Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Вопросы управления Интернетом

Версия для печати

19.01.2012

media/2012/01/shchegolev_215x150.jpg

Статья Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации И.О. Щёголева в «Вестник ЮНЕСКО»

Говоря об управлении Интернетом, мало определить стратегические, прорывные направления движения. Для их реализации необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных сторон: гражданского общества, бизнеса, пользователей, представителей научно-исследовательского сообщества, государства.

Проблема интернационализации управления сетью Интернет в значительной степени отражает современные геополитические, социально-экономические и внутриполитические реалии и вызовы.

Международное интернет-сообщество уже осознает тот факт, что, как сказал Президент России Дмитрий Медведев, «Интернет не может быть средой, где доминируют правила, установленные одной, пусть даже самой продвинутой, самой сильной страной. Должны быть международные нормы, которые выработаны совместно».

На Всемирной встречи на высшем уровне в 2003 году было признано, что управление использованием Интернета на международном уровне необходимо осуществлять на многосторонней, прозрачной и демократической основе при полномасштабном участии органов государственного управления, частного сектора, гражданского общества и международных организаций. Оно должно обеспечивать справедливое распределение ресурсов, способствовать доступу для всех, гарантировать стабильное и защищенное функционирование Интернет с учетом многоязычия.

Именно Россия стала первой страной, получившей собственный домен на национальном языке. Темп роста регистраций доменных имен в домене .РФ превзошли самые смелые ожидания: в течение первой недели с начала открытой регистрации прирост доменных имен в .РФ составлял в среднем 25–30 тысяч доменов в сутки, что в десять раз больше чем в традиционном домене .RU. На сегодняшний день уже зарегистрировано более 3,4 млн. доменов в зоне .RU и более 900 тыс. доменов в зоне .РФ.

Движение к интернационализации управления Интернетом лежит в двух плоскостях: концептуальной и институциональной. С концептуальной точки зрения, следует четко уяснить, что распространенное мнение об управлении Интернетом как наборе чисто технических функций, которыми должны заниматься исключительно частный сектор, гражданское общество, пользователи и ученые, некорректно. Такой подход оставляет без ответа вопрос о том, какова роль правительства в вопросах государственной и межгосударственной политики в Глобальной сети. Российская Федерация отстаивает принцип соблюдения суверенитета стран и правительств в отношении вопросов государственной политики в национальных сегментах Интернета.

Институциональный аспект проблемы подразумевает поддержку Россией диалога и сотрудничества между всеми организациями, которые обеспечивают функционирование, стандартизацию и регламентирование работы сети Интернет. Мы выступаем за повышение роли Международного союза электросвязи (МСЭ) в управлении сетью Интернет для обеспечения полноправного участия правительств и национальных Администраций связи в решении глобальных вопросов.

Российская Федерация отмечает, что по своим функциям и статусу интернет-корпорация ICANN схожа с естественными монополиями. Причем, несмотря на недавние позитивные изменения, ключевые механизмы контроля за ее деятельностью в значительной степени монополизированы и находятся в руках Администрации США.

На наш взгляд, для дальнейшей интернационализации управления Интернетом необходимо разработать процедуры и механизмы координации. Это нужно для подлинного влияния международного сообщества и представителей всех ключевых заинтересованных сторон на деятельность интернет-корпорации ICANN без ущерба глобальной связанности Интернета. Помимо этого, мы считаем важным более широкое представительство всех стран мира в органах управления Интернетом для должного баланса сил и влияния.

Важная составляющая интернационализации управления Интернетом – развитие дискуссии в рамках глобального и региональных (национальных) Форумов по управлению Интернетом. В Российской Федерации при активной поддержке Минкомсвязи прошли два национальных Форума по управлению Интернетом (RIGF) в 2010 и 2011 гг. В Довильской декларации «Группы восьми» «Неизменная приверженность свободе и демократии» зафиксировано следующее: «Поддерживая модель управления Интернетом с участием широкого круга заинтересованных сторон, мы призываем всех участников данного процесса активизировать сотрудничество в рамках всех международных форумов, где рассматриваются вопросы управления Интернетом, а также между ними. В этой связи необходимо проявлять гибкость и открытость, с тем чтобы адаптироваться к высоким темпам развития и расширения области применения технологий и методов ведения бизнеса. В этой модели правительства должны играть ключевую роль».

Злоупотребления, связанные с использованием Интернета, условно можно разделить на три типа. Первый тип – угрозы использования технологий для нарушения работы сетей. Второй – размещение в Интернете вредоносного контента, в том числе способствующего террористической деятельности. Третий тип злоупотреблений – использование Интернета как средства коммуникации при подготовке, планировании и совершении терактов «за пределами киберпространства».

Оказать эффективное противодействие возникающим угрозам возможно, только консолидировав наши усилия. Для достижения лучшего понимания современных угроз и поиска совместных путей борьбы с ними, Россия с 1998 года последовательно выступает с инициативами о постановке на международном уровне вопроса о комплексном обеспечении международной информационной безопасности. Тема с подачи российской стороны заняла прочное место в повестке многих международных организаций, в первую очередь ООН и Международного союза электросвязи, ОБСЕ, Совета Европы, «Группы восьми», Форума по управлению использованием Интернета.

Цель российских инициатив – предотвратить втягивание человечества в очередной виток гонки вооружений на новом технологическом уровне. И сверх того – не допустить использование кибертехнологий против интересов безопасности государств.

На Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (проходившей в Женеве в 2003 и в Тунисе в 2005 годах) при активном участии России консенсусом были приняты международные принципы построения глобального информационного общества. Раздел 36 Принципов говорит о поддержке деятельности ООН, «…направленной на предотвращение возможности использования ИКТ в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности и способных оказать отрицательное воздействие на целостность государственных инфраструктур, нанося ущерб их безопасности…».

В соответствии с этими рекомендациями вопросы кибербезопасности были включены в повестку дня конференций и собраний Международного союза электросвязи. Еще в 2006 году Полномочная конференция МСЭ приняла резолюцию «Усиление роли МСЭ в укреплении доверия и безопасности при использовании ИКТ». Документ учитывает наличие новых угроз «злоупотребления информационными ресурсами и технологиями в преступных и террористических целях». В частности, резолюция отмечает необходимость развивать механизмы международного сотрудничества (соглашения, меморандумы), то есть международно-правовую базу международной информационной безопасности.

Немаловажная проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся в Интернете – это защита авторских прав. Модель авторского права возникла по модели абсолютного права собственности. Как и право собственности, модель авторского права базировалась на жестком определении собственника объекта интеллектуальной собственности и защите его прав при любом использовании объекта авторского права.

Действующая экономическая модель работает в условиях «материального мира», при копировании на материальные носители, в условиях объективно ограниченных возможностей копирования таких объектов, что позволяет учитывать и контролировать их оборот. С появлением электронных средств коммуникации, в том числе сети Интернет с ее трансграничностью и возможностями копирования и передачи информации, данная модель свои функции не выполняет.

Повышение эффективности охраны результатов интеллектуальной деятельности в сети Интернет надо разрешать комплексно. Это надо делать в рамках совершенствования нормативно-правового регулирования законодательства в области авторских и смежных прав, а также путем создания эффективных технологических решений для противодействия незаконному распространению в сети Интернет результатов интеллектуальной деятельности и увеличения оборота легального цифрового контента.

Кроме того, существует проблема «общественного достояния» – проблема использования объектов авторского права, созданных, например, сообществом интернет-пользователей. Ее решение возможно путем введения и признания на национальных территориях так называемых «свободных лицензий» (таких как лицензии семейства «creative commons», «GPL» и подобных), которые позволяют автору передать большую часть своих прав на произведение неограниченному числу пользователей, в частности – права распространения и переработки (в коммерческих или некоммерческих целях).

В настоящее время по поручению Президента Российской Федерации мы разрабатываем изменения в гражданское законодательство Российской Федерации для закрепления возможности для авторов предоставлять свои произведения на условиях свободных лицензий неограниченному кругу лиц (аналогичных Creative Commons, GNU FDL).

Правительство Российской Федерации недавно утвердило государственную программу «Информационное общество (2011 – 2020 годы)». Это беспрецедентная для современной России по своим масштабам, объемам финансирования и конечным целям государственная инициатива. И одно из центральных мест в ней отведено Интернету как важному инструменту ее реализации и как объекту приложения сил государства.

На Всемирной встрече на высшем уровне по информационному обществу в 2005 году были сформулированы ключевые вызовы развитию Интернета. Мы считаем, что преодолеть их нам поможет программа «Информационное общество».

И.О. Щёголев