Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Благословение Александра Куприна всему миру

Версия для печати

06.12.2010

media/2010/12/1291624220.jpg

Кроме многих замечательных дат, уходящий год отмечен и 140-летием Александра Ивановича Куприна, которому в пантеоне выдающихся русских писателей начала ХХ века принадлежит своё особое место. Признанный мастер рассказа, автор прекрасных повестей, Куприн создал широкую и многообразную картину жизни современной ему России. Лучшие произведения писателя с достоинством выдержали испытание временем. В них дорого то, что Иван Бунин назвал "купринским благословением всему миру".

Каким был этот человек, рассказывает, например, емкий словесный портрет критика тех лет Петра Пильского: "...Куприн был откровенен, прям, быстр на ответы, в нём была радостная и открытая пылкость и бесхитростность, теплая доброта ко всему окружающему... Временами его серо-синие глаза освещались чудесным светом, в них сияли крылья таланта...". Близко знавший Куприна Иван Бунин тоже, конечно, не мог пройти мимо этой неординарной личности. В его очерке есть такая строка: "Вот что замечательно: та разница между тем, как он жил и как писал". Бунин называл купринский талант "стихийным", упрекал его за то, что он недостаточно оттачивает язык, а среди достоинств особо отмечал "непосредственность и первичность переживаний". Очень ценил тонкий, зоркий писательский глаз Куприна Чехов, а впервые пожав купринскую руку, он отметил ее "талантливую" форму.

Александр Куприн родился в 1870 году в захолустном городке Наровчате (под Пензой), в небогатой дворянской семье. Отец, военный врач, умер от холеры, когда мальчику был год. Оставшись без средств к существованию, мать переехала с маленьким сыном в Москву и поселилась во Вдовьем доме - там хотя бы не разлучали их.

В формировании личности Куприна мать, Любовь Алексеевна, сыграла громадную роль, навсегда заняв в сердце сына место "верховного существа". Она была княжной, потомком древнего татарского рода Куланчак. Сильная, волевая натура, наделенная непреклонным характером и высоким благородством, она обладала к тому же, по словам Куприна, редким "инстинктивным вкусом" и тонкой наблюдательностью. Став знаменитым писателем, Куприн очень гордился своей высокородной татарской кровью, носил цветную тюбетейку и, как вспоминают современники, садился так широко и важно, как пристало хану.

В 1876 году Любовь Алексеевна была вынуждена отдать шестилетнего сына в сиротское училище. Казенная обстановка причиняла мальчику глубокие душевные страдания, навсегда оставившие рубцы на сердце. После училища юный Куприн поступил в Московскую военную гимназию, позже преобразованную в Кадетский корпус, а потом продолжил образование в Александровском военном училище. Впоследствии Куприн опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда, в суровой атмосфере казарм, среди муштры, постигая далеко не сентиментальные военные науки, он мечтал стать «поэтом или романистом».

В зрелые годы Куприн уверял, что стал писателем случайно. Выйдя в отставку, не имея средств, он кормился чем попало, а потом начал зарабатывать "на рассказиках". Их с удовольствием печатали разные газеты и журналы. Писал легко, "на бегу, на лету, играючи", с восторгом погружаясь в стихию слов и образов. Так и пришел к славе. А когда вслед за нею появились и деньги, он отпустил вожжи своей натуры и, как говорится, "стать жечь свечу с двух сторон", пуская с молотка могучее от природы здоровье.

Подобно Горькому, Куприн прошел свои «университеты», пополняя жизненные впечатления. Вдоль и поперек изъездил Донбасс, работал на заводах Русско-бельгийского общества. Во время поездок знакомился с рабочими, причем умел близко сходиться с людьми, жить их заботами, радостями и печалями. В результате вышла повесть «Молох» о крупном предприятии нового типа, которым владела группа акционеров, о сложных взаимоотношениях между работавшими там людьми. Это произведение сразу принесло начинающему автору известность.

В 1899 году молодой писатель познакомился с Чеховым и стал навещать его на ялтинской даче. Рассказ «В цирке», герой которого страдал болезнью сердца, написан при консультациях доктора Чехова, разъяснявшего всякие медицинские тонкости. Он вообще принимал большое участие в судьбе Куприна и оказал на него значительное творческое влияние.

В 1902 году Чехов сообщил Куприну, что его повесть «В цирке» очень понравилась Льву Толстому, и посоветовал послать ему вышедший сборник «Миниатюры». Летом того же года произошла первая встреча с Толстым, который оценил талант Куприна как "прекрасный, настоящий".

На рубеже веков Максим Горький создал демократическое издательство «Знание», которое выпускало массовыми тиражами книги писателей-классиков и выдающихся современных мастеров. Был издан и сборник рассказов Куприна. «Горькому я обязан очень многим, он не только сердечно и внимательно отнесся ко мне и к моей работе, но открыл мне глаза, по-новому осветил жизнь, заставив задуматься над тем, о чем я прежде не думал», - вспоминал Куприн.

В течение первого десятилетия ХХ века талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В 1909 году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с Иваном Буниным, будущим лауреатом Нобелевской премии.

В это время писатель создал несколько рассказов и повестей, посвященных армейской теме, – «Ночлег», «Ночная смена», «В казарме» и другие. Они были своего рода наброски к "Поединку", пожалуй, самому значительному произведению Куприна. Эту повесть Куприн называл своим "главным, девятым валом». Дочь Льва Толстого записала тогда в дневнике: "По вечерам читаем "Поединок" Куприна, причем больше всех читает папа. Ему нравится…"

Потом появился рассказ «Штабс-капитан Рыбников», где была передана атмосфера трагического и позорного конца русско-японской войны 1904-1905 годов, следом за ним - "Гамбринус", фоном для которого послужило наступление реакции после поражения революции, разгул антисемитизма с его погромами.

В этот период Куприн сместил акценты своего творчества: он много занимался анализом морально-психологических проблем, человеческих взаимоотношений, любви, темами природы, жизни животных. Драгоценным вкладом в сокровищницу русской литературы и художественного языка стали «Гранатовый браслет», «Анафема», «Черная молния», «Святая ложь» и другие произведения, утверждавшие высокую человечность. На них уже стояла печать зрелости большого таланта.

Одна из самых известных повестей Куприна - «Гранатовый браслет». Известный русский писатель Константин Паустовский позже скажет, что это "один из самых благоуханных, томительных…и самых печальных рассказов о любви". Куприн признавался, что "создавал с большим волнением эту милую вещь " о трагической любви мелкого чиновника-телеграфиста к богатой знатной даме".

После революции 1917 года писатель какое-то время принимал участие в работе организованного Горьким издательства «Всемирная литература», написал вводную статью к собранию сочинений Дюма, другие работы. Однако в 1919 году всё было прервано эмиграцией.

Живя в Париже, Куприн оставался русским писателем. Его роман «Юнкера», над которым он работал с1928 по 1932 год, проникнут глубокой тоской по родине. А в герое романа юнкере Александрове нетрудно узнать самого автора.

В 1937 году, уже тяжело больной, писатель вернулся домой, и Москва восторженно встретила знаменитого писателя. Он сразу отозвался очерком "Москва родная". Но оказалось, что он приехал на родину умирать...

Похоронили Куприна в Санкт-Петербурге, на Литераторских мостках, рядом с могилой Ивана Тургенева.

Но то бессмертное, что он создал, Россия бережет. Как сказал Константин Паустовский, «Куприн не может умереть ни в памяти русских, ни в памяти многих других людей – представителей человечества, как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к своей родной земле».

Лилия Ковалева