Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Земля, поклонись этому человеку

Версия для печати

11.02.2011

media/2011/02/1297419775.jpg

2011 год Указом Президента России Дмитрия Медведева объявлен Годом российской космонавтики. 50-летний юбилей полёта в космос первого человека Земли Юрия Гагарина празднуется ООН и ЮНЕСКО. Первый космонавт Земли возглавил список самых популярных людей планеты в ХХ столетии, но, думается, определение «популярный» не исчерпывает масштаба события, связанного с именем этого человека, так же как и его личности.

"Легендарный", "загадочный", "трагический" - эти эпитеты совершенно необходимы при оценке подвига Юрия Гагарина.

Знаменитая строчка из поэмы Олжаса Сулейменова - "Земля, поклонись человеку!", прозвучавшая на всю страну в день космического старта Гагарина, отчеканена на памятнике, стоящем на месте его гибели. Но важна деталь: вместо мажорного восклицательного знака в конце - точка. Как символ финала этой блистательной жизни, окутанной флёром славы и легенд.

Неудивительно, что первый космический пилотируемый полет, как и личность героя-первопроходца, со временем превращаются в легенду. Именно так случилось с Юрием Гагариным. Жизнь этого человека, в центре которой оказался обессмертивший его полет в космос, увенчалась таинственной гибелью героя весной 1968 года. Страна была шокирована. Информация, которую сообщили обществу, была весьма лаконичной и сухой. Ее недоставало, ей не очень-то верили. Люди шепотом обсуждали случившееся до середины 90-годов.

Но что бы ни говорилось, лучезарный образ первого человека, открывшего космическую эру, конечно, не мерк. Гагарин оставался героем, любимцем народа, а трагическая смерть еще и добавила венец страстотерпца.

После активной публикации в СМИ материалов, связанных с таинственной катастрофой учебно-тренировочного самолета МиГ-15 УТИ, которым управляли два пилота - Гагарин и его друг Серегин, за короткий срок трансформировало людское восприятие личности Гагарина. На первый план вышел "образ жертвы". Имя первого космонавта Земли все чаще связывалось не с триумфальным байконуровским стартом в апреле 1961 года, а с мрачным лесом под Киржачом, где оборвалась красивая космическая легенда и где сегодня стоит памятник со знаменитыми словами поэта Олжаса Сулейменова на постаменте.

Изменение восприятия образа Гагарина объясняет, в первую очередь, человеческая психология. К сожалению, мы с гораздо большим интересом внимаем всякого рода негативно-криминальным сюжетам, нежели фактическому материалу, пусть даже всерьез обоснованному. К тому же, общество с советских времен привыкло не доверять политике замалчивания, лжи, непременного поиска врага (особенно - в кризисных ситуациях). При этом космонавтика, которая всегда составляла основу оборонно-политической доктрины государства, была тем полем, где "зерна подозрения" всходили и приживались очень легко. История полета Гагарина и его трагическая смерть - лишь подтверждение тому.

Недомолвки, намеренная ложь сопровождали гагаринскую эпопею на всем ее протяжении. «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич…»

Это сообщение ТАСС 48-летней давности и сегодня завораживает своим спокойствием и непоколебимой верой в успех. Оно было опубликовано до завершения полета, то есть герой еще не вернулся на Землю. Между тем, журналисты держали наготове несколько вариантов текстов, посвященных итогам первого полета человека в космос, в том числе и траурно-величественный некролог.

«Поехали!..»

При всем огромном количестве книг и статей, написанных о первом полете человека, и сегодня не все известно об этом историческом витке. Оказывается, жизнь Гагарина в момент полета буквально висела на волоске. Дело в том, что корабль вышел на орбиту, превосходящую ту, что рассчитали на земле. Разница была существенной - 80 километров. Высота апогея составила 327 км против 247 км. Если бы орбита совпала с расчетной, то, в случае отказа тормозной системы при спуске, корабль сходил бы с нее в течение 5-7 суток, за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы. Именно на этот срок и рассчитывались все запасы на борту. Но ситуация оказалась нештатной, и Гагарин в ней был, по сути дела, смертником.

Можно только догадываться, что испытали сотрудники Центра управления полетами, когда выяснилась истинная орбита аппарата. В случае отказа тормозной системы космонавт был обречен оставаться в космосе на 15–20 суток. А это - верная смерть. Но все, как мы знаем, закончилось благополучно. Система включилась штатно, корабль сошел с орбиты, а на высоте 1500 м космонавт катапультировался и благополучно приземлился, перевернув тем самым первую страницу истории мировой пилотируемой космонавтики.

Триумф, почти божественное почитание, зенит славы, - все это хорошо известные стороны, связанные с Юрием Гагариным. Но было и то, что скрывалось под грифом секретности. Например, были окутаны тайной обстоятельства посадки на землю первого в мире космонавта: как именно он приземлился – на парашюте, отдельно от кабины, или - находясь в ней.

Казалось бы, какая разница! Однако кремлевским идеологам показалось, что катапультирование умаляет героику первого полета. Гагарину было велено говорить, что он приземлился внутри кабины. Правда "выскочила" только в 1964 году, когда после завершения полета трехместного корабля «Восход» в прессе появилось сообщение, что экипаж впервые приземлился внутри корабля. Тем не менее, до конца жизни Гагарину задавали злосчастный вопрос на бесчисленных международных пресс-конференциях.

Сколько было космонавтов?

Если кто-то в истории совершил нечто знаменательное или оказался первым в деле планетарного значения, то по всем законам жанра непременно рано или поздно возникнут еще более первые и значимые. Иными словами, лжепервый №1, №2 и т.д. Первый космический полет отнюдь не оказался исключением.

Пелена абсолютной "космической секретности" породила массу слухов, еще до полета Гагарина, о том, что СССР скрывает гибель нескольких отважных летчиков, пытавшихся достичь околоземного пространства.

В декабре 1959 года итальянское информационное агентство «Континенталь» распространило заявление одного известного чешского коммуниста о том, что в период с ноября 1957- по июнь 1959 годов при попытке совершить космический полет в СССР погибли три космонавта. Однако ни эта сенсация, ни другие, скажем, о взрыве лунного корабля на стартовом столе сибирского космодрома «Спутникград» (!), никогда не подтверждались даже частностями и поэтому могут быть отнесены в раздел абсолютного вранья, чьего-то возбужденного воображения.

Но бывало, что безудержная фантазия разыгрывалась вокруг вполне реальных фактов. В октябре 1959 года журнал «Огонёк» опубликовал снимки пятерых летчиков-испытателей: Белоконева, Качура, Грачева, Завадского и Михайлова. Журналист Ассошиэйтед Пресс, комментировавший эту статью, почему-то сделал вывод, что «Огонёк» изобразил будущих космонавтов. Но так как впоследствии ни одна из перечисленных фамилий более ни разу в советской прессе не упоминалась, решили, что все пятеро погибли, причем для каждого нашелся отдельный леденящий кровь сценарий.

Страсти подогревал и сам лидер Никита Хрущев, любивший эффекты, особенно публичные. Так, обнадеженные советскими заявлениями американцы ждали чего-то потрясающего 27 сентября 1960 года. Но официального сообщения ТАСС не последовало. И тогда сделали однозначный вывод: на счету космической программы СССР еще одна человеческая жертва.

Впрочем, «жертва» действительно была. Только в виде взорвавшихся на участке выведения двух ракет-носителей «Молния», которые пытались вывести в космос первую автоматическую станцию «1М» для изучения Марса.

Крутая спираль

Закономерно, что гибель Гагарина весной 1968 года, не получив никакого официального разъяснения, очень быстро обросла всевозможными слухами и домыслами, главным из которых был, конечно, образ коварного врага, расправившегося с главным советским героем.

Голые факты, касающиеся трагедии, которая произошла совсем недалеко от Москвы 27 марта 1968 года, стали достоянием общественности давно. Юрий Гагарин и его авиаинструктор Владимир Серегин выполняли обычный тестовый полет на "МиГ-15" при плохих погодных условиях. Они успешно выполнили запланированные маневры и уже направлялись к посадочной полосе, когда радиосвязь с самолетом вдруг оборвалась. Позже спасатели нашли останки "МиГа" на дне глубокого кратера в лесу. Гагарину было всего 34, и на момент преждевременной гибели он был наиболее вероятным кандидатом на то, чтобы возглавить советскую экспедицию по высадке на Луне.

Казалось, что самолет вошел в "черное пике" – крутую смертельную спираль, и пилоты, судя по всему, потеряли управление. Была создана правительственная комиссия для расследования трагедии. Однако никаких официальных данных обнародовано не было. Мало того, Леонид Брежнев лично наложил запрет на всякое упоминание об отказе техники или ошибках экипажа.

Естественно, появились несуразицы вроде происков инопланетян и т.д. Следователи высказывали предположения, что самолет столкнулся с посторонним объектом, аэрозондом или даже стаей птиц, однако на фюзеляже не нашли никаких следов, подтверждающих эту теорию. Не нашли и сбоев в двигателях или системе управления. Короче говоря, катастрофа оставалась таинственной.

Так, никто не мог понять, почему два опытных пилота не катапультировались из самолета. В российских СМИ в то время сообщалось, что Гагарин героически остался у штурвала, чтобы помешать самолету врезаться в близлежащую школу, но никаких доказательств этой версии предложено не было. Расследование, проведенное в 1986 году, предположило, что "МиГ-15" был сбит с курса турбулентностью, вызванной сверхзвуковым летательным аппаратом, находившемся в районе.

Эта версия и теория о том, что самолет резко отклонился от курса, чтобы избежать столкновения с аэрозондом, стали общепринятыми. Однако авиаинженер Игорь Кузнецов, один из тех, кто активно выступает за новое расследование гибели Гагарина, в книге «Расследование – 40 лет спустя…», (вышла в 2007 году) выдвинул новую теорию.

«Наконец-то я смог добраться до сути, - сообщил он российским СМИ. - При помощи новейших компьютерных программ я смог восстановить траекторию и точные движения самолета в последние минуты».

«Я полностью воссоздал события 37-летней давности и считаю, что нашел подлинную причину катастрофы». По словам Кузнецова, кто-то забыл закрыть вентиляционную панель в кабине, и в результате в ней упало давление, а летчики лишились сознания. «Судя по всему, - говорит он, - причиной трагедии был человеческий фактор, некомпетентность одного из механиков, готовивших самолет к полету».

Не устану повторять: все то, что хоть немного технологичнее стальной болванки, имеет обыкновение ломаться. Тем более, авиационная техника. Кроме того, кто-то на земле вполне мог что-то забыть и пропустить. Хотя, с технической точки зрения, маловероятно, что на «форточку», которую забыли захлопнуть, никак не отреагировала система контроля самолета…

Но как бы то ни было, образ Гагарина, его подвиг были и остаются гордостью нации, славой страны. Живой или мертвый, Юрий Гагарин - олицетворение земной мечты, силы человеческого духа и высокой героики. Звания первого космонавта Земли, его планетарной славы уже никому не отнять...

Андрей Кисляков, научный обозреватель