Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Гоголь, странный русский гений

Версия для печати

31.03.2009

media/news/gogol_215x150.jpg

Нынешний год назван ЮНЕСКО Годом Гоголя. 200 лет назад родился этот великий чародей слова, тонкий мастер, обладавший уникальным юмором и даром проникать в самые потаенные уголки человеческой души. Николай Гоголь, по выражению Ивана Тургенева, «означил эпоху в истории русской литературы» и которым Россия гордится «как одной из своих слав». При жизни он только однажды вкусил славы, когда создал первую книгу «Мертвых душ», но и это было эпизодом в его неприкаянной жизни – куда больше было провалов и беспощадной критики. Среди современников только отдельные провидцы называли гоголевское перо гениальным и пророчили писателю бессмертие.

Истинная ценность любого явления, как известно, познается при его исчезновении. Слава вознеслась над Гоголем с последним ударом сердца, заставив переосмыслить и переоценить все им созданное. Гоголь сверкал своим прозрачным, добрым юмором, создавая свои книги, и… продолжал «шутить» после смерти. Чего стоит только одна история с памятником, судьбой которого сегодня озадачена российская общественность.

Сто лет назад, на пожертвования, москвичи поставили писателю памятник, до сих пор считающийся лучшим среди всех монументов города. Гоголь любил «белокаменную» и провел здесь свои последние, самые трагические дни. Именно Москву он видел эпицентром русской идеи, в осмысление которой вложил душу.

Скульптор Николай Андреев увековечил писателя на закате жизни: больного, скорбного, согбенного, напоминающего нахохлившуюся птицу. Тем не менее скульптору удалось передать тонкую натуру, таинственность Гоголя, его теплый юмор, показать величие Гоголя-пророка, «мученика за грехи России», как сказал Илья Репин. В этом образе отражалась смелая идея, вся «правда Гоголя».

Место для памятника нашли довольно быстро - Арбатская площадь на стыке с Пречистенским бульваром - именно там любил гулять Гоголь. Однако «странный» его образ был воспринят неоднозначно и вызвал борьбу мнений: «Памятник Гоголю – отвратительный», - записала в своем дневнике Софья Толстая, жена писателя.

Простоявший полвека на этом месте памятник был снят с пьедестала - по приказу Сталина - и отправлен с глаз долой, в Донской монастырь. 50 лет андреевский Гоголь находился в ссылке, а потом его все же вернули на Гоголевский бульвар. Между тем прежнее место было занято другим, более понятным памятником, а Гоголь-загадка удостоился скромного места во дворе дома на Никитском бульваре. Москвичи ждут, что подарком к 200-летию гения русской литературы как раз и будет полная реабилитация многострадального памятника и возвращение его на законное место.

… За слово «великий» в отношении Гоголя писатель Тургенев поплатился ссылкой из Санкт-Петербурга в глухое имение под Орлом: власть не считала Гоголя таковым. «Шут гороховый», «мелкопоместный сатирик» - так отзывались о человеке, которому было суждено занять место рядом с Александром Пушкиным. Перо Гоголя называли «кривым», «злым», «клеветническим». Восприятие Гоголя усложнял его нетрадиционный художественный мир, провидческая смелость, кажущаяся иррациональность изобразительной манеры. "Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир...", – считал Владимир Набоков.

Все это, не понятое изначально, обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре. Его книги и сегодня помогают не только высветить русский характер, но и познавать человечество как таковое.

Николай Васильевич Гоголь-Яновский родился 1 апреля 1809 года, в Полтавской губернии (Украина), в дворянской семье. В его жилах текла кровь украинцев и поляков. У юной матери, вышедшей замуж в 14 лет, дети не выживали, и Николай тоже долго балансировал между жизнью и смертью из-за слабого здоровья. Это обострило набожность матери - она непрестанно молилась за сына и смогла заронить в его душу религиозность, обострившую необыкновенную чувствительность и пылкое воображение.

Получив образование в провинциальной Нежинской гимназии, юноша-Гоголь отправился в Петербург, столицу империи. Он мечтал стать поэтом и привез свою первую поэму «Ганц Кюхельгартен». Издав ее на собственные деньги, он с нетерпением ждал отзывов. Вскоре появилась ядовитая критическая статья, в которой автору советовали больше никогда не браться за перо. Потрясенный Гоголь обежал магазины, где продавалась книга, скупил все экземпляры и сжег их.

Теперь ему приходилось зарабатывать на хлеб и жалкий угол уроками. Однако молодость не давала унывать. Природа наделила Гоголя ироничным нравом, он любил шутить, балагурить. Все это отразилось в первых рассказах, которые вышли в свет под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Блеск нового таланта сразу заметил Пушкин: «Вечера близ Диканьки изумили меня. Вот – настоящая веселость, живая и непринужденная… А местами какая поэзия!».

Природный юмор Гоголя отразился и в знаменитой комедии «Ревизор». По его собственному признанию, здесь он «решился собрать в одну кучу все дурное в России и… посмеяться» Гоголь надеялся, что его слово вызовет «живительные слезы светлого смеха», «взорвет и обнаружит» внутренние болезни общества. Но его не поняли: первая постановка «Ревизора» на петербургской сцене, в 1836 году, в присутствии императора, знати, известных литераторов провалилась (это потом Николай I еще дважды смотрел пьесу и очень смеялся). На премьере бездарная режиссерская работа, безвкусные декорации, слабые актеры не смогли выразить ни тонкого гоголевского комизма, ни глубокого смысла «Ревизора».

Критики набросились на писателя с такой яростью, что, потрясенный, он собрал чемодан – большего имущества у него никогда не было – и уехал за границу. Неудача «Ревизора» была для него крушением всех надежд, личной катастрофой, он чуть ли ни свел счеты с жизнью. Но пароход, море, небеса Германии, Франции, Швейцарии, Австрии успокоили нервы. Весной 1837 года Гоголь прибыл в Рим, который нашел идеальным для жизни и где остался на десять лет.

Он снял маленькую квартирку на улице Страда Феличе (теперь это – место русского паломничества) и зажил скромной, но вполне счастливой жизнью. Именно в это время он вернулся к сюжету, некогда подсказанному Пушкиным, и начал писать «Мертвые души», одну из самых великих и загадочных книг в мировой литературе, принесшую автору славу «странного гения».

Писатель назвал свое повествование «поэмой», поскольку задумал трехтомное произведение о русской жизни, где эпическое начало соединялось бы с лирическим. «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!», - писал он в Россию друзьям. Замысел кристаллизовался вокруг явления, очень волновавшего Гоголя, которое он называл «мертвенностью жизни». Размышляя о героях «Мертвых душ», Гоголь описал процесс превращения живой души – в мертвую. Постепенно человека охватывают пошлые привычки своего круга, опутывают условности и «приличия», заключающие душу в твердую скорлупу. «А как попробуешь добраться до души – так ее уже и нет…», - говорил писатель.

Гоголь закончил рукопись в 1841 году и привез ее в Москву. После долгих цензурных мытарств книга вышла из печати и - произвела фурор. Слава Гоголя воссияла. Сам же он вернулся в Рим и наблюдал за реакцией русского общества издалека, не чувствуя никакого удовлетворения. Он был расстроен тем, что поэма, вопреки надеждам, не произвела никакого облагораживающего эффекта на отечественную жизнь. Тем не менее, он принялся за вторую часть «Мертвых душ».

Отыскивая мысли и образы еще более впечатляющие, он отошел от сатиры и задумал некую проповедь очищения, желая показать способность «мертвых душ» возродиться. Он считал, что «болезнь века – во всеобщем недовольстве, потере связи с изначальным и высшим. Каждый хочет быть не тем, что он есть, отсюда – разочарования и пороки…». Обозначив великую нравственную задачу в творчестве, Гоголь испытывал мучения перед, как он считал, собственным несовершенством. Вторая часть «Мертвых душ» сочинялась с душевным надрывом, у писателя начались нервные припадки.

Болезнь заставила его кочевать по европейским курортам, но все равно не отступала. В 1845 году, находясь в Гамбурге, Гоголь сжег в гостиничном камине первый вариант второго тома, свой пятилетний труд. «Как только пламя унесло последние листы моей книги, ее содержание вдруг воскресло в очищенном, светлом виде», - записал он в тот день. С упорством каменотеса, одолевающего гранитную породу, он взялся за этот новый вариант второго тома.

И вот рукопись почти готова, требует лишь авторской полировки. Гоголь вернулся в Россию, в любимую Москву. Все, кому он читал эту новую книгу, находили ее великолепной и превосходящей первую. Но мы уже никогда не сможем ее оценить. В ночь на 12 февраля 1852 года Гоголь в очередной раз сжег свои «Мертвые души». Через десять дней после этого он скончался, загадочным образом, не дожив чуть более месяца до своего 43-летия.

Причины этой странной смерти остаются загадкой. То ли писателя настигла душевная болезнь, то ли наступил творческий кризис, вызвавший тяжелую апатию. Возможно, трагедии способствовало несостоявшаяся женитьба на графине Виельгорской, семья которой не позволила, чтобы в дом вошел неродовитый человек, хотя и известный писатель. Во всяком случае, Гоголь очень желал смерти: «Как сладко умирать…» - эти слова последними слетели с его уст.

Гоголь лежал, увенчанный лавровым венком, с букетиком подснежников в руке. Его отпевали в церкви Московского университета, при огромном стечении народа. Гроб студенты несли на руках до места погребения – Данилова монастыря. Позже писатель был перезахоронен и ныне покоится в московском пантеоне на Новодевичьем кладбище. На его надгробии высечены слова из Книги пророка Иеремии: «Горьким словом посмеюся»…

Татьяна Синицына, писатель