Германия), Савойского и Женевского университетов.

Очень яркими были выступления  второго секретаря Нац.комиссиии ЮНЕСКО Ксении Александровны Гавердовской и проректора по внешним связям, профессора Сергея Арктуровича Язева.

В программе школы – лекции  действующих известных российских и  иностранных ученых из вузов-партнеров, («делающих науку своими руками», повествующих об исследованиях из первых уст), проведение круглого стола на тему «Озеро Байкал – Всемирное наследие ЮНЕСКО», практические занятия по отбору гидробиологических и гидрологических проб, их камеральная обработка , орнитологическая и геоботаническая экскурсии, экскурсии на гору Скрипер и в Байкальский музей НИИ биологии ИГУ.

Международная летняя школа – это прекрасная возможность взаимодействия с зарубежными партнерами и установления новых международных контактов. Участие в подобных школах стимулирует студентов и молодых исследователей к научному поиску, к формулировке новых интересных научных задач.

Ниже приводятся ответы организаторов школы в ходе пресс-конференции, организованной в связи с открытием этого события:

Аркадий Матвеев (зав.кафедрой ЮНЕСКО по водным ресурсам в ИГУ): "Сегодня наука в России выходит на новый уровень развития и приобретает междисциплинарный характер. Общение молодых ученых в рамках международной школы – это тот толчок, который позволит российской науке выйти на новый уровень. Соглашение между ИГУ и зарубежными университетами позволяет иркутским студентам выезжать учиться в другие страны. Таким образом, ИГУ готовит наиболее конкуретноспособных специалистов".

Вильгельм Виндхорст (профессор университета Кристиана Альбрехта (Киль, Германия): "Подобное сотрудничество позволяет немецким студентам учиться, сравнивая экологическую ситуацию Германии и Иркутской области. Сегодня в Германии из-за перенаселенности возникло очень много экологических проблем. Мы же сейчас обучаем людей, которые способны справиться с негативным влиянием на окружающую среду. Мы делим ответственность за наш общий мир".

Тьерри Вильмен (профессор, первый проректор савойского университета (Франция): "Развитие туризма на Байкале и повышенное внимание к нему со стороны представителей различных стран создает новую тему для сотрудничества между Савойским университетом и ИГУ. Живя рядом с таким прекрасным озером, важно сохранить его".

Андрей Манцивода (проректор по инновациям ИГУ, профессор): "У нас есть естественное конкурентное преимущество, связанное с уникальностью озера Байкал. Мы обязательно должны на него опереться. Сейчас речь идет даже не о привычном всем понятии туризма, ведь есть еще туризм высокого класса: образовательный, познавательный, научный. Именно его и развивает наш университет".

– Чем отличаются методики преподавания за границей и в Иркутском государственном университете?

Александр Аргучинцев (ректор ИГУ, профессор): "Иностранные студенты давно прошли тот уровень интернационализации, который наши студенты только начинают осваивать. Европейские студенты открытые, в большинстве своем свободно владеют английским языком. У них совсем другой стиль общения с преподавателем. Это особенно характерно для американских вузов, когда в ходе лекций к преподавателю можно обращаться по имени и задавать вопросы. Что касается требовательности – у нас студент гуляет от сессии до сессии, а потом усиленно изучает курс. За рубежом же лекции превращаются в обзоры по курсу, а весь необходимый материал выкладывается в свободном доступе в интернете. Студент обязан изучать соответствующие блоки, самостоятельно делать задания – это жестко контролируется в течение семестра. Если он не наберет нужное количество баллов в течение семестра, то в итоге получит плохую оценку, как бы хорошо он не сдал последний экзамен".

– Какой практический результат вы ждете от работы международной школы?

Аркадий Матвеев: "Школа – это опыт, обучение методам работы, стилю, интенсивности, и все это дает свои результаты. Ряд участников первых школ уже защитили кандидатские диссертации".

Андрей Манцивода: "Надо понимать, что это не школа первокурсников. Это школа высочайшего уровня, где образование соединяется с наукой, и результат – кандидатские диссертации".

Александр Аргучинцев: "По опыту предыдущих школ скажу, что общение в рамках школы со временем превращается в длительные контакты. А они, в свою очередь, – в совместные международные проекты. Подобные молодежные коллективы могут подавать заявки на участие в различных конкурсах и грантах".

– Если мы говорим о международном сотрудничестве, то почему привлекаются только европейские школы и нет африканских, азиатских и т.д.?

Тьерри Вильмен: "Основная проблема – это средства. ЮНЕСКО сейчас испытывает недостаток фондов. Например, африканские ученые не могут себе позволить нести высокие транспортные расходы. Очень жаль, что мы пока не справляемся с этой проблемой".

Аркадий Матвеев: "Месяц назад у нас были представители университетов Китая и Кореи, с которыми ИГУ заключил договоры о сотрудничестве. Думаю, что участие представителей азиатских стран – следующий шаг в развитии школы".