Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Анатолий Кролл: Я из джаза

Версия для печати

19.04.2013

media/2013/4/kroll1.jpg

Осенью 2011 года Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила 30 апреля «Международным днём джаза». Подумалось с грустью, что до этого дня не дожили удивительные подвижники джаза в России Олег Лундстрем и Юрий Саульский.

Но очевидно не случайно в музыкальной природе издревле существует такое понятие, как триптих. Именно теперь вполне заслуженно обозначилась роль композитора Анатолия Кролла в истории российского джаза. Его музыкальный образ также создавался под влиянием не только афроамериканских шедевров джаза, но и взаимопроникновения (в т.ч. с его участием) музыкальных культур народов бывшего СССР. В преддверие его 70-летия обратимся к некоторым основным вехам его творчества.

Своеобразной и неожиданной кульминацией джазовых опытов АК для многих было выступление его Тульского квартета на международном Таллиннском джазовом фестивале  1967 г., которому по составу участников мог позавидовать любой «Нью-Порт».

По словам АК, он тяготел к музыке, в которой преобладает образное начало – в интонации, гармонии, тембре. Такое тяготение впервые ярко и самобытно обозначилось в его руководстве (в 17 лет !) Эстрадным Госоркестром Узбекистана с незабываемым участием певца Батыра Закирова, исполнившего по восточному самобытно (но для того времени- импровизационно авангардно ) «Арабское Танго».

«Арабское танго» и другие опыты раннего Кролла явились своеобразной предтечей таллиннского триумфа, где его квартет играл в манере Джона Колтрейна, но с откровением саксофониста Пищикова .  Сам Кролл  по манере поведения уже напоминал чем-то Чарльза Мингуса, а его музыканты (саксофонист Александр Пищиков, контрабасист Сергей Мартынов и ударник Юрий Генбаев)  в ансамбле с ним играли так, как и музыканты Мингуса, не могли  бы выступать в личном качестве. Весьма образно таллинские события отразил в журнале «Юность» писатель Василий Аксёнов, чей репортаж по художественному мастерству можно было бы сравнить с рассказом «Блюз Сони» Джеймса Болдуина, который «никогда не задумывался над тем, как страшны отношения между музыкантом и его инструментом. Он должен наполнять его, этот инструмент, дыханием жизни. Он должен заставить его выполнить то, что он музыкант хочет». Под влиянием квартета в воображении Аксёнова, который, по выражению Окуджавы, пишет как он слышит, возникали то деревья под напалмом, то эвкалипты под луной, а может быть охота или весёлая пирушка, а может быть лестница в небо? Не каждый, видимо, был подготовлен состоянием нервной системы к восприятию этой музыки. Но было ясно, что это не музыкальное безумие. За всем этим неожиданным действом просматривался академизм Кролла, его уважение к классике, привитое в музыкальном училище в Челябинске, где ещё в трудные годы послевоенного детства он проявлял абсолютный слух, позволявший легко и безошибочно определять не только любую ноту, но и любое взятое одновременно на клавишах количество нот, в каком бы безумном сочетании они ни звучали.

С тех пор прошли годы и десятилетия удивительных свершений  прежде всего на ниве создания и руководства оркестрами.

«Мощнейший, ритмический драйв, единое дыхание, драматургия пауз, затишья, «космических взрывов», почти физиологическое наслаждение свингом…то, что именуется высшим классом, фирменностью». Таковы были некоторые восторженные отзывы об одном из его оркестров - «МКС-бэнде».

Личной фирменностью Кролла стало его краткое и ёмкое высказывание: «Я из джаза». Этому, конечно, способствовал не только успех очаровательного фильма режиссёра К. Шахназарова «Мы из джаза» (1983 г.), музыкальный саундтрек которого создавался оркестром «Современник» под управлением Кролла, но и вся творческая биография маэстро.

Как бы следуя юнесковскому принципу «обучения на протяжении всей жизни», он в 70 лет продолжает музыкально-педагогическую деятельность в Российской академии музыки имени Гнесиных, руководя юношеским оркестром «Академик Бэнд». Этот оркестр хорошо вписался в музыкальную стихию последних лет, а его руководитель проникновенно откликнулся на призыв ЮНЕСКО принять активное участие в праздновании 30 апреля «Международного дня джаза», организовав в Академии удивительное 5-часовое действо под названием «Все цвета Московского джаза», как бы воплощая в жизнь идею Саульского создать «Московскую книгу о джазе» под эгидой ЮНЕСКО, которую ещё предстоит материализовать.

Глубоко озабоченный проблемой сохранения преемственности, Кролл стремится содействовать  поддержке юных дарований в надежде на появление в будущем подлинно российского лица в джазовом искусстве.

Владимир Соколов