Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

ЮНЕСКО во внешней политике России

Версия для печати

28.10.2009

Традиционная популярность и идеологически нейтральный имидж ЮНЕСКО в нашей стране дают возможность привлекать к участию в реализации ее проектов в России широкие интеллектуальные и общественные силы, объединяя их вокруг благородных идеалов и ценностей Организации. При этом главной задачей является поддержка отечественной науки, образования и культуры в целях социально экономического развития и процветания России.

Такая задача тем более актуальна в постконфронтационный период мирового развития, когда международный вес и влияние государств во все большей степени определяются не столько размером их территорий или военной мощью, сколько научно техническим потенциалом, уровнем образования и культуры населения, вкладом в мировую цивилизацию. Именно этими факторами обусловлены традиционный авторитет и влияние России в ЮНЕСКО. Использование международного сотрудничества в интересах российской науки, образования и культуры становится, таким образом, одним из важных направлений работы по укреплению позиций России как мировой державы.

В настоящее время, насчитывая 194 государства члена, ЮНЕСКО выросла в одну из крупнейших межправительственных организаций, объединяющую мировую интеллектуальную элиту. Сотканные ЮНЕСКО международные сети сотрудничества включают сотни научных центров, университетов, школ, библиотек, музеев, творческих объединений по всему миру.

Для России это открывает не только неограниченный доступ к новым партнерским связям и источникам научной информации, но и широкие возможности влияния на мировой интеллектуальный климат. Однако и здесь, что бы реализовать эти возможности, необходима активная дипломатия. Во многом благодаря ей наша страна с момента своего вступления в ЮНЕСКО в 1954 г. неизменно является членом Исполнительного совета Организации. Без участия России не обходится принятие практически ни одного сколь нибудь важного решения.

За последние годы в ЮНЕСКО сформировались философия и стиль международного сотрудничества, которые в высокой степени отвечают концептуальным установкам российской внешней политики. Сегодняшнюю ЮНЕСКО можно рассматривать как модель миропорядка, составными элементами которого являются равноправие государств, уважение многообразия культур, предпочтение решать проблемы, хотя и нелегким, но в конечном итоге оправдывающим себя путем диалога. В условиях бурно развивающихся процессов глобализации международной жизни ЮНЕСКО воплощает в себе прообраз «единого в многообразии», взаимосвязанного и взаимозависимого мира.

Значение миссии ЮНЕСКО в современном мире существенно возрастает, поскольку именно в сферах международного сотрудничества, затрагивающего интеллектуальный и духовный мир человека, лежат долгосрочные, стратегические ответы на многие вызовы XXI столетия. В свое время бывший Генеральный секретарь ООН Х. Перес де Куэльяр назвал ЮНЕСКО «мыслящей головой» ООН. Это касается ее роли в осмыслении таких глобальных проблем, как противодействие международному терроризму, преодоление углубляющегося разрыва между развитыми и развивающимися странами, сохранение экологического равновесия и биологического разнообразия планеты, научные исследования Мирового океана, глобальное изменение климата, этические аспекты научно технического прогресса и развития информации и коммуникации, проблемы народонаселения, урбанизации, ликвидации неграмотности, сохранения природного и культурного наследия человечества. Заметное место в ЮНЕСКО применительно к сферам ее компетенции занимает проблематика образования в области прав человека. Авторитет России в ЮНЕСКО позволяет ей действенно влиять на ход обсуждения этих проблем.

Значителен, хотя еще не вполне востребован, потенциал ЮНЕСКО в вопросах обеспечения мира и международной стабильности. Это становится особенно очевидным перед лицом новых вызовов, с которыми в последнее время все чаще сталкивается человечество: акты международного терроризма, природные и техногенные катастрофы. Особую миссию Организации отражает ключевой тезис из ее Устава: «Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». Этот тезис, родившийся из трагического опыта второй мировой войны, оказался как никогда актуальным в со временной международной обстановке, когда большинство вооруженных конфликтов возникает не между государствами, а внутри самих государств. Занимаясь в рамках своего мандата поисками путей раннего предупреждения таких конфликтов, ЮНЕСКО вышла на концепцию «культуры мира» — новой культуры межнационального и межкультурного общения — которая предполагает не просто отсутствие вооруженных конфликтов, а новый тип человеческого общежития, основанный на взаимной терпимости, ненасилии, уважении многообразия культур, традиций и религий, соблюдении прав человека. Концепция получила поддержку Генеральной Ассамблеи ООН. Осуществление в России крупномасштабного национального проекта по «культуре мира» позволило нашей стране занять лидирующие позиции на этом значимом направлении международного сотрудничества.

Важным фактором укрепления позиций России в ЮНЕСКО является вклад российской дипломатии в совместные усилия по повышению эффективности работы этой Организации в контексте реформирования всей системы ООН и ее развороту к наиболее острым и актуальным проблемам современности. И здесь активная и вместе с тем взвешенная позиция России расширяет круг ее партнеров в Организации, открывает дополнительный простор для отстаивания и проведения в жизнь интересов страны.